использование экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад №26»
Тема: «Использование экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей раннего возраста».
Выполнила воспитатель:
Киверина Т.Н.
Слайд № 2
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Содержание образовательной области « Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Слайд №3
Задачи 1. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
2. Развитие сенсорной культуры.
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задача развитие познавательной активности у детей раннего возраста особенно актуальна на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Слайд №4
Познавательно- исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности- это активность ребенка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Предметно-развивающая среда ( ранний возраст)
С целью развития любознательности, познавательного интереса и стимуляции исследовательского поведения детей необходимо обеспечить соответствующую предметно-развивающую среду:
В нее входит центр сенсорики
Во всех группах выделено место для центров экспериментирования, всё оборудование соответствует возрастным особенностям, безопасно.
центр экспериментирования, включающий центр песок-вода для игр
с водой и песком, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами
Центр природы
Слайд №5 Огород
центр природы с огородом. Обязательно должен быть разнообразный материал для познавательного развития детей.
Слайд №6 Материалы для экспериментирования
- Бусинки, пуговицы.
- Верёвки, шнурки, Тесьма, нитки.
- Пластиковые бутылочки разных размеров.
- Камешки разных размеров.
- Пробки.
- Пух, перья.
- Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупки орехов.
- Вата, синтепон.
- Шишки
- Киндер-сюрпризы.
- Песок, формочки для песка.
- Вода и пищевые красители.
- Бумага разных сортов.
Материалы, и оборудование для познавательно- исследовательской деятельности детей раннего возраста должны включать материалы:
- объекты для исследования - это материалы для сенсорного развития, данная группа материалов должна включать и природные объекты в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и качествами;
- специальные наглядные пособия, отражающие мир вещей и событий.
«Развитие познавательного интереса и познавательной активности» ребёнка в раннем возрасте проходит преимущественно в процессе детского экспериментирования». В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Я провожу с детьми разнообразные игры-эксперименты.
Большой простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой и т.д. Они не только очень увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.
Слайд №7. Виды игр-экспериментов
1.Игры – эксперименты с водой
2.Игры – эксперименты с красками
3.Игры – эксперименты с мукой
4.Игры – эксперименты с крупами
5.Игры – эксперименты со звуками
6. Игры– эксперименты с песком
7. Игры – эксперименты со льдом
Слайд № 8 Игры – эксперименты с Водой (тонущие и плавающие предметы)
Дети с удовольствием будут переливать воду из одной емкости в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики.
Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами.
1.Металл - обычная ложка или другие предметы
2.Дерево - ложка, мисочка
3. Пластмасса - любые предметы или игрушки.
4.Резина- игрушки
5.Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному
Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду:
6. Губки разных размеров – поролоновые, резиновые, плавающие, впитывающие
воду, тонущие.
Слайд № 9 Игра «Тонет - не тонет»
Слайд № 10 Игра «Цветная вода»
Взрослые могут помочь детям разнообразить игры с водой: подкрасить её пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри
Слайд №11. Мыльные пузыри
Слайд № 12 Игры – эксперименты с крупой
Игры с крупами развивают мелкую моторику рук, это легкий массаж для рук
Можно предложить им пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий ребёнок получает представления о том, что такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.
Слайд №13 Игры– эксперименты с мукой
Игры с мукой используются на занятиях по художественному творчеству (лепке). Дети узнают ее свойства, она легкая, мягкая, если на нее подуть она может летать, на ней остаются отпечатки, а если ее смешать с водой получается тесто из которого можно лепить разные предметы.
Слайд №14 Игры – эксперименты со звуками
Богатые возможности для развития познавательного интереса у детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, свистульки, трещотки, пианино и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата (игры «Кто что услышит?», «Узнай по звуку», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Угадай, на чём играют?», «Кто, как кричит?», «Громко, тихо»)
Слайд № 15 Игры– эксперименты с песком
Они оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, снижают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Слайд № 16 игры для формирования представлений о вкусе, запахе
Слайд № 17 игры с красками
Слайд № 17 Игры– эксперименты со льдом
Ребенок получает новые тактильные ощущения, учится взаимодействовать с окружающими предметами. Также для детей это прекрасная возможность закаливания.
Слайд № 18 игры с красками
Для развития познавательного интереса детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки и отпечатки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость (игры « Таинственные отпечатки»,
В настоящее время в продаже имеется огромный выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. Это разнообразные игрушки «с сюрпризом» - «пульты», детские музыкальные центры, игрушки-головоломки.
Действуя с такими игрушками, ребёнок устанавливает связи между своими действиями и появлением новых ощущений, познаёт скрытые от наблюдения свойства предметов.
Если ребёнок не проявляет познавательного интереса или его действия ограничиваю простыми манипуляциями, стимулирую его познавательный интерес вопросами, подсказками, предложениями. Например: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Он утонет или будет плавать? А губка?»
Немаловажное значение при организации экспериментов придаю и соблюдению детьми правил безопасности, учу работать с материала осторожно, не брать в рот, не трогать руками, всегда чисто мыть руки после работы.
Слайд №25 Работа с родителями.
Для решения данной задачи активно привлекаю родителей.
Родители помогают в организации предметно-развивающей среды, в оформлении наглядных материалов, для них периодически оформляю фотовыставки, выставки детских творческих работ, папки передвижки с рекомендациями для родителей по организации познавательно-исследовательской деятельности детей и развитию у них познавательного интереса.
Поводя итог своего выступления я хочу отметить, что работа, проведенная с детьми по познавательно- исследовательской деятельности значительно повысила познавательную активность детей, способствовала развитию детской любознательности и сформировала у них устойчивые познавательные интересы .
Слайд №27 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов« РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Развитие творческих способностей детей раннего возраста...
Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"
Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...
«Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Конспект для воспитателей и родителей....
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Разноцветные флажки»
Вашему вниманию представляется конспект совместной образовательной деятельности...
Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста
Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста...
Мастер класс "Использование мягкой книги в познавательном развитии детей раннего возраста"
Одним из актуальных способов работы по познавательному развитию детей раннего возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия, в частности книги. Они соответствуют прин...
Буклет. "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста".
Раскрытие значимости экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников....