Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОУ "Ступенька детства"
методическая разработка по теме

    Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе по прежнему актуальна. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.  Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenka_detstva.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колобок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

«СТУПЕНЬКА ДЕТСТВА»

(программа комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к дошкольному образовательному учреждению)

Подготовила:

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 11»

Никифорова Надежда Валерьевна

Пояснительная записка

          Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе по прежнему актуальна.

          Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка.  Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

Когда мы адаптируем ребёнка к условиям ДОУ, мы одновременно решаем задачу и социальной адаптации родителей, которая заключается не только в общении со своим ребёнком, но и в наблюдении за его вхождением в незнакомый ему мир сверстников и взрослых, в наблюдении за тактикой взаимодействия других родителей, в обдумывании взаимоотношений со своим малышом, а также в обеспечении поддержки мамы, которая находится в «вынужденной изоляции» (декретный отпуск).

          Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир.  Главная задача при создании среды развития – сделать её максимально рабочей.

          Главное во всей этой работе – интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая решению задач развития личности ребёнка. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В этом и призвана помочь разработанная нами программа «Ступенька детства»

Цель:  Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1.Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • формирование доверительного отношения  к воспитателю;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • развитие внимания, речи, восприятия, воображения.

Обучение педагогов методам проведения групповых занятий в адаптационный период.

2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

3.Повышение педагогической культуры и компетентности взрослых (педагогов, родителей) по проблеме;

            Программа «Ступенька детства» рассчитана на 3 месяца,  учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, чётко ограничивает каждое занятие с детьми по времени в соответствии с возрастом – не более 20 минут. Родители принимают активное участие  в работе группы  адаптации: обеспечивают систематическое посещение занятий, принимают участие в игровой и практической деятельности, вместе с детьми, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.  

Содержание:

-утренняя настройка

-занятия с детьми

        Утренняя настройка представляет собой комплекс из 6 занятий, направленный на   снятие эмоционального и мышечного напряжения;   снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения. Одно занятие рассчитано на 2 недели,  в течение 3 месяцев. Проводится ежедневно, утром, до завтрака,  совместно с воспитателем, обязательно с музыкальным сопровождением.

Структура и форма занятий:

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы, пальчиковой гимнастики, дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения,  направленные на развитие коммуникативных навыков, познавательной сферы, активное  взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями, направленными на снижение эмоционального и мышечного напряжения, расслабление, развитие эмоциональной выразительности и эмпатии.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

            Продолжительность занятий 15-20 минут, в первой половине дня, в группе, с обязательным активным участием воспитателя. Одно и то же занятие повторяется 2-3 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.  Могут изменяться, дополняться новыми упражнениями и творческими заданиями, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.  В течение первого месяца активное участие на занятиях принимают и родители малышей.

Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:

-совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;

-неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями

Содержание программы

1.Диагностическое направление

Наименование форм работы

Срок проведения

Ответственный

Анкетирование родителей «Прогноз адаптации»

(Приложение 1)

июль

(собрание  для родителей будущих воспитанников)

Педагог-психолог

Анкета для родителей

«Давайте познакомимся»

(Приложение 2)

август-сентябрь

(по мере поступления детей)

Педагог-психолог

Анкетирование  родителей по итогам реализации программы («механизм» обратной связи)

(Приложение 3)

декабрь

Педагог-психолог

Анкетирование педагогов  по уровню адаптированности воспитанников

(Приложение 4)

декабрь

Педагог-психолог

Ведение адаптационных листов, карт

(Приложение 5)

по мере поступления детей

Воспитатель

Педагог-психолог

2. Развивающее направление

Тема

Задачи

Содержание

I. Утренняя настройка  

(Приложение 6)

№1

«В лесу»

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;  

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых навыков, произвольного поведения

1.Общий круг. Путешествие  в лес

2. Игра с мышатами

3. Поиграем с медведем

4. Прощание, возвращение в группу

№2

«На болоте»

1.Общий круг. Путешествие на болото

2.Игра в лягушек

3.Игра «Замри»

4.Прощание, возвращение в группу

№3

«В горах»

1.Общий круг. Путешествие в горы

2.По горным тропам

3.Расслабление

4.Прощание, возвращение в группу

№4

«К морю»

1.Общий круг. Путешествие к морю

2.По морям, по волнам

3.Расслабление

4.Прощание, возвращение в группу

№5

«В поле»

1.Общий круг. Путешествие в поле

2.Веселые мышата

3.Расслабление

4.Прощание, возвращение в группу

№6

«Прогулка»

1.Общий круг.

