Гармония в общении с ребенком
материал на тему

Красильникова Зинаида Аркадьевна

Тренинг для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гармония в общении с ребенком87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146 «Петушок»

города Чебоксары Чувашской Республики

Тренинг для родителей

«Гармония в общении с ребенком»

(средние, старшие группы)

Красильникова Зинаида Аркадьевна, педагог-психолог

г. Чебоксары, 2017 год

Цель:  коррекция детско-родительских отношений.

Задачи: 

- создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми;

- формирование мотивации к изменению взаимоотношений с ребёнком, с учетом его эмоционального мира;

- поиск и апробирование новых способов поведения, ведущих к позитивному общению с детьми;

- разрешение конфликтов мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы.

- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками.

Форма проведения: тренинг.

Длительность: 60-80 минут (в зависимости от настроя группы).

Количество участников: 10-12.

Место проведения: музыкальный зал.

Подготовка к проведению тренинга:

          Предварительная работа: подбор литературы, оформление и распечатка пригласительных (Приложение 1), подготовка раздаточного материала для работы, выпуск памяток, рекомендаций.

Необходимый материал и оборудование: листы бумаги на каждого участника, магнитно-маркерная доска, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры синего и красного цвета на каждого участника,  широкая лента или платочек – 6 шт., музыкальное сопровождение.

План проведения тренинга:

1. Вступительное слово ведущего с формулировкой цели тренинга.

2. Игра - приветствие «Передай конверт».

3. Диагностическое упражнение «Идеальный родитель».

4. Упражнение «Кулачки».

5. Игровое упражнение «Запрет».

6. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем».

7. Задание на дом.

8. Диагностическое упражнение «Идеальный родитель».

9. Рефлексия «Дерево эмоций».

10. Раздача памяток «Что делать и не делать с ребёнком дошкольного возраста» (Приложение 4).

Ход тренинга:

Ведущий (психолог): Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем, педагогом. 

Перед началом тренинга ознакомимся с основными правилами (Приложение 2) – (правила вывешиваются на доске).

1. Игра - приветствие «Передай конверт».

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, помочь родителям узнать друг друга через выполнение совместной деятельности.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный конверт, в котором находятся мини-задания. Под  музыкальное сопровождение передавайте конверт друг другу по кругу. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался конверт открывает его и берет первое, попавшееся в руки мини-задание, читает и выполняет его. Игра будет продолжаться, пока все листочки в конверте не закончатся (
Приложение 3).

Рефлексия: Легко ли было вам отвечать на вопросы? Нашли ли вы среди присутствующих людей с похожими предпочтениями?

2. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках).

Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
Откройте дневники и заполните первую страницу.

Имя _____________________________________________________________
Ваше кредо в воспитании ___________________________________________

Ожидания от предстоящей работы ____________________________________
Для эффективности работы предлагаю вам заполнить визитки со своим именем. 

3. Диагностическое упражнение «Идеальный родитель».

Цель: способствовать осознанию того, что не бывает идеальных родителей.

Инструкция. Участникам предлагается методом «мозгового штурма» составить словесный портрет «идеального родителя». Ведущий записывает высказывания родителей на доске.

Затем в своих дневниках, в изображенных расходящихся от центра к краям кругах (подобие «мишени»), каждый участник ставит любой знак синим фломастером там, где он, по собственному мнению, находится относительно центра круга. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами.

Рефлексия: Считаете ли вы себя идеальным родителем? Какие качества необходимы вам для того, чтобы стать идеальным родителем?

4. Упражнение «Кулачки».

 Цель – осознание неконструктивных способов в воспитании.

Ведущий: Сейчас мы разделимся на две команды – «яблоки» и «груши» и будем работать в парах. «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом стараясь не причинить физическую боль (после проигрывания пары меняются ролями).

Рефлексия: Кому удалось разжать кулак? Какие приемы вы использовали? Трудно ли было выполнить задание?

А сейчас все сожмите все правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду и посмотрю Убедившись в том, что все сжали кулаки, ведущий просит: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки.

Ведущий подводит итог: «Оказывается не надо применять силу, манипулировать при помощи угроз - порой просто достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».

Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни.
Рассмотрим, как развивается ситуация в воспитании ребенка при постоянном использовании запретов.

5. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все вышеперечисленное на конкретном примере. 

Вы – маленький ребенок и вы с мамой идете в детский сад. Ребенок очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов (ведущий раздает участникам слова диалога матери с ребенком).

