Наблюдаем и экспериментируем в природе
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Расширять познавательный опыт детей дошкольников с помощью наглядных действий, экспериментов удаётся гораздо эффективнее, нежели использовать готовые картинки или даже видеоролики. Ведь то, что придумал или добыл сам запоминается на долго и наверняка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudaem._eksperimentiruem_v_prirode.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)
(Из опыта работы педагогов, как вырастить мыслителя.)
Наблюдаем, экспериментируем в природе…»
Подготовила воспитатель,
Мясникова Е.А.
Дети - дошкольники могут познают, запоминают только тогда, когда сами испытывают в этом необходимость или в процессе наблюдения или эксперимента. Л.С Выгодский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И значит наша задача - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.
Всё, о чём мы хотим рассказать детям, воспринимается ими не всегда с желанием и с интересом. «Дети, надо беречь природу, - говорим мы. И, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому далее будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пяти. А если мы спросим: «Почему исчез саблезубый тигр? или Почему тень ходит за нами?» То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько детей. Одним из эффективных методов и результативных методов познания для дошкольников является экспериментирование или исследование. Когда знания не даются готовыми, а их надо добыть самим, сделать вывод и записать, тогда они усваиваются и запоминаются.
Для того, чтобы знания у детей накапливались постепенно, проще усваивались, мы решили все наблюдения, исследования выстроить в систему и переходить од оного объекта к другому после логического завершения. Но в разное время года возвращаться к некоторым для сравнения, поскольку это объекты природные.
Следует отметить. Намеченные нами объекты и методы мы проводим одновременно в двух группах: в разновозрастной, дети 3-7 лет и коррекционной 5–6 лет. Тем самым, тоже экспериментируем, выявляя, как и на сколько продуктивно усваиваются детьми разного возраста добытые знания.
Первый объект
Солнце и всё что связано с ним: его свет, тепло, отражение в зеркале. Лето, прекрасное время для экспериментов и изучения именно солнечного тепла и света. Обычная прогулка, подвижная игра и мы с детьми замечаем длинные
тени. Они бегут за нами и исчезают только под укрытием. Почему? Почему у Вани тень такая, а Вари другой формы. Давайте померим, у кого тень длиннее? Как узнать? И, вообще, это возможно, измерить тень? Дети по предложению воспитателя пытаются применить разные способы: и палочками и лопатами, и проводить черту. После некоторых попыток мы приходим к выводу, что у воспитателя тень длиннее всех, потому что она выше. И тогда проверяем на других предметах разной высоты. Вот так, казалось всё просто, но эмоции и споры, желание дойти до истины бурлили среди ребят и привлекали других.
Важно в этот момент поддерживать любознательность, чтобы число вопросов росло, но они не оставались открытыми.
В процессе исследований мы предположили, что солнце движется и тень тоже поворачивается и убедиться в этом нам помогли солнечные часы. Это было уже следующим этапом и на другой прогулке. Почему? Потому что сначала мы решили изготовить солнечные часы, привлекая папу воспитанника. Потом вместе с детьми наклеивали циферблат, как у настоящих. Дети участвовали и в создании часов и в эксперименте с ними.
Не форсировать события, проявлять терпение к более медлительным и давать возможность всем проявить себя и высказаться. Приём коллективного прослушивания и рассуждения даётся не сразу, «выскочки» не ждут своей очереди, но тоже учатся слушать и слышать других.
Очень интересно, когда дети сами придумывают символы для записи результата. Предложений поступает очень много, и ведётся не один, а два и три журнала.
В процессе дети узнавали, что нагревается быстрее, белое или красное. Влияет цвет на скорость нагрева или нет. В каком сосуде быстрее нагревается вода? Отмечать графически результаты своих наблюдений стало уже проще. Мы сообща создали таблицу условных знаков, которую уже никто не оспаривал, а применял в записях.
Где быстрее высохнет водяной рисунок, на асфальте или на песке. Как вы думаете. Да, мы тоже думали, что на асфальте, но результат был другой. Он не давал мне покоя, я думала о том. Что, наверное, на песке ветер помог высушить рисунок. И тогда мы поместили наши рисунки в одинаковые условия. И результат оказался тем же самым. «Я думала, что асфальт высохнет быстрее, потому что он более гладкий, а песок рыхлый, - говорю я детям, - значит песок впитывает воду, и поэтому рисунок высыхает быстрее». С этим вопросом мы обратились к родителям. Некоторые родители на даче повторяли наши эксперименты и тоже были удивлены.
Наши наблюдения будут лежать до зимы. Мы проверим, на сколько быстрее на солнце тает снег и лёд. Сделаем фотокадры наблюдений с перерывом в 5-7 дней и поймём, почему у ствола у дерева тает снег быстрее и получается ложбинка. И обязательно записи в журнале наблюдений будут просматриваться детьми, а выводы и знания будут глубже.
Важно! Чтобы детская инициатива и желание рассуждать не гасла и исходила от детей. Стимулировать поддерживать инициативу, а как ты думаешь, молодец, что догадался, точно, вод это да, а интересно, почему? Нам на помощь пришёл метод Оскара Бренифье - принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны показывать и быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник.
Используемая литература:
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. - с. 56.
2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - с. 31-34.
3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - с. 3-9
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
5. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся наблюдать за изменениями в природе в ноябре.
Консультация для родителей.Учимся наблюдать за изменениями в природе в ноябре.Наступила поздняя осень. Самая грустная пора. Но вы продолжаете свои ежедневные прогулки с ребенком на свежем воздух...
учимся наблюдать за изменениями в природе
наблюдение...
Консультация "Учимся наблюдать за изменениями в природе"
Наблюдение за природной в октябре...
Учимся наблюдать за изменениями в природе
Учимся наблюдать за изменениями в природе...
Консультация для родителей на тему "Учимся замечать, наблюдать и любоваться красотой природы"
Консультация для родителей на тему "Учимся замечать, наблюдать и любоваться красотой природы"...
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовл
Эксперементальная деятельность...
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.
ull;Рассказы- рассуждения• Рассказы- Небылицы •Составление рассказов на основе своего личного опыта• Составление загадок- описаний•Обучение составлению по картине с дополнит...