Ознакомление с жизнью и деятельностью отечественного музыканта
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного комбинированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 849.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного комбинированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Ознакомление с жизнью и деятельностью отечественного музыканта»
Тема: «Ознакомление с жизнью и деятельностью отечественного музыканта»
Программное содержание: Развитие музыкального восприятия, формирование представлений детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского, о жанрах музыки, развитие умения анализировать музыкальные произведения.
Цель занятия: Знакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Приобщать детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре.
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно эстетической деятельности.
Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, композитор, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.
Музыкальный материал:
«Старинная французская песня» из «Детского альбома»;
«Песня жаворонка» из «Детского альбома»;
«Нянина сказка» из «Детского альбома»;
«Игра в лошадки» из «Детского альбома»;
«Марш» из балета «Щелкунчик»;
«Вальс» из балета «Спящая красавица»;
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
«Старинная французская песенка» из «Детского альбома»;
«Полька» из «Детского альбома»;
«Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, DVD проигрыватель, телевизор, парты (по количеству детей), музыкальные инструменты, альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования, искусственные цветы для вальса.
Ход занятия: На центральной стене большой портрет П. И. Чайковского.
Муз. рук.: Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычное занятие. На протяжении всего занятия вы будете слышать сказочную музыку.
Скажите, дети, а вы знаете кто такой композитор? Ответы детей. Нет.
Композитор — это тот кто пишет музыку
Сегодня мы с вами познакомимся с автором этой красивой музыки, русским композитором П. И. Чайковским (показ портрета композитора).
Муз. рук.: (рассказывает детям о П. И. Чайковском)
- Чайковский рос в многодетной семье. Его папа не был музыкантом, а мама, была простой домохозяйкой и занималась своими детьми. Семья не была богатой, но в детях с детства воспитали любовь к музыке: мать каждый вечер играла на фортепиано и пела. Когда композитору Петру Ильичу, было 10 лет, его семья переехала жить в Санкт-Петербург.
В 12 лет Чайковский поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. Там и начались серьёзные занятия музыкой.
Музыка не давала ему спать спокойно, и в 21 год Пётр Ильич поступил в Петербургскую консерваторию. Это такое учебное заведение, где учат играть на различных музыкальных инструментах и сочинять музыку.
Чайковский считается одним из самых известных композиторов во всей истории музыки. Очень много красивых произведений было написано им.
Петр Ильич сочинил более 80 музыкальных произведений, в том числе десять опер и три балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Муз. рук.: Итак, сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Тихо – тихо рядом сядем-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Ребята, я вам предлагаю послушать музыкальное произведение.
Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Муз. рук.: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?
Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.
Муз. рук.: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.
Ребёнок 1:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.
Муз. рук.: Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом».
В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Ребёнок 2:
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков полноводье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из –под рук.
Ребёнок 3:
Их волна крутая кружит ,
Но сдержать не может, нет.
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывём за ними вслед.
Муз. рук.: Послушайте фрагмент пьесы.
Звучит аудиозапись пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Муз. рук.: Как называется эта пьеса, в каком жанре она написана?
Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное няня рассказывает сказку ребёнку перед сном.
Муз. рук.: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните её название и жанр.
Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.
Давайте поиграем в наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под музыку.
Муз. рук.: А сейчас мы проведем музыкальную викторину «Узнай музыку» ( берет три иллюстрации)
Сейчас вы услышите произведение. Послушайте внимательно и найдите иллюстрацию, которая подходит к данной музыке.
1. «Марш деревянных солдатиков».
2. «Песня жаворонка».
- А теперь послушайте и назовите название произведения.
1. Определяют иллюстрацию.
2. Называют его.
Петр Ильич много путешествовал, он бывал во Франции и Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их и записывал.
- Послушайте «Немецкую песенку» .
Это песенка – танец. Она напоминает вальс. Его танцевали парами, кружась.
На сильную долю танцору сильно ударяли ногой об землю.
(исполняется «Немецкая песенка»)
1. Сколько в этой пьесе частей? (две) .
2. А какие они? (громкая и тихая) .
3. Повторяются ли части? (да, 1часть) .
4. Этот танец – вальс. А как же он считается? (на 1, 2, 3) .
Давайте прохлопаем в ладоши ритм танца: 1ч. – тихо, 2ч. – громко.
И еще раз, но теперь с музыкальными инструментами.
Муз. рук.: А сейчас, давайте возьмем инструменты и подыграем целым оркестром, импровизируя.
Молодцы, ребята!
Муз. рук.: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера весёлый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Девочка Маша героиня балета получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это можно услышать в музыке.
Звучит аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
А теперь посмотрим видеоряд о балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Показ слайдов.
Муз. рук.: Кто такой Щелкунчик?
Ребёнок 4: Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.
Ребёнок 5:
Звенят колокольцами песни-сказки,
Таинственные мелодии.
Какие созвучья, какие краски,
Совсем небывалые, вроде бы!
Ребёнок 6:
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озёрах качаются,
То вдруг обернутся Бабой Ягою,
А то вдруг Спящей Красавицей. .
Муз. рук.: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.
Звучит «Вальс» из балета «Спящая Красавица».
Анализ рисунков:
Жёлтые, розовые, оранжевые – тёплые цвета, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.
Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».
Давайте покружимся под музыку другого вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:
Покружитесь, покружитесь
Все в цветочки превратитесь!
Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Дети с искусственными цветами кружатся в танце.
Муз. рук.: Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти её.
Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».
Дети: Из Франции. Эта пьеса называется «Старинная французская песенка».
Ребёнок 7:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Ребёнок 8:
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой,
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Ребёнок 9:
Может песней полусказкой
Нас, шутя, развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.
Муз. рук.: Мальчики, приглашайте девочек на Польку.
Под звучание «Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.
Муз. рук.:
И наш концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго долго
Ещё звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой дугой,
Как будто нам Жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой.
Итог занятия: Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве русского композитора, П. И. Чайковском слушали его замечательную музыку.
Наше занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского подошло к концу, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш деревянных солдатиков» выйдите из зала. Всем спасибо. До свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность "Бременские музыканты"
Лексическая тема «Домашние животные» закончилась музыкальной сказкой «Бременские музыканты», проведённой группой №5 МБДОУ № 460 города Челябинска. В качестве зрителей были дети группы № 8....
"Роль социального партнерства ДОО при ознакомлении старших дошкольников с Великой Отечественной войной"
В статье дано описание взаимодействия ДОО с учреждениями сициума при ознакомлении детей с ВОв. Раскрыты подробно принципы построения данного сотрудничества....
Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта
Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят го...
Конспект самостоятельной музыкальной деятельности «Весёлые музыканты»
Конспект самостоятельной музыкальной деятельности «Весёлые музыканты»...
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края «Машина времени»
Детям предлагается совершить путешествие во времени, познакомиться с основными событиями истории родного края в этапах отечественной истории, от каменного века до наших дней. Побывать в древнем мире п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников 4 – 5 лет по речевому развитию «Беседа с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством А. М. Береснева.»
Цель: Создание условий для знакомства с творчеством и произведениями А.М. Береснева....
"Ознакомление детей с событиями Великой Отечественной Войны"
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование гражданских чувств.К сожалению, современные дети имеют поверхностное предст...