Особенности развития речи детей третьего года жизни .15.03.2017
консультация (младшая группа) на тему

Токарева Наталья Юрьевна

Особенности развития речи детей третьего года жизни. 15.03.2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pech.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Особенности развития речи детей третьего года жизни .

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

         Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая часть педагогики раннего возраста.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребёнок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов-названий предметов, действий, качеств, отношений:

  1. ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;
  2.  узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти);
  3.  Понимать и правильно использовать слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно).

Задачи развития речи.

Развитие речи осуществляется в разных моментах воспитательно-образовательного процесса. Поэтому и задачи обучения родному языку конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность» и др.

В первой младшей группе детского сада «Программа» рекомендует:

  •  Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих; расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о них.
  •  Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку), различать их местоположение (матрешку на верхней полочке; высоко; поставь рядом), имитировать движения людей и движения животных (покажи как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).
  •  Обогащать словарь детей существительными, обозначающими  название транспорта (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы); глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать), взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой);наречиями (сейчас, близко, далеко, темно).
  •  Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче).
  •  Совершенствовать грамматический строй речи: учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголом, строить предложения из 3-4-х слов.
  •  Развивать связную речь: продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы.
  •  Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову: учить детей воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы (без наглядного сопровождения).

Основные требования к проведению занятий.

В первой младшей группе детского сада каждую неделю с детьми проводят занятия по развитию речи. Они планируются как на утреннее, так и на вечернее время. В первую половину дня целесообразно проводить занятия, на которых дети осваивают новый программный материал. Вечером, как правило, планируются занятия, в процессе которых закрепляются умения детей. Необходимо удобно усадить детей (полукругом); все должны хорошо видеть воспитателя и предметы, которые он показывает. Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными, а по возможности подготовленными заранее.

              Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.

              Воспитание слухового восприятия.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие.

              Формирование звукопроизношения.

Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. Для закрепления звуков, выработки отчетливого произношения слов целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Воспитателю не всегда следует стремиться, чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова. В некоторых случаях будет достаточно того, чтобы ребенок только приблизил слово к правильному произношению.

                 Темп речи.

Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается, прежде всего, путем личного примера воспитателя, напоминаниями малышам о том, что говорить надо не спеша. Воспитывая у детей умение менять громкость голоса, темп речи, воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности, развивает речевой слух.

                 Рассказывание и чтение детям.

Сказки.

В течение года детей знакомят примерно с пятью русскими народными сказками. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Оно требует от воспитателя тщательной подготовки. При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Заканчивать занятие целесообразно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, а также рассматриванием иллюстраций.

Потешки.

В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птичка-синички и т.п.

               О работе с родителями.

Тесный контакт детского сада и семьи- это необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. На данном возрастном этапе некоторые несовершенства детской речи вполне закономерны. Однако родителей необходимо предупредить о том, что не следует повторять вслед за ребенком неправильно сказанное слово, так как это закрепляет дефект. Если ребенок по каким-либо причинам не смог усвоить программный материал, воспитатель может порекомендовать родителям позаниматься с малышом дома, объяснив конкретно, что они должны делать.

                К концу года дети могут:

  • Иметь активный словарный запас(1000-1200 слов),
  • Повторять за взрослым слово или небольшое предложение,
  • Ответить на понятный вопрос взрослого,
  • Поделиться информацией (Оля пришла), действия сверстника (отнимает),
  • Сопровождать речью игровые и  бытовые действия,
  • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни "....

Особенности развития речи детей третьего года жизни «Говорун» и «молчун». Кто это?

Каждый ребенок индивидуален, и уже после года можно определить «молчун» он или «говорун»....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ...

Презентация "Особенности развития речи детей третьего года жизни"

Третий год жизни ребёнка является важнейшим этапом в развитии речи. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша...