Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовл
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательная активность у детей раннего возраста.
Уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребёнок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Это начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребёнка.
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования
Актуальность метода формирования познавательной активности у детей раннего возраста заключается в следующем: экспериментальные занятия способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему миру, формируют реальные представления детей об окружающем, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность, обогащают детскую речь и познавательный опыт, стимулируют речемыслительную активность детей, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, развивают моторику рук.
Исходя из всего вышесказанного, я поставили перед собой
Цель: формирование познавательной активности у детей с помощью экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через экспериментирование с предметами рукотворного мира и объектами неживой природы (песок, вода, снег).
2. Способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими игрушками, природным материалом.
3. Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность.
4. Поддерживать самостоятельную познавательную активность детей.
5. Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику.
6. Вызывать положительные эмоции при активных действиях по предложению взрослого и по собственной инициативе.
7. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной и к игровой исследовательской деятельностям.
8. Создать в группе необходимую предметно-развивающую среду.
9. Привлечь родителей к изготовлению, а также приобретению игр и пособий для проведения экспериментов.
В своей работе я учитывали особенности развития детей раннего возраста:
· Ситуативность поведения
Малышу интересно то, что находится в поле его зрения. И он не просто рассматривает предмет, а стремится с ним действовать. Восприятие и действие неразрывно связаны.
· Непроизвольность внимания и восприятия
Малыш быстро отвлекается, поэтому ему должно быть интересно. Игра длится, пока не угаснет интерес.
· Непроизвольность памяти
Воспоминания всплывают помимо воли или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет или выполнить действие.
· Мышление наглядно-действенное
Малыш не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется путём практических действий с предметами. Кое-какие знания мы даём, но важно помнить про минимум информации и максимум деятельности.
· Особая эмоциональность восприятия окружающего мира
Малышу присущи страстность, импульсивность и неустойчивость эмоций.
Условия работы с детьми раннего возраста
1. Взрослый – главная фигура для малыша
Много знает Всему может С ним всегда Поможет, Похвалит,
и умеет научить интересно поддержит, одобрит, защитит.
2. Потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Подбор материала и способов его исследования.
Для формирования познавательной активности детей мы создали в группе соответствующую развивающую среду:
– расширили и обогатили оборудованием центр воды и песка: появились ванна, большой таз, подносы, мельница, множество ведёрок, формочек, совочков, палочек, мелких игрушек, бросового материала;
– изготовили целую серию дидактических игр и игрушек:
Объектами исследования выбрали то, что интересно и доступно детям раннего возраста:
– в неживой природе – это вода, песок (крупа, снег, лёд, воздух;
– а из предметов:
1. обычные (например, шар, куб, кирпич, их форма, размер и качество,
2. необычные:
· меняющие форму: сжимающиеся (например, мячи, мягкие и резиновые игрушки) .
· движущиеся (например, бабочки на верёвочке и т. д.)
· звучащие (например, погремушка, музыкальная игрушка, телефон)
· прилипающие (магнит, прищепки, липучки,
· отражающие действительность (зеркало) и увеличивающие (лупа,
3. бумага.
А также их пересечение – предметы в воде.
Виды экспериментальной деятельности:
Занятия-эксперименты, совместные игры-эксперименты, самостоятельные эксперименты.
Приёмы работы с детьми: наблюдение, первичное обследование предмета, подражание, упражнение, испытание (проверка, проба, обыгрывание, экспериментирование.)
Все дети очень любопытны, в каждом ребёнке заложено стремление познавать окружающий мир. Они любят всё необычное, интересное и загадочное. Работая в детском саду, я всё больше в этом убеждаюсь. Занятия с проведением опытов вызывают у ребят живой интерес. Зачастую таких занятий бывает мало ребёнку, ему хочется больше времени проводить в лаборатории, поэтому очень часто в свободное время мы с детьми экспериментируем.
Предлагаю вашему вниманию опыты, которые заинтересовали моих воспитанников младшей группы.
ТЕМА: ВОДА
1.«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».
Цель: Учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. ( Форма организации – предметно - манипулятивная деятельность, режимные моменты).
2.«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).
3.«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).
4.«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).
5.«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).
6.«Найди рыбку»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).
7.«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.(форма организации опыт).
8.«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).
9.«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты).
10.«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).
11.«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации - опыт).
12.«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт).
13.«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт).
14.«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.(форма организации - часть занятия).
15.«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт).
16.«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации — опыт).
17.«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения).
ТЕМА: ПЕСОК
1.«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации игра).
2.«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).
3.«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)
4.«Следы»
Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).
5.«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение).
ТЕМА: ВОЗДУХ
1.«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).
2.«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).
