Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОУ "Ступенька детства"
методическая разработка по теме
Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе по прежнему актуальна. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenka_detstva.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колобок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
«СТУПЕНЬКА ДЕТСТВА»
(программа комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к дошкольному образовательному учреждению)
Подготовила:
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 11»
Никифорова Надежда Валерьевна
Пояснительная записка
Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе по прежнему актуальна.
Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Когда мы адаптируем ребёнка к условиям ДОУ, мы одновременно решаем задачу и социальной адаптации родителей, которая заключается не только в общении со своим ребёнком, но и в наблюдении за его вхождением в незнакомый ему мир сверстников и взрослых, в наблюдении за тактикой взаимодействия других родителей, в обдумывании взаимоотношений со своим малышом, а также в обеспечении поддержки мамы, которая находится в «вынужденной изоляции» (декретный отпуск).
Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир. Главная задача при создании среды развития – сделать её максимально рабочей.
Главное во всей этой работе – интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая решению задач развития личности ребёнка. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В этом и призвана помочь разработанная нами программа «Ступенька детства»
Цель: Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1.Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- формирование доверительного отношения к воспитателю;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- развитие внимания, речи, восприятия, воображения.
Обучение педагогов методам проведения групповых занятий в адаптационный период.
2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3.Повышение педагогической культуры и компетентности взрослых (педагогов, родителей) по проблеме;
Программа «Ступенька детства» рассчитана на 3 месяца, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, чётко ограничивает каждое занятие с детьми по времени в соответствии с возрастом – не более 20 минут. Родители принимают активное участие в работе группы адаптации: обеспечивают систематическое посещение занятий, принимают участие в игровой и практической деятельности, вместе с детьми, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.
Содержание:
-утренняя настройка
-занятия с детьми
Утренняя настройка представляет собой комплекс из 6 занятий, направленный на снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения. Одно занятие рассчитано на 2 недели, в течение 3 месяцев. Проводится ежедневно, утром, до завтрака, совместно с воспитателем, обязательно с музыкальным сопровождением.
Структура и форма занятий:
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы, пальчиковой гимнастики, дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, познавательной сферы, активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями, направленными на снижение эмоционального и мышечного напряжения, расслабление, развитие эмоциональной выразительности и эмпатии.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Продолжительность занятий 15-20 минут, в первой половине дня, в группе, с обязательным активным участием воспитателя. Одно и то же занятие повторяется 2-3 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Могут изменяться, дополняться новыми упражнениями и творческими заданиями, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение первого месяца активное участие на занятиях принимают и родители малышей.
Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:
-совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
-неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями
Содержание программы
1.Диагностическое направление
Наименование форм работы | Срок проведения | Ответственный |
Анкетирование родителей «Прогноз адаптации» (Приложение 1) | июль (собрание для родителей будущих воспитанников) | Педагог-психолог |
Анкета для родителей «Давайте познакомимся» (Приложение 2) | август-сентябрь (по мере поступления детей) | Педагог-психолог |
Анкетирование родителей по итогам реализации программы («механизм» обратной связи) (Приложение 3) | декабрь | Педагог-психолог |
Анкетирование педагогов по уровню адаптированности воспитанников (Приложение 4) | декабрь | Педагог-психолог |
Ведение адаптационных листов, карт (Приложение 5) | по мере поступления детей | Воспитатель Педагог-психолог |
2. Развивающее направление
Тема | Задачи | Содержание |