- Мама, а что там такое, посмотри! – говорит ребенок.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань смотреть по сторонам! – отвечает мама (ведущий завязывает глаза «ребенка» платочком).

Ведущий: Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы, взрослые начинают обмениваться последними новостями. Ребенок внимательно слушает, а потом говорит:

- Мама, а кто такой дядя Дима?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесил, как не стыдно! Закрой свои уши! (ведущий завязывает платочком уши «ребенка»).
Ведущий: Мама прощается с подругой, и вместе с ребенком бежит дальше.

- Мам, а меня Мишка ждет в детском садике. Мой друг Мишка……

- Отстань! Ты что разболтался, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (ведущий завязывает платочком рот «ребенка»).

Ведущий: Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (ведущий завязывает «ребенку» руки платочком).

Ведущий: Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на него:
- Ты где этому научился? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (ведущий завязывает платочком ноги «ребенку»).

Ведущий: Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на него кричать:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (ведущий завязывает платком сердце «ребенку»).
Ведущий: А теперь посмотрите на этого ребенка, как вы думаете, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, развиваться полноценно?

Вопросы «ребёнку»:

• Что чувствует ребёнок, находясь в таком положении?

• Какая ленточка вам больше всего мешает?

• Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь и почему?

На этом примере мы увидели как постоянные запреты взрослых и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Но, как вы знаете, в каждом случае можно найти компромисс, давайте его найдем в нашем случае.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не запрещать ребенку видеть и слышать - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не запрещать говорить - выслушивать ребенка;
- Не запрещать играть на прогулке –  мыть руки после прогулки;
- Не запрещать двигаться – ребенок познает мир в движении;
- Не запрещать выражать свои эмоции – выслушать и постараться понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на его успешную социализацию.

6. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем».

Участники делятся на три группы. Каждая группа составляет список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам на три цветных листа, соответствующих зонам запрета:

• зеленый символизирует зону «Полная свобода»;

• желтый – зону «Относительная свобода»;

• красный – зону «Запрещено».

Полученные варианты анализируются совместно с ведущим и прогнозируются возможные ситуации и допущенные ошибки.
         Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

7. Задание на дом.

- Проанализировать, насколько удаётся принимать своего ребёнка. В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы обратились к ребёнку с положительными высказываниями (радостным приветствием, поддержкой) и сколько – с отрицательными (запретом, замечанием);

- Обнимать своего ребёнка не менее 4-х раз в день;

- Выполняя первые два задания, обратить внимание на реакции ребёнка и на свои собственные чувства.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви к своему ребенку.

8. Диагностическое упражнение «Идеальный родитель».

Участникам предлагается в своих дневниках, в изображенных расходящихся от центра к краям кругах (подобие «мишени»), поставить любой знак красным фломастером там, где он, по собственному мнению, находится относительно центра круга. Центр символизирует «идеального родителя».

Рефлексия: Изменилось ли местоположение вашего знака относительно центра? Получилось ли достигнуть центра круга, означающего «идеального» родителя? Что помогло достичь результата?

9. Рефлексия «Дерево эмоций».

Перед вами ладошки разного цвета. С их помощью вы сможете дать позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за время сегодняшнего тренинга:

- желтый – полезно, актуально;

- зеленый – все хорошо, но остались вопросы;

-красный – пустая трата времени и так все известно.

Ладошки мы прикрепляем к веточкам дерева. Те, кто пожелают, могут прокомментировать свой выбор, это поможет освободиться от сдерживаемых эмоций.

Проект решения:

1. Изменение отношения взрослых к особенностям детского поведения и проблемам детства.

2. Изменение общения с детьми в сторону сотрудничества.

3. Становление успешности родителей в воспитании детей с использованием конструктивных запретов.

 

Литература:

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). М.: Книголюб, 2004. – 144 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1998.
  3. Кузьмина Т. Л. Семейное воспитание: запреты и наказания. М.: МГППУ – 2009.
  4. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. Методич. пособие. – М.: МОСУ, 2006
  5. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с. (Школа развития)
  6. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. - М.: Генезис, 2005.

Приложения:

Приложение 1.

Приглашение на тренинг.

Уважаемые родители!

Приглашаем вас на тренинг детско-родительских отношений с рассмотрением вопросов:

  • Как построить с ребенком теплые эмоциональные отношения?
  • Как правильно понимать «плохое» поведение ребенка?
  • Как переосмыслить отношения, построенные на принуждении и получить новую модель общения с детьми?

Начало тренинга - 10 марта 2017 года в 17.30.

Продолжительность – 60 минут.

Место проведения – музыкальный зал.