3.«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)
4.«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том , что воздух легче воды. (форма организации –игра).
5.«Утопим игрушку»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).
6.«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)
7.«Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия).
8.«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).
ТЕМА: КАМНИ:
1.«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том ,что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт).
2.«Тёплые - холодные»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.(форма организации — опыт).
3.«Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые.(форма организации – часть занятия)
4.«Какой формы камень?»
Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия).
5.«Твёрдый - мягкий»
Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт).
ТЕМА: БУМАГА
1.«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт).
2.«Тонкая - толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.(форма организации — опыт).
3.«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт).
4.«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт).
В нашей группе познавательное экспериментирование организовано практически во всех зонах активности.
Детям этого возраста очень увлекательно исследовать строительный материал – кирпичики и другие детали конструктора. Мы используем в своей группе в совместной деятельности деревянный конструктор (он устойчивый, а также пластиковый, Lego, мягконабивные модули и «мякиши» (мягкие сюжетные кубики). Рядом с конструкторами располагаю игрушки для обыгрывания (резиновые, пластмассовые зайчики, собачки, кошечки и т. п.).
Периодически наблюдая в группе за растениями, у детей формируется представление о комнатных растениях как о живых существах.
Для развития слухового представления в группе имеются музыкальные инструменты (шумелки) сделанные своими руками. Дети с удовольствием исследуют их и играют.
.
Для формирования умения детей исследовать предметы по форме, материалу предлагаю им игру «Чудесный мешочек», в который помещаются хорошо знакомые предметы с чётко выраженными формами.
Через эти опыты малышам даётся возможность проявить свою любознательность.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактическая игра | Цель |
«Разноцветные палочки» | научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. |
Собери лепесточки. | научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. |
Собери цветик-семицветик. | научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. |
«Спрячь мышку» | Ознакомить детей с основными цветами спектра и их названиями. |
«Подбери по цвету» | Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение). |
«Какого цвета не стало?» | Учить различать основные цвета. |
«У кого какое платье» | Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. |
Лото «Цвет» | Закреплять знания основных цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету. |
«Поиграем с прищепками» | Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. |
«Какого цвета предмет?» | Закреплять знания основных цветов (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) |
«Воздушные шары» | Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами. |
«Бабочка» | Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету. |
«Спрячь шарик в ладошках» | Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький» |
«Собери шарики в ведерки» | Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький» |
«Вкладыши и башенки» | Знакомить с величиной в ходе практических действий. |
«Веселые матрешки» | Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. |
«Спрячь игрушки в коробки»
| Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. |
«Самая длинная, самая короткая» | (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) |
«Соберем пирамидку» | Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах. |
«Разноцветные кружки» | предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка. |
«Подбери лепесточки к цветам» | Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер) |
«Посади бабочку на цветок» | Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер) |
«Гусеница» | развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия (цвет и размер), логического мышления. |
«Поручения» | Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие. |
«В царстве «фигурок-человечков» | Познакомить детей с тремя формами (круг, квадрат, треугольник) и с их эталонами |
«Собери красивые бусы» | желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы. |
«Геометрическое лото» | учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. |
«Выложи предмет» | ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает ребенок, затем второй ребенок и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) . |
«Закроем окна у домиков» | Закреплять представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме. |
«Подбери фигуру» | закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. |
«Найди предмет такой же формы» | Упражнять детей в подборе картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму. |
«Из каких фигур состоит …?» | Закрепить умение по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их. |
«Что бывает такого цвета?» | Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма) |
«Спрячь шар (кубик) в ладошках» | Закрепить представления детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий). Играть с шариками, прятать и находить их, угадывать, какой шар - большой или маленький, какого цвета. Действовать по предложению воспитателя: брать по одному шару, узнавать , большой шар или маленький, на ощупь (не подглядывая). |
«Соберем бусы для куклы» | Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма) |
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Культура речи ребенка рождается в семье"
Папка-передвижка в уголок для родителей...
«Речевая культура ребенка рождается в семье»
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское од...
Стремление наблюдать
Доклад об исследовательской деятельности в ДОУ...
Памятки для родителей «Как правильно читать с ребенком сказки», «Речевая культура ребенка рождается в семье»
Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речев...
"ЗА НОВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ"
Консультация "ЗА НОВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ"...
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.
ull;Рассказы- рассуждения• Рассказы- Небылицы •Составление рассказов на основе своего личного опыта• Составление загадок- описаний•Обучение составлению по картине с дополнит...
Наблюдаем и экспериментируем в природе
Расширять познавательный опыт детей дошкольников с помощью наглядных действий, экспериментов удаётся гораздо эффективнее, нежели использовать готовые картинки или даже видеоролики. Ведь то, что придум...