Предметный мир ребенка
проект (подготовительная группа) на тему

Ледяева Юлия Владимировна

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности  в процессе ознакомления с предметным миром.

В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») называют, во – первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого – либо сооружения или изделия; во – вторых,  это может быть предварительный текст какого – либо документа, и третье значение, имеющее непосредственное отношение к предмету нашего исследования, – какой – либо замысел или план.

В свою очередь проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Другими словами, от теории к практике — соединение академических знаний с прагматическими,  при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) в ситуации неопределенности. Однако наличием самого факта поисковой активности проектная деятельность не может исчерпываться, она имеет определенную структуру, предполагающую на наш взгляд следующие компоненты:

  1. оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);
  2. моделирование действий;
  3. реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения;
  4. анализ получаемых результатов.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Представляется важным рассмотреть типы проектов, которые используются в практике современных дошкольных учреждений, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

  1. исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
  2. творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения.  При этом следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим;
  3. структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему;
  4. информационно-практико-ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем  результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей . 

Так, ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода,                  М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1]. Поэтому переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, по их мнению, осуществляется по следующим этапам:

  1. занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
  2. комплексные блочно – тематические занятия;
  3. интеграция:

- частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим),

- полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);

  1. метод проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Хочется обратить  внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта.

Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:

I этап – аналитический: выбора темы проекта, его типа, количества участников; педагог продумывает возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

II этап - поисковый: обозначается проблема и формулируется наиболее актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени; распределяются задачи по группам; обсуждается план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию).

III этап – практический: выполнение проекта – комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта;

IV этап – презентационный: презентация результатов.

И так благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка

методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Мое видение проблемы развития ребенка в предметно-исследовательской среде

Сообщение для педсовета на тему: "Развитие гностических умений детей в процессе поисково-исследовательской деятельности"....

Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"

    Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Календарно – тематическое планирование по теме «Предметный мир ребенка» в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе  по теме: "Предметный мир ребенка"...