Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовл
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Червоткина Надежда Владимировна

Эксперементальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная активность у детей раннего возраста.

 Уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребёнок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Это начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребёнка.

 Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования

Актуальность метода формирования познавательной активности у детей раннего возраста заключается в следующем: экспериментальные занятия способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему миру, формируют реальные представления детей об окружающем, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность, обогащают детскую речь и познавательный опыт, стимулируют речемыслительную активность детей, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, развивают моторику рук.

Исходя из всего вышесказанного, я поставили перед собой

 Цель: формирование познавательной активности у детей с помощью экспериментирования.

Задачи:

1. Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через экспериментирование с предметами рукотворного мира и объектами неживой природы (песок, вода, снег).

2. Способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими игрушками, природным материалом.

3. Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность.

4. Поддерживать самостоятельную познавательную активность детей.

5. Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику.

6. Вызывать положительные эмоции при активных действиях по предложению взрослого и по собственной инициативе.

7. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной и к игровой исследовательской деятельностям.

8. Создать в группе необходимую предметно-развивающую среду.

9. Привлечь родителей к изготовлению, а также приобретению игр и пособий для проведения экспериментов.

В своей работе я учитывали особенности развития детей раннего возраста:

· Ситуативность поведения

Малышу интересно то, что находится в поле его зрения. И он не просто рассматривает предмет, а стремится с ним действовать. Восприятие и действие неразрывно связаны.

· Непроизвольность внимания и восприятия

Малыш быстро отвлекается, поэтому ему должно быть интересно. Игра длится, пока не угаснет интерес.

· Непроизвольность памяти

Воспоминания всплывают помимо воли или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет или выполнить действие.

· Мышление наглядно-действенное

Малыш не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется путём практических действий с предметами. Кое-какие знания мы даём, но важно помнить про минимум информации и максимум деятельности.

· Особая эмоциональность восприятия окружающего мира

Малышу присущи страстность, импульсивность и неустойчивость эмоций.

Условия работы с детьми раннего возраста

1. Взрослый – главная фигура для малыша

Много знает Всему может С ним всегда Поможет, Похвалит,

и умеет научить интересно поддержит, одобрит, защитит.

2. Потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым.

3. Взаимодействие со сверстниками.

4. Подбор материала и способов его исследования.

Для формирования познавательной активности детей мы создали в группе соответствующую развивающую среду:

– расширили и обогатили оборудованием центр воды и песка: появились ванна, большой таз, подносы, мельница, множество ведёрок, формочек, совочков, палочек, мелких игрушек, бросового материала;

– изготовили целую серию дидактических игр и игрушек:

 Объектами исследования выбрали то, что интересно и доступно детям раннего возраста:

– в неживой природе – это вода, песок (крупа, снег, лёд, воздух;

– а из предметов:

1. обычные (например, шар, куб, кирпич, их форма, размер и качество,

2. необычные:

· меняющие форму: сжимающиеся (например, мячи, мягкие и резиновые игрушки) .

· движущиеся (например, бабочки на верёвочке и т. д.)

· звучащие (например, погремушка, музыкальная игрушка, телефон)

· прилипающие (магнит, прищепки, липучки,

· отражающие действительность (зеркало) и увеличивающие (лупа,

3. бумага.

А также их пересечение – предметы в воде.

Виды экспериментальной деятельности:

Занятия-эксперименты, совместные игры-эксперименты, самостоятельные эксперименты.

Приёмы работы с детьми: наблюдение, первичное обследование предмета, подражание, упражнение, испытание (проверка, проба, обыгрывание, экспериментирование.)

 Все дети очень любопытны, в каждом ребёнке заложено стремление познавать окружающий мир. Они любят всё необычное, интересное и загадочное. Работая в детском саду, я всё больше в этом убеждаюсь. Занятия с проведением опытов вызывают у ребят живой интерес. Зачастую таких занятий бывает мало ребёнку, ему хочется больше времени проводить в лаборатории, поэтому очень часто в свободное время мы с детьми экспериментируем.

Предлагаю вашему вниманию опыты, которые заинтересовали моих воспитанников младшей группы.

 ТЕМА: ВОДА
 

1.«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. ( Форма организации – предметно - манипулятивная деятельность, режимные моменты).

2.«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).

3.«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).

4.«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).

5.«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).

6.«Найди рыбку»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).

7.«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.(форма организации опыт).

8.«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).

9.«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты).

10.«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).

11.«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации - опыт).

12.«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт).

13.«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт).

14.«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.(форма организации - часть занятия).

15.«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт).

16.«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации — опыт).

17.«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения).

 

 

ТЕМА: ПЕСОК

1.«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации игра).

2.«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

3.«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)

4.«Следы»
Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

5.«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение).

 

ТЕМА: ВОЗДУХ

1.«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).

2.«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).

3.«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)

4.«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том , что воздух легче воды. (форма организации –игра).

5.«Утопим игрушку»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).

6.«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)

7.«Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия).

8.«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).

 

 ТЕМА: КАМНИ:

1.«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том ,что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт).

2.«Тёплые - холодные»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.(форма организации — опыт).

3.«Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые.(форма организации – часть занятия)

4.«Какой формы камень?»
Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия).

5.«Твёрдый - мягкий»
Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт).

 

 

ТЕМА: БУМАГА

1.«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт).