2.Мы все зайчата

3.Медвежата

4.Прощание, возвращение в группу

II.Занятия с детьми

Занятие №1

«Наши малыши»

создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения действовать соответственно правилам игры;

развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми, развитие доброго отношения к сверстнику

развитие слухового восприятия

1.Упражнение-разминка

2.Игра «В нашей группе…»

3.Игра «Мы топаем»

4.Игра с колокольчиком

5.Ритуал прощания «До-сви-да-ния»

Занятие  №2

«Прогулка в лес»

создание атмосферы эмоциональной безопасности;   снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми; развитие умения согласованно выполнять движения, начинать и заканчивать движение по сигналу

1.Приветствие

2.Игра «Поезд»

3.Слушание пения птиц

4.Игра «Птички в гнездышках»

5.Игра «Воробушки и лиса»

6.Игра-возвращение «Поезд»

7.Ритуал прощания «До-сви-да-ния»

Занятие №3

«Осень»

создание атмосферы эмоциональной безопасности;   снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

развитие речи, воображения, творческих способностей.

1.Приветствие

2.Игра «Зашагали ножки»

3.Игра «Дождик»

4.Игра «Листочки»

5.Ритуал прощания (см. занятие №2)

Занятие №4

«Морское путешествие»

Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Снижение импульсивности и излишней двигательной

активности; Развитие координации движений, мелкой моторики, умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; Развитие коммуникативных навыков; Развитие воображения, расширение словарного запаса

1.Игра «Кораблик»

2.Дыхательное упражнение «Ветерок»

3.Знакомство с подводным миром

4.Пластическое рисование «Медузы и матросы»

5.Игра «Рыбки»

6.Подвижная игра «Сети»

7.Ритуал прощания «До-сви-да-ния»

Занятие №5

«Вот мы какие»

.развитие слухового внимания; обучение детей ориентации на своем теле; снятие эмоционального напряжения, установление теплых доверительных отношений со взрослым;  согласование слов с действиями.

1.Приветствие

2.Игра «Ладошечки»

3.Игра «Покажи нос»

4.Игра «Все захлопали в ладоши»

5.Ритуал прощания (см. занятие №4)

Занятие №6

«На лесной полянке»

Создание положительного эмоционального настроя в группе; снятие эмоционального напряжения; воспитание навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;

развитие игровых навыков, произвольного поведения

1.Приветствие

2. Игра «Автобус»

3.Игра «Цветы»

4.Игра с водой «Рыбки»

5.Игра с мыльными пузырями

6.Игра «Автобус»

7.Ритуал прощания (см. занятие №4)

Занятие №7

«Наши игрушки»

развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

1.Приветствие

2.Игра «Мячики»

3.Упражнение-релаксация «Ветерок»

4.Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

5.Игра «Вместе дружнее»

6.Ритуал прощания(см. занятие №4)

Занятие №8

«Мы строители»

Создавать радостное настроение, создание  положительного эмоционального состояния у детей. развитие крупной моторики, расширять словарный запас детей, развивать память, воображение, внимание, наблюдательность, развивать умение слушать небольшие литературные произведения, расширять знания об окружающем мире, познакомить детей с деталями строительного материала (кубик, кирпичик), развивать умение применять строительный материал для элементарного конструирования и закрепить название строительного материала.

1.Приветствие

2.Знакомство с деталями строительного набора

3.Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

4.Игра «Мы растем»

5.Постройка дома для Мишутки

6.Ритуал прощания (см. занятие №4)

Занятие №9

«Кто к нам пришел»

коммуникативных навыков, создание положительной психологической атмосферы в детском коллективе, развитие мелкой и общей моторики, снятие эмоционального напряжения

1.Приветствие

2.Пальчиковая гимнастика «Лесные жители»

3.Игра «Пропавшие малыши»

4.Игра «У медведя во бору»

5.Игра «Солнечные зайчики»

6.Ритуал прощания (занятие №4)

Занятие №10

«Жучки-паучки»

создание положительного эмоционального настроя в группе;  снятие психо-эмоционального и мышечного напряжения; агрессии, развитие умения оказывать корректное физическое воздействие на сверстника; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие внимания, речи и воображения.

1.Приветствие

2.Игра «Кто в кулачке?»