I. Утренняя настройка (Приложение 6) | ||
№1 «В лесу» | -снятие эмоционального и мышечного напряжения; -снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения | 1.Общий круг. Путешествие в лес 2. Игра с мышатами 3. Поиграем с медведем 4. Прощание, возвращение в группу |
№2 «На болоте» | 1.Общий круг. Путешествие на болото 2.Игра в лягушек 3.Игра «Замри» 4.Прощание, возвращение в группу | |
№3 «В горах» | 1.Общий круг. Путешествие в горы 2.По горным тропам 3.Расслабление 4.Прощание, возвращение в группу | |
№4 «К морю» | 1.Общий круг. Путешествие к морю 2.По морям, по волнам 3.Расслабление 4.Прощание, возвращение в группу | |
№5 «В поле» | 1.Общий круг. Путешествие в поле 2.Веселые мышата 3.Расслабление 4.Прощание, возвращение в группу | |
№6 «Прогулка» | 1.Общий круг. 2.Мы все зайчата 3.Медвежата 4.Прощание, возвращение в группу | |
II.Занятия с детьми | ||
Занятие №1 «Наши малыши» | создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми, развитие доброго отношения к сверстнику развитие слухового восприятия | 1.Упражнение-разминка 2.Игра «В нашей группе…» 3.Игра «Мы топаем» 4.Игра с колокольчиком 5.Ритуал прощания «До-сви-да-ния» |
Занятие №2 «Прогулка в лес» | создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми; развитие умения согласованно выполнять движения, начинать и заканчивать движение по сигналу | 1.Приветствие 2.Игра «Поезд» 3.Слушание пения птиц 4.Игра «Птички в гнездышках» 5.Игра «Воробушки и лиса» 6.Игра-возвращение «Поезд» 7.Ритуал прощания «До-сви-да-ния» |
Занятие №3 «Осень» | создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; развитие речи, воображения, творческих способностей. | 1.Приветствие 2.Игра «Зашагали ножки» 3.Игра «Дождик» 4.Игра «Листочки» 5.Ритуал прощания (см. занятие №2) |
Занятие №4 «Морское путешествие» | Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Снижение импульсивности и излишней двигательной активности; Развитие координации движений, мелкой моторики, умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; Развитие коммуникативных навыков; Развитие воображения, расширение словарного запаса | 1.Игра «Кораблик» 2.Дыхательное упражнение «Ветерок» 3.Знакомство с подводным миром 4.Пластическое рисование «Медузы и матросы» 5.Игра «Рыбки» 6.Подвижная игра «Сети» 7.Ритуал прощания «До-сви-да-ния» |
Занятие №5 «Вот мы какие» | .развитие слухового внимания; обучение детей ориентации на своем теле; снятие эмоционального напряжения, установление теплых доверительных отношений со взрослым; согласование слов с действиями. | 1.Приветствие 2.Игра «Ладошечки» 3.Игра «Покажи нос» 4.Игра «Все захлопали в ладоши» 5.Ритуал прощания (см. занятие №4) |
Занятие №6 «На лесной полянке» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; снятие эмоционального напряжения; воспитание навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым; развитие игровых навыков, произвольного поведения | 1.Приветствие 2. Игра «Автобус» 3.Игра «Цветы» 4.Игра с водой «Рыбки» 5.Игра с мыльными пузырями 6.Игра «Автобус» 7.Ритуал прощания (см. занятие №4) |
Занятие №7 «Наши игрушки» | развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | 1.Приветствие 2.Игра «Мячики» 3.Упражнение-релаксация «Ветерок» 4.Пальчиковая гимнастика «Игрушки» 5.Игра «Вместе дружнее» 6.Ритуал прощания(см. занятие №4) |
Занятие №8 «Мы строители» | Создавать радостное настроение, создание положительного эмоционального состояния у детей. развитие крупной моторики, расширять словарный запас детей, развивать память, воображение, внимание, наблюдательность, развивать умение слушать небольшие литературные произведения, расширять знания об окружающем мире, познакомить детей с деталями строительного материала (кубик, кирпичик), развивать умение применять строительный материал для элементарного конструирования и закрепить название строительного материала. | 1.Приветствие 2.Знакомство с деталями строительного набора 3.Пальчиковая гимнастика «Новый дом» 4.Игра «Мы растем» 5.Постройка дома для Мишутки 6.Ритуал прощания (см. занятие №4) |
Занятие №9 «Кто к нам пришел» | коммуникативных навыков, создание положительной психологической атмосферы в детском коллективе, развитие мелкой и общей моторики, снятие эмоционального напряжения | 1.Приветствие 2.Пальчиковая гимнастика «Лесные жители» 3.Игра «Пропавшие малыши» 4.Игра «У медведя во бору» 5.Игра «Солнечные зайчики» 6.Ритуал прощания (занятие №4) |
Занятие №10 «Жучки-паучки» | создание положительного эмоционального настроя в группе; снятие психо-эмоционального и мышечного напряжения; агрессии, развитие умения оказывать корректное физическое воздействие на сверстника; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие внимания, речи и воображения. | 1.Приветствие 2.Игра «Кто в кулачке?» 3.Игра «Добрая гусеничка» 4.Игра «Жучки и ветерок» 5.Пальчиковая гимнастика «Паучок» 6.Ритуал прощания (занятие №4) |
