проект по правовому воспитанию "Право на имя"
проект (старшая группа) на тему

Бахолдина Алеся Николаевна

различные формы работы, конспект занятия по правовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanieoffice_word_6.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования московской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования московской области

«Академии социального управления»

Кафедра воспитательных систем

Практико-значимая работа: «Право на имя»

Выполнил: слушательница курсов повышения квалификации «Организация системы правового воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС» воспитатель АДОУ комбинированного вида д/с  5 «Подсолнушек»: Бахолдина Алеся Николаевна.

Проверил: к.п.н., доцент кафедры воспитательных систем: Куницына С. М.

                                                 Москва 2014

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

                                      «ПРАВО НА ИМЯ»

В старшей группе

Актуальность проекта: 

                Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам. В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Сроки проекта: 6 дней

Участники проекта:

-воспитатели;

- родители;

-дети.

ЦЕЛЬ: воспитание основ правового сознания.

 Задачи:

- формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, в частности, право на имя;

- развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам;

- расширять словарный запас детей: тезка, имя, отчество, фамилия.

Оборудование: книга «приключения незнайки и его друзей», фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, сообщения детей о своем имени с фото, аудиозапись О. Кириллова «Книга ласковых имен», платок, мел, мяч.

Форма проведения: беседа, игра, ОД.

Место проведения: групповое помещение.

Ожидаемый результат:

воспитание у детей представлений о правах гражданина;

воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей;

воспитание уважительного, бережного отношения друг к другу.

Интеграция образовательных процессов:

Ознакомление с художественной литературой;

Коммуникация;

Социализация.

Рефлексия: результатом работы над проектом стало то, что у детей сформировалось представление о праве человека на имя. Дети стали бережнее относиться друг к другу, перестали использовать клички. У детей сформировалось  уважительное и терпимое отношение к людям независимо от их происхождения,  расовой и национальной принадлежности. Оказана необходимая помощь семьям в вопросах правового воспитания детей. Таким образом, поставленные цели и задачи проекта были достигнуты.

Проект составлен воспитателем:  Бахолдиной А.Н.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

мероприятия

задачи

сроки

Изучение методической литературы

Работа с родителями:

-подготовка сообщения «Что означает мое имя» с фото ребенка.

Подготовка необходимых материалов.

Приобщить родителей к деятельности  детей в детском саду, создать условия для совместного творчества родителей и детей.

1 день (пятница)

                                         

                                                Основной

мероприятия

задачи

сроки

Беседа «Что означает мое имя»

Дидактическая игра «Назови ласково» См. приложение.4

Чтение повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

 

Консультация для родителей «Понимаем ли мы друг друга».См. при ложение 6.

Уточнить представления детей о значении имени, воспитывать сознание значимости и неповторимости каждого человека.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, воспитывать положительные эмоции.

Воспитывать у детей способность сочувствовать и сопереживать литературному герою.

Вызывать у родителей желание понять своего ребенка.

2 день (понедельник)

Беседа «Что означает мое имя»

Дидактическая игра «найди себе пару» См. приложение 5.

Чтение повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Продолжать уточнять представления детей о значении имени.

Воспитывать  бережные взаимоотношения между детьми, учить рифмовать слова.

Воспитывать у детей способность сочувствовать и сопереживать литературному герою.

3 день (вторник)

Беседа «Что означает мое имя»

Разучивание стихотворения «Много нас живет на свете» О. Даниловой. См. приложение 2.

Чтение повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Продолжать уточнять представления детей о значении имени.

Знакомить с именами других народов, воспитывать уважение к ним.

  Воспитывать у детей способность сочувствовать и сопереживать литературному герою.

4 день (среда)

Беседа «Что означает мое имя»

Знакомство с пословицами и поговорками об именах.См. приложение 1.

Изготовление коллективного альбома «Наши имена»

Обсуждение прочитанных отрывков из повести Н. Носова «Приключения Незнайки»

Продолжать уточнять представления детей о значении имени.

Знакомить с малыми формами УНТ. Показать значимость имени в УНТ.

Воспитывать чувство единства, дружбы.

Воспитывать желание обращаться друг к другу по имени, не использовать прозвища и дразнилки.

5 день (четверг)

Заключительный

Мероприятия

задачи

сроки

6 день (Пятница)

    Презентация проекта

ООД

«По-разному зовутся дети» См. приложение 3.

Подведение итогов.

Познакомить детей с правом на имя; воспитывать идею значимости, уникальности, неповторимости каждого человека. Развивать речевые навыки, расширять словарный запас.

Анализ проделанной работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3.  Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006.
  4. Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Пословицы с именами
  • Сын не родился, а уж ему имя дали.
  • Помяни по имени, а он тут.
  • Без имени ребенок — чертенок.
  • Все Иванычи Ивановы детки.
  • У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома.
  • Наварила, напекла Акулина про Петра.
  • Хороша Маша, да не наша.
  • Федул губы надул.
  • Мелет Емеля в свою неделю.
  • Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
  • С именем Иван, без имени — болван.
  • Как тебя зовут? — Зовут зовуткой, а величают уткой.
  • Один про Фому, другой про Ерёму.
  • Велика Федора, да дура, а Иван мал, да удал.
  • Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.
  • На всякого Егорку есть поговорка.

  1. Яна

Яночка  играет в прятки,

Где искать ее, ребятки?

Заглянули под кровать -

Под кроватью не видать.

И за дверью  Яны  нету,

И не видно за буфетом,

И на кухне под столом

Яну  тоже не найдем.

Яна прячется за креслом:

- Нет, играть не интересно!

Вдруг забудут, не найдут?

- Где ты, Яночка?

- Я тут!

Оля

Оля, Оля, Олюшка!

Встанет раньше солнышка!

Книжка под подушечкой

Запоет кукушечкой,

Звонким колокольчиком,

Слышен смех у  Олечки

А когда поест, попьет,

Как синичка запоет,

Как воробушек поскачет,

Упадет и не заплачет.

Где ты, наша Олечка?

я тацую полечку!

          Много нас живет на свете,

        Только все мы вместе – дети!

        И куда не бросишь взгляд, дружат Саша и Азат,

        Дружат Таня и Белая,

        Галя дружат и Руслан.

        Звучат гордо имена Рома, Люба, Медина,

        Оля, Люда, Алия

Вместе дружная семья!

                                                                         О.Данилова

3. Конспект-занятие по правовому воспитанию старшей группе на тему: 

«По- разному зовутся дети. Право на имя.»

Цель: дать представление о праве человека на имя.

Задачи:

 дать детям представление о важности право на имя, довести до сознания детей идею значимости. Неповорисмости, уникальности каждого человека. Активизировать словарь за счет слов: теска, имя, фамилия. Отчество.

        Предварительная работа.

Чтение повести Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Подготовка детьми сообщение на тему: «Мое имя».

Ход занятия:

Отгадывание литературной загадки: Загадка называется «Марусеньке копеечку».

        Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

        Захотели сладкого сладенького пряничка

        Бабушка по улице старенькая шла,

        Девочкам по денежке бабушка дала.

        Марьюшке - копеечку,

        Марусеньке – копеечку,

        Машеньке – копеечку,

        Машечьке – копеечку,

        Вот какая добрая бабушка была!

        Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

        Побежали в лавочку и купили пряничка.

        И Кондрат задумался, глядя из угла:

        Много ли копеечек бабушка дала?

                                                                                К.И.Чуковский

        Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Манечка – одна и та же девочка.

        - в конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

        Чтение стихотворения:

        Много нас живет на свете,

        Только все мы вместе – дети!

        И куда не бросишь взгляд, дружат Саша и Азат,

        Дружат Таня и Белая,

        Галя дружат и Руслан.

        Звучат гордо имена Рома, Люба, Медина,

        Оля, Люда, Алия

Вместе дружная семья!

                                                                         О.Данилова

Беседа: «Что означает твое имя»

В ходе беседы воспитатель обясняет, что у каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия. Выясняет у детей, почему им дали это имя, что означает их имя и фамилия.

Вопросы:

Нравится ли тебе твое имя?

Как называют тебя в семье?

Что означает твое имя?

В честь кого тебе дали имя?

Что ты знаешь о своей фамилии?

Воспитатель читает детям стихотворение.

«Имя».

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу,

От того узнать бы надо,

Что же нашеимя значит?

                                                                          Т.Шорыгина

- Имена Вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть Вас родители. Людмила – милая людям. Виктор – победитель. София – мудрая. Алсу – розовая вода. Тимур – железный. Леонид подобный льву. Екатерина – чистая. Марина – морская. Гюзель – красивая. Иван – милость Божия. Владислав – славный, прославленный. Фамилия, так же как и имя, может что-то означать. Как Вы думаете, для чего нужна человек фамилия? (Ответы детей).

Затем воспитатель предлагает детям назвать фамилии известных людей и обьяснить, чем эти люди знамениты (например: А.С.Пушкин, Ю.А.Гагарин и т.д.).

Воспитатель объясняет детям, значение слова «Тезка» и предлагает им найти тезку среди знакомых или родственников.

Игра на выбор: «Найди себе пару», «Ласковое имя, лучше мягкого пирога».

Далее  рассматривание фотографий воспитателя в разный возрастной период.

Воспитатель демонстрирует детям свои детские фотографии и рассказывает:

- имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с Вами растет Ваше имя. Это было давно. Звали эту девочку ласково: Мариночка. Мариночка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догодались о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама п -прежнему зовет меня ласково. Как Вы думаете, как? Мои дети называют меня мама. Муж и друзья зовут Марина. А в детском саду я для всех Марина Святославовна.

Наша Сашенька в школе будет Александрой. Ваня – Иваном. А когда Вы встанете взрослым, станут величать Вас по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. (примеры приводят дети). Подумайте, как будут называть Вас?

Воспитатель предлагает послушать, а затем обсудить, как один хороший человек расколдовал девочек. (Прослушивание аудио записи «Книга ласковых имен» О.Кирилова).

Далее казахская народная игра «Жмурки в кругу».

Итог:

Воспитатель спрашивает, что нового узнали дети? Что им понравилось больше всего, что запомнилось? (Ответы детей)

Дидактические игры

4.«Ласковое имя лучше мягкого пирога»

Цель: учить детей произносить имена ласково, воспитывать уважение друг к другу.

Ход игры: дети становятся в круг, перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. Тот, кто бросает мяч, должен ласково назвать по имени того, кому бросает.

5.«Найди пару»

Цель: учить детей подбирать созвучные имена, рифмовать их, развивать ритмику речи.Ход игры: Дети перебрасывают мяч и называют любое имя. Поймавший мяч должен назвать любое созвучное имя, не обязательно свое

 Консультация для родителей

«Понимаем ли мы  друг друга»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)Из чего складывается понимание?

  • Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
  • Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.
  • Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда
  • Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полёт» от 21.01.2002г. М.М.Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.

Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию»

Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…

Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"

В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....

Проект по правовому воспитанию "Ребенок тоже имеет права"

Формирование правосознания ребенка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Одной из важных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав ребенка. Решение этой проблемы позволит укрепить условия для всес...

Проект «Нравственно – правовое становление личности ребенка в процессе совместной деятельности взрослого и детей»

Проект направлен на формирование нравственно-правовой компетентности воспитанников: достаточного уровня основ правового самосознания, знаний об основных положениях Конвенции о правах ребёнка, умений и...

Проект по правовому воспитанию "Мы на свет родились - чтобы радостно жить"

Проект по правовому воспитанию : "Мы на свет родились- чтобы радостно жить"  Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия явля...

Проект по правовому воспитанию «Большие права - маленьким детям»

Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изм...