Ведущий – педагог-психолог Красильникова Зинаида Аркадьевна.

Приложение 2.

ПРАВИЛА ДЛЯ ТРЕНИНГА

1. Единая форма обращения друг к другу на «Вы» (по имени).

Для создания климата доверия в группе. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Общение по принципу «здесь и сейчас».

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с участниками в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что…», «Некоторые из нас думают…» заменяем на: «Я считаю, что…», «Я думаю…». Иначе говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

6. Недопустимость перехода «на личности».

Следует говорить не о личности, не о каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

7. «Обратная связь».

Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Приложение 3.

Примеры мини-заданий к игре - приветствию «Передай конверт»:

- назовите свой любимый цвет;

- назовите свое имя;

- назовите свое любимое хобби;

- какую музыку Вы предпочитаете слушать;

- какие качества Вы цените в людях;

- назовите свой любимый фильм;

- напойте мелодию своей любимой песни;

- какое время года Вам больше всего нравится;

- какое яркое воспоминание Вы помните из детства;

- кем вы хотели стать в детстве, и воплотилась ли ваша мечта в жизнь.

Приложение 4.

Памятка для родителей.

«Что делать и не делать с ребёнком дошкольного возраста»

Всегда важно:

- Быть в форме, быть подтянутыми и в хорошем настроении.

- Радоваться своим сыну, дочке.

- Разговаривать с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.

- Слушать ребенка внимательно, не перебивая.

- Устанавливать чёткие и определённые требования к ребенку.

- Использовать объяснения простые и понятные для ребенка.

- Говорить чётко и ясно.

- Быть терпеливыми.

- Сначала спрашивать «Что?», а потом «Зачем?» и «Почему?».

- Каждый день читать ребёнку и обсуждать прочитанное.

- Поощрять любопытство, любознательность и воображение вашего ребёнка.

- Чаще хвалить.

- Поощрять игры с другими детьми.

- Заботиться о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, которыми он мог бы поделиться со сверстниками.

- Стараться, чтобы ребёнок вместе с вами что-то делал по дому.

- Приобретать диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребёнка: пусть он слушает их снова и снова.

- Стараться проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать).

- Быть примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от совместного чтения журналов, книг.

- Не терять чувство юмора.

- Играть с ребёнком в разные игры.

- Задавать себе вопросы:

Какое впечатление я произвожу на ребёнка?

Веду ли я себя с ним достаточно непринуждённо и свободно?

Чувствует ли ребёнок себя со мной свободно?

Достаточно ли развито у меня умение располагать его к себе?

Могу ли я говорить с ребёнком на любые темы?

Удаётся ли ситуации, в которых ребёнок неохотно общается со мной?

- Чаще советоваться со специалистами, читать по вопросам воспитания.

Не делайте:

- Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать, другими словами, не давайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит.

- Не задавайте слишком много вопросов.

- Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.

- Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, утал, расстроен. Не требуйте слишком много – должно пройти время, прежде чем ребёнок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

- Не критикуйте ребёнка в присутствии других людей.

- Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя «Не так, переделай!»

- Не придумывайте для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми - ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

- Не находитесь на глазах у ребёнка без дела.

- Если есть сомнения по поводу того, как поступить, не торопитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации "Принципы общения с ребенком", "Способы эмоциональной поддержки ребенка"

В представленном материале  даются  рекомендации по  взаимодействию с детьми, спосбоствующие их гармоничному психическому развитию....

Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет

Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....

Консультация для родителей на тему: "Позитивное общение с ребенком и безусловное принятие ребенка"

Консультация для родителей на тему: "Позитивное общение с ребенком и безусловное принятие ребенка"...

Памятка для родителей "Общаться с ребенком «КАК»? Секреты общения с ребенком для родителей".

Интересный материал содержит рекомендации для родителей по общению с детьми по книге  Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»...

Консультация для родителей «Можно ли экспериментировать дома? Чем заполнить непогожий день? Как организовать свое общение с ребенком? Как получить взаимную радость от общения?

Консультация для родителей«Можно ли экспериментировать дома? Чем заполнить непогожий день? Как организовать свое общение с ребенком? Как получить взаимную радость от общения? Живут на свете...

"Лучшее общение для ребенка.это общение в своей семье"

Основная окружающая среда для маленького ребёнка - его родители. Ребёнок большую часть времени взаимодействует либо непосредственно с ними, либо с их помощью исследует окружающую среду. Их вклад нельз...

Азбука общения с ребенком «Как слушать ребенка»

Азбука общения с ребенком «Как слушать ребенка»Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив (озвучить) его чувство....