Занятие №11 «День рождения куклы» | создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; упражнять в расслаблении мыщц лица, регулирование дыхания, улучшение настроения | 1.Приветствие 2.Пальчиковая гимнастика «Испечем пирог» 3.Упражнение «Праздничные свечи» 4.Игра «Каравай» 5.Ритуал прощания «До-сви-да-ни-я» |
Занятие №12 «Мы веселимся, смеемся, играем»» | Снижение мышечного, эмоционального напряжения; совершенствование умения выполнять движения согласно тексту; обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей; развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстником | 1.Приветствие 2.Уражнение «Утреннее приветствие» 3.Игра «Колокольчик» 4.Игра «Карусели» 5.Игра «Пляска маленьких» 6.Упражнение-релаксация «Качели» 7.Ритуал прощания (занятие №11) |
Занятие №13 «На болоте» | сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; сплочение группы, развитие эмпатии; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; | 1.Приветствие 2.Игра «Маленькие ножки» 3.Игра «Две подружки» 4.Игра «Лягушата» 5.Игра –релаксация «Устали» 6.Ритуал прощания (занятие №11) |
Занятие №14 «Маленький оркестр» | создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения. | 1.Приветствие 2.Игра «Кто к нам пришел?»» 3.Игра «Зайки» 4.Игра «Оркестр» 5.Игра «Антошка с гармошкой» 6.Пальчиковая гимнастика «Музыканты» 7.Ритуал прощания |
Занятие №15 «Зимний лес» | создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения | 1.Приветствие 2.Игра «Дети по лесу гуляли» 3.Игра «Мы слепили снежный ком» 4.Игра «Погреем пальчики» 5.Игра «Снежинки» 6.Ритуал прощания |
Занятие №16 «Зимние забавы» | создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; | 1.Приветстие 2.Игра «Снеговик» 3.Игра «Сосулька» 4.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» 5.Игра «В нашей группе» 6.Ритуал прощания |
III. «Клуб заботливых родителей» | |||
Наименование форм работы | цели и задачи | Срок проведения | Содержание |
Встреча 1 Собрание для родителей будущих воспитанников | Познакомить с характерными особенностями адаптационного периода, основными трудностями; что делать до прихода ребенка в детский сад | июль | 1.Вступительное слово заведующего 2.Выступление педагога-психолога «Скоро в детский сад» 3.Анкетирование родителей «Прогноз адаптации» 4.Вопросы и ответы |
Встреча 2 Встреча в клубе: “Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду» | Познакомить с правилами поведения по отношению к ребенку в острый и подострый периоды адаптации | август-сентябрь | 1.Общий круг 2.Лекция-беседа 3.Первые дни в детском саду 4.Признаки окончания адаптации 5. Памятки родителям |
Встреча 3 Тренинговое занятие для родителей и педагогов группы «Давайте ближе познакомимся» | установление контакта между родителями, педагогами и специалистами в начале учебного года. | сентябрь | 1.Приветствие в круге 2.Игра «Снежный ком» 3.Упражнение «Цветные кубики» 4.Игра «Самые внимательные» 5.Игра с мячом (обмен пожеланиями и мнениями) |
Встреча 4 Встреча «Живу по расписанию» (старшая медсестра) | формировать у родителей представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка; оказать квалифицированную консультативную помощь в организации режима жизни ребенка в домашних условиях. | сентябрь | 1.Вступительное слово психолога 2.Памятка «Правила организации режимных моментов» 3.Упражнение «Поразмышляем, понаблюдаем» |
Встреча 5 «Психологические особенности детей раннего (младшего) возраста» | Познакомить с основными психологическими новообразованиями детей раннего возраста | октябрь | 1.Беседа 2.Памятки родителям: «Что я могу» 3.Подведение итогов встречи, вопросы |
Встреча 6 Психологический практикум «Приемы взаимодействия с ребенком раннего возраста» | определение приемов взаимодействия с ребенком раннего возраста, способствующих его оптимальному развитию. | октябрь | 1.Приветствие 2.Упражнение «Что в имени моем?» 3.Мини-лекция по теме практикума 4.Работа в малых группах «Мой опыт» 5.Обратная связь «Закончи предложение» |
Встреча 7 Тренинговое занятие на сплочение для педагогв и родителей «Станем ближе друг к другу» | Развитие навыков взаимодействия друг с другом, | октябрь | 1.Приветствие 2.Игра «Молекулы» 3.Игра «Мы разные-мы одинаковые» 4.Игра «Дотронься» 5.Обратная связь |
Встреча 8 Тренинговое занятие для родителей с детьми «Играем вместе» | показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, познакомить с особенностями организации игровой среды в условиях семьи. | ноябрь | 1.Приветствие 2.Презентация «Любимая игрушка» 3.Игра «Как живете?» 4.Имитационая игра «Прибежали козочки…» 5.Совместные игры детей и родителей 6.Завершение, раздача памяток родителям «Вместе сможем многое» |
