Программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему
С целью коррекции уровня социально-коммуникативного развития дошкольников была разработана программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
С целью коррекции уровня социально-коммуникативного развития дошкольников была разработана программа деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Цель программы – способствовать социально-коммуникативного развитию дошкольников среднего возраста посредством создания создание благополучной среды и методических условий при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на интересы ребенка.
Задачи программы:
- способствовать развитию у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);
- способствовать развитию игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
- способствовать развитию коммуникативных способностей детей, предполагающих развитие навыков построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения;
- способствовать формированию игровых умений, содействовать объединению детей в игре;
- способствовать созданию современной развивающей предметно-игровой среды, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующей развитию игровой деятельности.
Участники программы: воспитанники, педагоги, родители.
Принципы реализации программы:
- принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры;
- принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей;
- принцип творческого обучения и воспитания;
- принцип доступности;
- принцип личностной ориентации;
- Комплексно-тематический принцип;
- принцип интеграции;
- принцип систематичности;
- принцип практической применимости;
- принцип динамичности и гибкого зонирования;
- принцип индивидуального подхода к детям;
- принцип педагогической поддержки.
Формы и методы педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:
- формы работы – диагностика; коррекционные и развивающие занятия;
- методы работы – наблюдение; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения
- приемы – для развития социально-коммуникативной компетентности детей можно использовать следующие приемы: элементы психогимнастики на различных занятиях; специальные игры и упражнения, которые направлены на развитие распознавания и выражения своих эмоций с помощью мимики (радость, страх, грусть, стыд, злость…), пуговичный массаж в сочетании с пантомимикой для передачи эмоционального состояния (радость, гнев, стыд, удивление…), физическое состояние (жарко, холодно, тяжело…), чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков, игры-драматизации, театрализованные игры. Чтобы применить данные приемы необходимо организовать разнообразные игровые занятия с ситуациями, обеспечивающими освоение ребенком положительного социального опыта, положительного самоощущения, эмоционального благополучия.
Организация занятий. Задача педагога в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Решение этой задачи возможно в совместной игре педагога с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении педагогом двух условий:
- использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
- отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Педагог не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять. Педагог со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Тем не менее, игра педагога с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним – двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.
Содержание занятий программы: в целях социально-коммуникативного развития дошкольников средней группы была составлена серия сюжетно-ролевых игр. Серия состоит из 8 занятий, целью которых являлось закрепление полученных позитивных перемен в группе, специфики ее существования и развития, а также в изменении личностных характеристик каждого из участников работы.
Главное правило воспитателя – быть терпеливым и осторожным с ребёнком, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем сюжете.
К предполагаемым результатам программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников относятся:
- повышение уровня принятия и осознания нравственных норм;
- повышение уровня речевой активности и коммуникативной направленности речи детей;
- повышение уровня выслушать партнера и согласовать с ним свои предложения и действия.
В ходе реализации разработанной программы были использованы элементы игровой технологии, проектной технологии, элементы разнообразных диалоговых технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Знакомство с играми, направленными на коммуникативное развитие....
Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые результаты реализации программы саморазви...