2.«Тонкая - толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.(форма организации — опыт).

3.«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт).

4.«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт).

 В нашей группе познавательное экспериментирование организовано практически во всех зонах активности.

Детям этого возраста очень увлекательно исследовать строительный материал – кирпичики и другие детали конструктора. Мы используем в своей группе в совместной деятельности деревянный конструктор (он устойчивый, а также пластиковый, Lego, мягконабивные модули и «мякиши» (мягкие сюжетные кубики). Рядом с конструкторами располагаю игрушки для обыгрывания (резиновые, пластмассовые зайчики, собачки, кошечки и т. п.).

Периодически наблюдая в группе за растениями, у детей формируется представление о комнатных растениях как о живых существах.

Для развития слухового представления в группе имеются музыкальные инструменты (шумелки) сделанные своими руками. Дети с удовольствием исследуют их и играют.

.

Для формирования умения детей исследовать предметы по форме, материалу предлагаю им игру «Чудесный мешочек», в который помещаются хорошо знакомые предметы с чётко выраженными формами.

Через эти опыты малышам даётся возможность проявить свою любознательность.

 

 

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра

Цель

 «Разноцветные палочки»

научить различать предметы по цвету с помощью операции

 сравнения однородных и разных по цвету предметов,

 формировать практические действия по цветовому

 различению.

 Собери лепесточки.

научить различать предметы по цвету с помощью операции

 сравнения однородных и разных по цвету предметов,

 формировать практические действия по цветовому

различению.

Собери цветик-семицветик.

научить различать предметы по цвету с помощью операции

 сравнения однородных и разных по цвету предметов,

 формировать практические действия по цветовому

 различению.

«Спрячь мышку»

Ознакомить детей с основными цветами спектра и их

 названиями.

«Подбери по цвету»

Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить

 выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

«Какого цвета не стало?»

Учить различать основные цвета.

 «У кого какое платье»

Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Лото «Цвет»

Закреплять знания основных цветов спектра, учить детей

соотносить предметы по цвету.

«Поиграем с прищепками»

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета,

 развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

«Какого цвета предмет?»

Закреплять знания основных цветов (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Воздушные шары»

Учить различать и называть цвета, развивать моторику

 пальцев рук через действия с предметами.

 «Бабочка»

Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы

 по цвету.

 «Спрячь шарик в ладошках»

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина»,

 с понятиями «большой – маленький»

«Собери шарики в ведерки»

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина»,

 с понятиями «большой – маленький»

«Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

«Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать

зрительное восприятие.

«Спрячь игрушки в коробки»

 

Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

«Самая длинная, самая короткая»

(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от

 самой короткой до самой длинной, как вариант можно

 предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Соберем пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

«Разноцветные кружки»

предложить положить кружки (либо другую геометрическую

 фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден

 цвет предыдущего кружка.

«Подбери лепесточки к цветам»

Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным

 свойствам (цвет и размер)

«Посади бабочку на цветок»

Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным

свойствам (цвет и размер)

«Гусеница»

развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия (цвет и размер),

 логического мышления.

«Поручения»

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также

выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать

 слуховое восприятие.

«В царстве «фигурок-человечков»

Познакомить детей с тремя формами (круг, квадрат,

 треугольник) и с их эталонами

«Собери красивые бусы»

 желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Геометрическое лото» 

учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по

геометрическому образцу.

«Выложи предмет» 

ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает ребенок, затем второй ребенок и т. д. В

 последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Закроем окна у домиков»

Закреплять представления о трех геометрических фигурах,

 учить детей идентифицировать предметы по форме.

 «Подбери фигуру»

закрепить представления детей о геометрических формах,

 упражнять в их назывании.

«Найди предмет такой же формы»

Упражнять детей в подборе картинки с изображением

 предметов, по форме похожих на заданную форму.

«Из каких фигур состоит …?»

Закрепить умение по рисунку определить, из каких

 геометрических фигур состоит предмет и сколько их.

«Что бывает такого цвета?»

Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным

свойствам (цвет, размер, форма)

«Спрячь шар (кубик) в ладошках»

  Закрепить представления детей о величине (большой,

маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый,

 синий). Играть с шариками, прятать и находить их, угадывать, какой шар - большой или маленький, какого цвета.  Действовать по предложению воспитателя: брать по одному шару, узнавать

, большой шар или маленький, на ощупь (не подглядывая).

«Соберем бусы для куклы»

Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным

свойствам (цвет, размер, форма)

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые  предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители  не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура речи ребенка рождается в семье"

Папка-передвижка  в уголок  для родителей...

«Речевая культура ребенка рождается в семье»

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское од...

Стремление наблюдать

Доклад об исследовательской деятельности в ДОУ...

Памятки для родителей «Как правильно читать с ребенком сказки», «Речевая культура ребенка рождается в семье»

Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речев...

"ЗА НОВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ"

Консультация "ЗА НОВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ"...

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.

ull;Рассказы- рассуждения• Рассказы- Небылицы •Составление рассказов на основе своего личного опыта• Составление загадок- описаний•Обучение составлению по картине с дополнит...

Наблюдаем и экспериментируем в природе

Расширять познавательный опыт детей дошкольников с помощью наглядных действий, экспериментов удаётся гораздо эффективнее, нежели использовать готовые картинки или даже видеоролики. Ведь то, что придум...