Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации. Работа с родителями.
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей " Как подготовить ребенка к детскому саду или первый раз в детский сад"

Что меняется для ребенка с началом детского сада? Режим дня,привычки питания.  Появляется необходимость общаться с детьми и чужими взрослымидолгое время,        много вещей теперь нужно делать самостоятельно, а, соответственно, нужно уметь лучше объясняться.

Ребенку ко всем этим изменениям нужно привыкнуть,т.е. адаптироваться.

Адаптация бывает трех степеней: легкая (ребенок привыкает за 2-3 недели). Средняя (от 1 месяцев до 1,5 мес) и тяжелая (больше 1,5 месяцев)

Начало адаптации всегда сопровождается стрессом, насколько он будет сильным будет зависеть от вас, родители.

Средняя и тяжелая степень адаптации происходит в том случае, когда ребенок психологически не готов к детскому саду.

Итак, как нужно готовить ребенка к детскому саду?

Во-первых, ребенку важно рассказать, что его ожидает в деталях. Где он будет раздеваться, что детки делают в саду, как вы будете прощаться с мамой. Мы с тобой обнимемся, я скажу тебе: «Пока, пока!» и мы попрощается, в это время вы поиграете, почитаете книжки, посмотрите игрушки, а я пойду и т.д. Через два часа я приду (в это время я буду заниматься…)

Во-вторых, необходимо с ребенком играть в детский сад, главное в этой игре-проработка момента оставления детей в детском саду. Уход мамы, занятия малыша в саду и приход мамы.

В-третьих, важно заранее познакомить  ребенка с территорией детского сада. Приходите гулять возле садика, рассматривайте его, обсуждайте, какого цвета крыша, забор из чего сделан.

Адаптация закончилась, если ребенок начал общаться с детками/взрослыми, снизилась тревожность, возник интерес к игрушкам, восстановился аппетит и сон.

Важный момент: если мама не обманывала малыша, приходила за ним вовремя-ребенок будет ей верить.

Главное-сохранять спокойствие, рассказывать всем знакомым при ребенке, какой замечательный сад, игрушки и воспитатели.

Ни в коем случае не говорить плохо о д/с в его присутствии, не пугать детским садом!

Следующее наше собрание будет посвящено итогам адаптации.

В добрый путь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к детскому саду.

Адаптация-это привыкание организма к изменениям окружающей среды.

Что меняется с началом детского сада:

  • Режим дня
  • Привычки питания
  • Появляется необходимость общаться с детьми и чужими взрослыми долгое время
  • Много вещей делать самостоятельно
  • Уметь лучше объясняться

Адаптация бывает трех степеней: легкая (ребенок привыкает за 2-3 недели). Средняя (от 1 месяцев до 1,5 мес) и тяжелая (больше 1,5 месяцев)

Начало адаптации всегда сопровождается стрессом, насколько он будет сильным будет зависеть от вас, родители.

Средняя и тяжелая степень адаптации происходит в том случае, когда ребенок психологически не готов к детскому саду.

Итак, как нужно готовить ребенка к детскому саду?

Во-первых, ребенку важно рассказать, что его ожидает в деталях. Где он будет раздеваться, что детки делают в саду, как вы будете прощаться с мамой. Мы с тобой обнимемся, я скажу тебе: «Пока, пока!» и мы попрощается, в это время вы поиграете, почитаете книжки, посмотрите игрушки, а я пойду и т.д. Через два часа я приду (в это время я буду заниматься…)

Во-вторых, необходимо с ребенком играть в детский сад, главное в этой игре-проработка момента оставления детей в детском саду. Уход мамы, занятия малыша в саду и приход мамы.

В-третьих, важно заранее познакомить  ребенка с территорией детского сада. Приходите гулять возле садика, рассматривайте его, обсуждайте, какого цвета крыша, забор из чего сделан.

Адаптация закончилась, если ребенок начал общаться с детками/взрослыми, снизилась тревожность, возник интерес к игрушкам, восстановился аппетит и сон.

Важный момент: если мама не обманывала малыша, приходила за ним вовремя-ребенок будет ей верить.

Главное-сохранять спокойствие, рассказывать всем знакомым при ребенке, какой замечательный сад, игрушки и воспитатели.

Ни в коем случае не говорить плохо о д/с в его присутствии, не пугать детским садом!

Следующее наше собрание будет посвящено итогам адаптации.

В добрый путь!



