Модель центра познавательной активности в подготовительной группе
методическая разработка на тему
Предложены методические рекомендации для оборудования центра познавательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_tsentra_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 364.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель
центра познавательной деятельности
в подготовительной группе
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
- создание условий для изменения среды.
Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в группе являются:
- всестороннее развитие детей;
- психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.
Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.)
Центр науки
1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».
Вас здесь встречает Почемучка.
Он помогает знания добыть,
На все "почему" ответ получить.
Он хозяин этой лаборатории.
Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);
-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
В лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);
-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся:
* коллекции:
-Коллекции семян.
-Гербарий.
-Коллекция тканей.
-Коллекция ниток.
-Коллекция ракушек.
-Коллекция камней.
*модели:
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
*макеты (выставляются соответственно темам недели) :
-царство льда и снега;
-кто живет в жарких странах;
-животные наших лесов;
-пресмыкающиеся;
-насекомые.
2 зона –методический центр.
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
3 зона – центр «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,
альбомы - картинки:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные,
-животные Севера.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.
Уголок природы
Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
1 зона комнатные растения На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
2 зона тематические альбомы:
-луговые цветы,
-садовые цветы,
-комнатные растения,
-насекомые,
-кузнечики.
модели:
-календарь природы (времена года), дни недели;
-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
3 зона материалы для ухода за растениями В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.
4 зона - наша игротека.
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр:
-"Кто где живет?"
-"О животных"
-" О растениях"
-"Хочу все знать!"
-"Ассоциации"
-"Зоологическое лото"
-Домино "на море, на суше"
-"Большие и маленькие"
-"Кто чем питается"
-"Как растет живое"
-"Кто как появился"
-"Что из чего сделано"
-"Времена года"
-"Развиваем наблюдательность"
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
5 зона - «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород можно оформит по сюжету сказки. с детьми можно сделать бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсить ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"
Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи" Большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации, фор...
проект«Обновление центра двигательной активности в подготовительной группе в соответствиии с требованиями ФГТ»
На основании документов, обеспечивающих содержание ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования РФ № 2151 от 20.07.2011 г...
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Подготовительная группа)
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Подготовительная группа)...
#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования
Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного обра...
Проект развивающей среды «Модель центра двигательной активности» в средней группе
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу ДО является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено ее значимостью для разностороннег...