3.Игра «Добрая гусеничка»

4.Игра «Жучки и ветерок»

5.Пальчиковая гимнастика «Паучок»

6.Ритуал прощания (занятие №4)

Занятие №11

  «День рождения куклы»

создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; упражнять в расслаблении мыщц лица, регулирование дыхания, улучшение настроения

1.Приветствие

2.Пальчиковая гимнастика «Испечем пирог»

3.Упражнение «Праздничные свечи»

4.Игра «Каравай»

5.Ритуал прощания «До-сви-да-ни-я»

Занятие №12

«Мы веселимся, смеемся, играем»»

Снижение мышечного, эмоционального напряжения; совершенствование умения выполнять движения согласно тексту; обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей; развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстником

1.Приветствие

2.Уражнение «Утреннее приветствие»

3.Игра «Колокольчик»

4.Игра «Карусели»

5.Игра «Пляска маленьких»

6.Упражнение-релаксация «Качели»

7.Ритуал прощания (занятие №11)

Занятие №13

«На болоте»

сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; сплочение группы, развитие эмпатии; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

1.Приветствие

2.Игра «Маленькие ножки»

3.Игра «Две подружки»

4.Игра «Лягушата»

5.Игра –релаксация «Устали»

6.Ритуал прощания (занятие №11)

Занятие №14

«Маленький оркестр»

создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

1.Приветствие

2.Игра «Кто к нам пришел?»»

3.Игра «Зайки»

4.Игра «Оркестр»

5.Игра «Антошка с гармошкой»

6.Пальчиковая гимнастика «Музыканты»

7.Ритуал прощания

Занятие №15

       «Зимний лес»

создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения

1.Приветствие

2.Игра «Дети по лесу гуляли»

3.Игра «Мы слепили снежный ком»

4.Игра «Погреем пальчики»

5.Игра «Снежинки»

6.Ритуал прощания

Занятие №16

«Зимние забавы»

создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

1.Приветстие

2.Игра «Снеговик»

3.Игра «Сосулька»

4.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

5.Игра «В нашей группе»

6.Ритуал прощания

III. «Клуб заботливых родителей»

Наименование форм работы

цели и задачи

Срок проведения

Содержание

Встреча 1

Собрание для родителей будущих воспитанников

Познакомить с характерными особенностями адаптационного периода, основными трудностями; что делать до прихода  ребенка в детский сад

июль

1.Вступительное слово заведующего

2.Выступление педагога-психолога «Скоро в детский сад»

3.Анкетирование родителей «Прогноз адаптации»

4.Вопросы и ответы

Встреча 2

Встреча  в клубе: “Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду»

Познакомить с  правилами поведения по отношению к ребенку в острый и подострый периоды адаптации

август-сентябрь

1.Общий круг

2.Лекция-беседа

3.Первые дни в детском саду

4.Признаки окончания адаптации

5. Памятки родителям

Встреча 3

Тренинговое  занятие для родителей и педагогов группы «Давайте ближе познакомимся»

установление контакта между родителями, педагогами и специалистами в начале учебного года.

сентябрь

1.Приветствие в круге

2.Игра «Снежный ком»

3.Упражнение «Цветные кубики»

4.Игра «Самые внимательные»

5.Игра с мячом (обмен пожеланиями и мнениями)

Встреча 4

Встреча «Живу по расписанию»

(старшая медсестра)

формировать у родителей представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка;

оказать квалифицированную консультативную помощь в организации режима жизни ребенка в домашних условиях.

сентябрь

1.Вступительное слово психолога

2.Памятка «Правила организации режимных моментов»

3.Упражнение «Поразмышляем, понаблюдаем»

Встреча 5

«Психологические особенности детей раннего (младшего) возраста»

Познакомить с основными психологическими новообразованиями детей раннего возраста

октябрь

1.Беседа

2.Памятки родителям: «Что я могу»

3.Подведение итогов встречи, вопросы

Встреча 6

Психологический практикум «Приемы взаимодействия с ребенком раннего возраста»

определение приемов взаимодействия с ребенком раннего возраста, способствующих его оптимальному развитию.

октябрь

1.Приветствие

2.Упражнение «Что в имени моем?»

3.Мини-лекция по теме практикума

4.Работа в малых группах «Мой опыт»

5.Обратная связь «Закончи предложение»

Встреча 7

Тренинговое занятие на сплочение для педагогв и родителей

«Станем ближе друг к другу»

Развитие навыков взаимодействия друг с другом,

октябрь

1.Приветствие

2.Игра «Молекулы»

3.Игра «Мы разные-мы одинаковые»

4.Игра «Дотронься»

5.Обратная связь

Встреча 8

Тренинговое занятие для родителей с детьми «Играем вместе»

показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, познакомить с особенностями организации игровой среды в условиях семьи.

ноябрь

1.Приветствие

2.Презентация «Любимая игрушка»

3.Игра «Как живете?»