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно (начиная с 1,5-2х часов пребывания).
  3. Сообщите о привычках и склонностях ребенка воспитателю
  4. С 4-й по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  6. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при  расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-нибудь домашний предмет.
  4. Принесите в группу свою фотографию.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
  7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.
  9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
  10.  Будьте терпеливы.


Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
  2. Переключите ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
  4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания.
  5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  6. Спойте ребенку песенку.
  7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

  1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.
  2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  3. Убирайте игрушки вместе.
  4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
  5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
  6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием спать.
  7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.


Ребенок не хочет расставаться с мамой

Такое поведение ребенка– является абсолютно нормативным.

Давайте обсудим максимально комфортные условия адаптации:

1. Дайте ребенку с собой в детский сад какую-нибудь домашнюю игрушку или вещ . Предложите ему положить эту вещицу в кармашек или в его ящичек с одеждой для того, чтобы он мог в течение дня смотреть на эту вещь, брать ее в руки и вспоминать дом, Вас, думать о том, что Вы скоро его заберете. Если игрушка является очень любимой, то не надо брать ее в детский сад, потому что с ней там может что-то случиться: потеряется, возьмет другой ребенок и пр. Предложите ребенку самому выбрать ту вещь или игрушку, которая будет напоминать ей дом.

2. Придумайте вместе с ним ритуал расставания в детском саду: например, он немного посидит у Вас на коленях, Вы его поцелуете, пожелаете хорошего дня и после этого уходите. Например, в этот момент ухода он начинает цепляться за Вас и кричать. Здесь необходимо адекватное вступление воспитательницы. Она должна мягко взять его за руку или даже на руки (если физические данные позволяют) и со словами о том, что мама придет после обеда (например) постараться переключить ребенка на игры и других детей. Критические замечания в духе: «Ну что же ты все плачешь, как тебе не стыдно» - крайне нежелательны. В этот момент Вы быстро уходите, даже если ребенок падает на пол и извивается в плаче. Чем спокойнее Вы будете в момент ухода, чем мягче и доброжелательней будет воспитательница, чем короче будет этот период Вашего ухода – тем лучше. Чем больше Вы будете тревожиться из-за того, что покидаете ребенка, чем холодней будет воспитательница, чем дольше будет длиться Ваш уход (например, мама пытается уйти, сын за нее цепляется, мама снова пытается успокоить его, и это длится и длится), тем будет хуже.

3.Описывайте сыну те события, которые случатся до Вашего прихода. Например: «Сначала ты погуляешь вместе с другими детьми, потом пообедаешь, потом немного поспишь, и я приду».

4. Старайтесь не вводить ребенка в заблуждение: если Вы пообещали забрать после сна, то выполните Ваше обещание.

5. Не уходите от ребенка из детского сада незаметно, когда он еще не простился с Вами, когда не выполнен ритуал прощания.

6. Внутренне пытайтесь успокоить себя, повторяя себе: «Истерики ребенка, его негативное отношение к детскому саду - это нормальная адаптация к социуму. Все, что с ним происходит – это нормально, она это перерастет».

 7. Если сын не хочет завтракать в детском саду - попытайтесь найти другие способы, которые его и Вас удовлетворят. Например, перекусить дома перед садом.


Памятка для родителей

Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  • Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку!!!



Предварительный просмотр:

Сказка первая

Жили-были в лесу разные звери.  В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.

Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят! В воспитатели позвали мудрую тетушку Сову, чтобы она научила детишек дружить.

Нашли звери в лесу подходящую полянку, где малыши могли бы вместе играть, сделали загородку, поставили кроватки и столики, принесли побольше игрушек и привели туда своих малышей. Одни зверята, как только увидели новые игрушки, с мамами попрощались и побежали играть. А Зайчишка маленький испугался, прижался к мамочке и отойти от неё боится. Малышей много, все бегают, играют, а маленький Зайка все стоит и стоит возле мамы.

Увидела это тетушка Сова, но не стала Заиньку ругать, а разрешила ему в первый день побыть в садике вместе с мамой. Зайчишка к маме на ручки залез и оттуда смотрел, чем другие занимаются. Тут Мышонок захотел в мячик поиграть, а как одному-то? Стал Мышонок Заиньке мячик катать, а Заинька взял мячик и Мышонку покатил. Видит мама-зайчиха, что подружились детки, играют вместе, мячик катают и смеются. «Ну, малыш, пора уходить! - через какое-то время сказала мама-зайчиха. - Нет, мам, я лучше здесь поиграю, а потом ты за мной придешь».

