Программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Шефер Екатерина Викторовна

С целью коррекции уровня социально-коммуникативного развития дошкольников была разработана программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

С целью коррекции уровня социально-коммуникативного развития дошкольников была разработана программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Цель программы – способствовать социально-коммуникативного развитию дошкольников среднего возраста посредством создания создание благополучной среды и методических условий при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на интересы ребенка.

Задачи программы:

  • способствовать развитию у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);
  • способствовать развитию игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
  • способствовать развитию коммуникативных способностей детей, предполагающих развитие навыков построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения;
  • способствовать формированию игровых умений, содействовать объединению детей в игре;
  • способствовать созданию современной развивающей предметно-игровой среды, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующей развитию игровой деятельности.

Участники программы: воспитанники, педагоги, родители.

Принципы реализации программы:

  • принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры;
  • принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей;
  • принцип творческого обучения и воспитания;
  • принцип доступности;
  • принцип личностной ориентации;
  • Комплексно-тематический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип систематичности;
  • принцип практической применимости;
  • принцип динамичности и гибкого зонирования;
  • принцип индивидуального подхода к детям;
  • принцип педагогической поддержки.

Формы и методы  педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:

  • формы работы – диагностика; коррекционные и развивающие занятия;
  • методы работы – наблюдение; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения
  • приемы – для развития социально-коммуникативной компетентности детей можно использовать следующие приемы: элементы психогимнастики на различных занятиях; специальные игры и упражнения, которые направлены на развитие распознавания и выражения своих эмоций с помощью мимики (радость, страх, грусть, стыд, злость…), пуговичный массаж в сочетании с пантомимикой для передачи эмоционального состояния (радость, гнев, стыд, удивление…), физическое состояние (жарко, холодно, тяжело…), чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков, игры-драматизации, театрализованные игры. Чтобы применить данные приемы необходимо организовать разнообразные игровые занятия с ситуациями, обеспечивающими освоение ребенком положительного социального опыта, положительного самоощущения, эмоционального благополучия.

Организация занятий. Задача педагога в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Решение этой задачи возможно в совместной игре педагога с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении педагогом двух условий:

  • использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
  • отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Педагог не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять. Педагог со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Тем не менее, игра педагога с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним – двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Содержание занятий программы: в целях социально-коммуникативного развития дошкольников средней группы была составлена серия сюжетно-ролевых игр. Серия состоит из 8 занятий, целью которых являлось закрепление полученных позитивных перемен в группе, специфики ее существования и развития, а также в изменении личностных характеристик каждого из участников работы.

Главное правило воспитателя – быть терпеливым и осторожным с ребёнком, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем сюжете.

К предполагаемым результатам программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников относятся:

  • повышение уровня принятия и осознания нравственных норм;
  • повышение уровня речевой активности и коммуникативной направленности речи детей;
  • повышение уровня выслушать партнера и согласовать с ним свои предложения и действия.

В ходе реализации разработанной программы были использованы элементы игровой технологии, проектной технологии, элементы разнообразных диалоговых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые  результаты реализации программы саморазви...