Встреча 9 Тренинговое занятие ко Дню матери «Маматерапия» | Познакомить родителей с элементами методики | ноябрь | 1.Упражнение «Давайте познакомимся» 2.Мини-лекция о методе 3.Работа с фразами блоков 4.Ритуал заверешения (с мячом) |
Встреча 10 Итоговый праздник с детьми и родителями «Ступенька детства» | Создание положительного эмоционального настроя, показать значимость совместных мероприятий родителей и детей | ноябрь | 1.Приветствие «Как мы рады, проходите, да нас все поглядите» 2.Появление Петрушки 3.Игра с мячом «Познакомимся» 4.Игра «Карусели» 5. Игра с мыльными пузырями 6.Хоровод дружбы |
Тематический план:
занятия с детьми
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий (мин.) |
1. | Занятие №1 | 1 занятие (15-20мин.) |
2. | Занятие №2 | 1 занятие (15-20мин) |
3. | Занятие №3 | 1 занятие (15-20мин) |
4. | Занятие №4 | 1 занятие (15-20мин) |
5. | Занятие №5 | 1 занятие (15-20мин.) |
6. | Занятие №6 | 1 занятие (15-20мин.) |
7. | Занятие №7 | 1 занятие (15-20мин.) |
8. | Занятие №8 | 1 занятие( 15-20мин ) |
9. | Занятие №9 | 1 занятие (15-20мин.) |
10. | Занятие №10 | 1 занятие (15-20мин.) |
11. | Занятие №11 | 1 занятие (15-20мин) |
12. | Занятие №12 | 1 занятие (15-20мин ) |
13. | Занятие №13 | 1 занятие (15-20мин) |
14. | Занятие №14 | 1 занятие (15-20мин.) |
15. | Занятие №15 | 1 занятие (15-20мин) |
16 | Занятие №16 | 1 занятие (15-20мин.) |
Всего | 16 занятий |
Оценка эффективности реализации программы:
В результате реализации программы предполагается:
1. В эмоциональной сфере:
- снимается эмоциональное и мышечное напряжение;
- снижается тревожность, дети более спокойны, менее агрессивны;
- снижается импульсивность, излишняя двигательная активность;
2. В сфере общения:
- дети начинают обращать внимание на эмоциональное состояние друг друга, могут пожалеть плачущего;
- дети приобретают навыки взаимодействия друг с другом;
- дети могут устанавливать контакт друг с другом;
3. В общем развитии детей:
- совершенствуется крупная и мелкая моторика;
- улучшается координация движений;
- развивается чувство ритма;
- развивается воображение, восприятие, речь, внимание.
4. В сфере общения со взрослым (воспитателем):
- у детей формируется доверительное отношение к воспитателю, умение слышать и выполнять просьбы взрослого, реагировать на них адекватно.
Список средств обучения
Для качественного проведения занятий предлагается использовать специально подготовленные материалы:
- Мягкие игрушки разных размеров
- Магнитофон, диски со звуками природы, музыка для релаксации, «Аэробика для малышей» Е.Железновой
- Музыкальные инструменты: барабан, дудочка, бубен, колокольчик
- Материал для игр с водой, мыльные пузыри,
- Маски птиц, бумажные снежинки
Информационные ресурсы
1.Овсепян К.Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации.-М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.-10с.
2.Дошкольные учреждения и семья /Под ред. Т.Н. Дороновой – М.: Линка-Пресс, 2001.-130с.
3.Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство. Познавательное развитие.- М.: Мозаика-Синтез, 2000.-152с.
4.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников (2-7 лет).- М.: ВАКО, 2008.-192с.
5.Данилова Е. Игры с водой. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.-32с.
6.Смирнова Е. Игры с ранним возрастом – организация общения и доброжелательных отношений// Обруч.-2007.-6.-С. 30-32
7.Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить?// Обруч.-2000.-3.-С.16-17
8.Доронова Т.Н. Адаптация: новые подходы// Обруч.- 2006.-5.-С. 32-34
9.Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», СПб.: Речь, 2008 – 256с.
10.Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации// Дошкольное воспитание.-2006.-4.-С.46-52
11.Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность// Дошкольное воспитание.-2009.-2.-С.22-29
12.Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду// Дошкольное воспитание.-2007.-5.-С.100-103
13.Дорохина Н. В детский сад идти пора// Дошкольное воспитание.-2007.-5.-С.108-115
Интернет – ресурсы:
- www.moidetsad.ru
- www.childpsy.ru
- www.ivalex.vistcom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ
Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2. Формиро...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с задержкой психического развития)
Материал будет полезен педагогам, которые работают с детьми ОВЗ....
Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с интеллектуальными нарушениями)
Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные обра...
Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с нарушением зрения)
Целевое назначение такой индивидуальной образовательной программы - создание условий для индивидуального обучения ребенка....