Договорились, что в первый день мамы заберут малышей после обеда. Вот зверята поиграли, погуляли и сели за стол обедать. Зайка быстро свой обед схрумкал, а медвежонок сидит и ждет, кто его с ложечки покормит. Подошла к нему тетушка Сова, показала, как ложку держать, и стал Мишутка потихоньку сам кашу есть. Лапки у него неловкие, но старается медвежонок, пыхтит! «Я, - говорит, - теперь и дома буду сам есть! Ведь я уже большой!».

После обеда малыши отнесли посуду и стали собираться домой. За Заинькой бабушка пришла, за Лисенком - папа, за Мишуткой - мама-Медведица. Все детишки разошлись очень довольные. Некоторые даже уходить не хотели, но тетушка Сова сказала, что на ночь детский сад закрывается, и сейчас каждый пойдёт к себе домой, а завтра утром они снова встретятся и будут вместе играть.

С тех пор в лесу так и повелось: самые маленькие сидели по норкам с мамами, а те, кто постарше, приходили к тетушке Сове в детский садик. У каждого малыша там был свой шкафчик для одежды и своя кроватка, где кроха спал после обеда. По вечерам мамы забирали детишек домой, а садик на ночь закрывался.

СКАЗКА «Как Марина в садик ходила»

Жила - была на белом свете девочка Марина. Было Марине три годика, и она ужасно не любила ходить в детский садик. Каждое утро просила она родителей разрешить ей остаться дома. Родители очень расстраивались от таких слов дочери.

И вот однажды мама разрешила Марине остаться дома. День дома тянулся как-то необычно долго. Девочка слонялась из угла в угол, играть с игрушками ей надоело, от телевизора она устала, а упрашивать маму поиграть с ней или сходить погулять, ей не хотелось. И следующим утром Марина согласилась пойти в сад.

Когда она зашла в группу все дети закричали:

- Ура! Марина пришла! Почему тебя вчера не было? Мы всей группой ходили в цирк! На весёлое представление! Было так здорово!

Обидно стало Марине: ведь ей так грустно было дома, когда ее друзья были в цирке.

Долго ли, коротко ли ходила Марина в садик, а стала упрямиться снова. И на этот раз мама разрешила дочке остаться дома. И снова тянулся день, и казалось девочке, что он никогда не закончится.

На другой день Марина вернулась в садик. Ребята вокруг снова обсуждали что-то интересное.

- Марина! Мы всей группой ездили на детскую железную дорогу и там катались на поезде… а потом гуляли по парку!.. а в парке встретили белочку!… а в детском поезде есть удобные столики… а ребята-проводники рассказали веселую историю… а поездом управлял тоже мальчик, ему всего 13 лет!… - взахлеб рассказывали ребята.

До слёз стало обидно девочке: как же так, опять вся группа радовалась и обсуждала интересное событие, а до Марины никому не было дела…

День за днем Марина снова ходила в садик. Долго ли, коротко ли, только вновь Марина маму упрашивает: «Мамочка, можно я дома на денечек останусь?»

- Оставайся, - ответила мама, - но помни, что это было твое решение.

Когда Марина через день снова появилась в группе, то увидела, что на полочке стоят очень красивые фигурки из пластилина - и зайчик там, и лисичка, и медвежонок!..

- Ой, красота-то какая!!! - восхищенно застыла Марина.

- Смотри, Марина, этого зайчика я сама слепила! - сказала девочке подружка Оксана, указывая на того самого зайчика, который так понравился Марине, - к нам вчера специальный учитель приходил и показывал, как это сделать! А этого медвежонка Андрюшка слепил, вон ту лисичку - Танюша.

Не выдержала Марина - заплакала: «Ну почему же я всегда все самое интересное пропускаю!? Не буду больше садик пропускать!»

С этого самого дня Марина всегда ходила в детский садик, и даже если болела, то всегда старалась скорее вылечиться, чтобы не пропустить чего-нибудь интересного.

Сказка про Грустинку

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.

На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, кушала кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился – Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками.

Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работку, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно – хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:

– Дай, — говорит, —  я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!

Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.

С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка и никогда в садике больше не грустит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО...

"Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации ребёнка в ДОУ"

Этапы сопровождения адаптации1. Подготовительный (предадаптационный);2.Основной (адаптационный);3. Заключительный (послеадаптационный)....

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОУ "Ступенька детства"

  Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопря...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

Психолого-педагогическое значение автобиографической прозы в работе с родителями детей школьного и дошкольного возраста

Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников и дошкольников в современных условиях....