Семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми" на тему "Опыты с водой"
методическая разработка на тему
Опыты с водой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дождик» для младшей группы
Необходимый инвентарь: лейка, пластмассовые игрушки (куклы), тазики.
- Дети, давайте вспомним лето. А особенно летний тёплый дождик. Поиграем с вами в кукольный дождик. Будем поливать наши игрушки (куклы) из лейки.
Дождик, дождик! Лейся гуще! Пусть растёт Пшеница гуще! Лейся, лейся, Как река! Будет белая мука! | Дождик, дождик, капелька, Дождик, лей, | Дождик, лей, |
- Молодцы! Полили дождиком наших кукол. После «дождя» наши куклы стали какие? Мокрые, верно. Давайте вытерем полотенчиком. Теперь какие стали? Сухие.
Вывод: игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики, ребёнок познаёт назначение предметов, через восприятие и воображение способствует развитию познавательной и речевой деятельности и развития речи, а также мелкой моторики.
«Поплывёт или утонет» для средней группы
Необходимый инвентарь: тазик с водой, пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, мячик, металлическая ложка. Два пустых ведёрка (красный и зелёный).
- Дети, мы сейчас с вами поиграем в игру «Поплывёт или утонет». Посмотрите на стол, что вы здесь видите?
+…
- Будем опускать по очереди предметы в воду, и наблюдать за ними.
+…
- Достаём предметы из воды и раскладываем их по разным ведёркам – в красное, всё что не утонуло, а в зелёное – то, что оказалось на дне.
+…
- Что у нас не утонуло? А почему?
+…
- А что оказалось на дне? А почему?
+…
Вывод: игра способствует развитию наблюдательности, развитию речи и познавательной деятельности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов, свойства предметов.
«Тонет – не тонет» для старшей группы
Необходимый инвентарь: тазик с водой, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметы по1 штуке.
Задачи:
- образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)
- развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление
- воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение
Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
1. Сюрпризный момент: бутылка с запиской внутри. Содержание записки:
«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель. »
- Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.
У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.
- Беру первый предмет (стеклянный шарик) опускаю в воду. Что произошло с шариком?
+ Он утонул.
- Попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.
+…
- Беру следующий предмет (деревянный кубик) опускаю в воду. Что произошло? Предмет утонул или нет?
+…
- Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.
А теперь все по очереди опускаем предметы в воду, наблюдаем. Какие предметы тонут, а какие нет.
+…
- Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз.
После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод: какие предметы тонут, какие нет и почему?
- Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.
- Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики.
Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.
- Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости.
Вот такие мы опытные экспериментаторы!
«Яйцо – подводная лодка» для подготовительной группы
Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.
Необходимый инвентарь: тазик с водой, 2 стеклянные литровые банки, 2 сырых яйца, поваренная соль, столовая ложка.
- Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Яйцо – подводная лодка». Почему игра так называется? А вот это мы сейчас и узнаем.
Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в неё сырое яйцо.
Во второй банке разводим до 5-ти столовых ложек поваренной соли на 0,5 л. воды. Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит?
+…
- Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать. Кто был на море и купался?
+…
- В море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему?
+…
- Потому что в море вода солёная, а в бассейне – нет. Вода в речках, озёрах, прудах называют пресной.
- Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли.
Вывод: таким образом, решая основные задачи в процессе познавательно-исследовательской деятельности способствуем формированию у детей познавательного интереса, развитию восприятия, воображения, наблюдательности, эмоциональности в общении с окружающим миром. Что в свою очередь способствует формированию всех сторон речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....