4.Имитационая игра «Прибежали козочки…»

5.Совместные игры детей и родителей

6.Завершение, раздача памяток родителям «Вместе сможем многое»

Встреча 9

Тренинговое занятие ко Дню матери «Маматерапия»

Познакомить родителей с элементами методики

ноябрь

1.Упражнение «Давайте познакомимся»

2.Мини-лекция о методе

3.Работа с фразами блоков

4.Ритуал заверешения (с мячом)

Встреча 10

Итоговый праздник с детьми и родителями «Ступенька детства»

Создание положительного эмоционального настроя, показать значимость совместных мероприятий родителей и детей

ноябрь

1.Приветствие «Как мы рады, проходите, да нас все поглядите»

2.Появление Петрушки

3.Игра с мячом «Познакомимся»

4.Игра «Карусели»

5. Игра с мыльными пузырями

6.Хоровод дружбы

Тематический план:

занятия с детьми

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий (мин.)

1.

Занятие №1

1 занятие (15-20мин.)

2.

Занятие №2

1 занятие (15-20мин)

3.

Занятие №3

1 занятие (15-20мин)

4.

Занятие №4

1 занятие (15-20мин)

5.

Занятие №5

1 занятие (15-20мин.)

6.

Занятие №6

1 занятие (15-20мин.)

7.

Занятие №7

1 занятие (15-20мин.)

8.

Занятие №8

1 занятие( 15-20мин )

9.

Занятие №9

1 занятие (15-20мин.)

10.

Занятие №10

1 занятие (15-20мин.)

11.

Занятие №11

1 занятие (15-20мин)

12.

Занятие №12

1 занятие (15-20мин )

13.

Занятие №13

1 занятие (15-20мин)

14.

Занятие №14

1 занятие (15-20мин.)

15.

Занятие №15

1 занятие (15-20мин)

16

Занятие №16

1 занятие (15-20мин.)

Всего

16  занятий

Оценка эффективности реализации программы:

В результате реализации программы предполагается:

1.        В эмоциональной сфере:

-        снимается эмоциональное и мышечное напряжение;

-        снижается тревожность, дети более спокойны, менее агрессивны;

-        снижается импульсивность, излишняя двигательная активность;

2.        В сфере общения:

-        дети начинают обращать внимание на эмоциональное состояние друг друга, могут пожалеть плачущего;

-        дети приобретают навыки взаимодействия друг с другом;

-        дети могут устанавливать контакт друг с другом;

3.        В общем развитии детей:

-        совершенствуется крупная и мелкая моторика;

-        улучшается координация движений;

-        развивается чувство ритма;

-        развивается воображение, восприятие, речь, внимание.

4.        В сфере общения со взрослым (воспитателем):

-        у детей формируется доверительное отношение к воспитателю, умение слышать и выполнять просьбы взрослого, реагировать на них адекватно.

Список средств обучения

Для качественного проведения занятий предлагается использовать специально подготовленные материалы:

  1. Мягкие игрушки разных размеров
  2. Магнитофон, диски  со  звуками природы,  музыка для релаксации, «Аэробика для малышей» Е.Железновой
  3. Музыкальные инструменты: барабан, дудочка, бубен, колокольчик
  4. Материал для игр с водой, мыльные пузыри,
  5. Маски птиц, бумажные снежинки

Информационные ресурсы

1.Овсепян К.Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации.-М.:  Изд. дом «Карапуз», 2002.-10с.

2.Дошкольные учреждения и семья /Под ред. Т.Н. Дороновой – М.: Линка-Пресс, 2001.-130с.

3.Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство. Познавательное развитие.- М.: Мозаика-Синтез, 2000.-152с.

4.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников (2-7 лет).- М.: ВАКО, 2008.-192с.

5.Данилова Е. Игры с водой. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.-32с.

6.Смирнова Е. Игры с ранним возрастом – организация общения и доброжелательных отношений// Обруч.-2007.-6.-С. 30-32

7.Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить?// Обруч.-2000.-3.-С.16-17

8.Доронова Т.Н. Адаптация: новые подходы// Обруч.- 2006.-5.-С. 32-34

9.Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», СПб.: Речь, 2008 – 256с.

10.Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации// Дошкольное воспитание.-2006.-4.-С.46-52

11.Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность// Дошкольное воспитание.-2009.-2.-С.22-29

12.Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду// Дошкольное воспитание.-2007.-5.-С.100-103

13.Дорохина Н. В детский сад идти пора// Дошкольное воспитание.-2007.-5.-С.108-115

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе познавательно-речевого развития воспитанников ДОУ

Цели программы комплексного сопровождения развития ребенка в детском саду:1.  Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями2.  Формиро...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с интеллектуальными нарушениями)

Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные обра...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с нарушением зрения)

Целевое назначение такой индивидуальной образовательной программы - создание условий для индивидуального обучения ребенка....