Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".
консультация на тему
Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rechi_detey_tretego_goda_zhizni.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи детей третьего года жизни .
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая часть педагогики раннего возраста.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребёнок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов-названий предметов, действий,
качеств, отношений:
- ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;
- узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти);
- Понимать и правильно использовать слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т.п.),зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т.д.).
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно).
Задачи развития речи.
Развитие речи осуществляется в разных моментах воспитательно-образовательного процесса. Поэтому и задачи обучения родному языку конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность» и др.
В первой младшей группе детского сада «Программа» рекомендует:
- Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих; расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о них .
- Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку),различать их местоположение (матрешку на верхней полочке; высоко; поставь рядом), имитировать движения людей и движения животных (покажи как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).
- Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (машина, автобус),частей автомобиля (кабина, руль, колесо),растений (дерево, трава, цветы); глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать), взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой);наречиями (сейчас, близко, далеко, темно).
- Воспитывать звуковую культуру речи:приучать детей говорить внятно,не торопясь.Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро,мадленно),с разной силой голоса (тихо,громче).
- Совершенствовать грамматический строй речи:учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголом,строить предложения из 3-4-х слов.
- Развивать связную речь:продолжать учить детей понимать речь воспитателя,отвучать на простейшие вопросы.
- Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову:учить детей воспринимать небольшие потешки,сказки и рассказы (без наглядного сопровождения).
Основные требования к проведению занятий.
В первой младшей группе детского сада каждую неделю с детьми проводят занятия по развитию речи.Они планируются как на утреннее,так и на вечернее время.В первую половину дня целесообразно проводить занятия,на которых дети осваивают новый программный материал.Вечером,как правило,планируются занятия в процессе которых закрепляются умения детей.Чрезвычайно важна эмоциональная устанвка на предстоящее занятие.Она помогает «включить» малыша в активную работу,уже с первых минут повышая ее эффективность.Можно заранее (за 3-4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки,которые предстоит демонстрировать.Дети рассматривают ее,обмениваются впечатлениями,расспрашивают воспитателя.Необходимо удобно усадить детей (полукругом);все должны хорошо видеть воспитателя и предметы,которые он показывает.Большое значение имеет речь воспитателя,его умение разговаривать с детьми.Речь педагога должна быть четкой,выразительной,неторопливой.Слова и фразы, сказанные детям,не должны быть случайными,а по возможности подготовленными заранее.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку.Это особая речевая задача,которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте.И чем раньше эта работа будет начата,тем большие успехи могут быть достигнуты.
Воспитание слухового восприятия.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки,отчетливо и ясно выговаривать слова,правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи),надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих,т.е.развивать слуховое восприятие.
Формирование звукопроизношения.
Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.Звуки даются в определенной последовательности,с учетом артикуляционной трудности их произношения.Для закрепления звуков,выработки отчетливого произношения слов целесообразно использовать шутки-чистоговорки,в которых нужный звук неоднократно повторяется.Воспитателю не всегда следует стремиться,чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова.В некоторых случаях будет достаточно того,чтобы ребенок только приблизил слово к правильному произношению.
Темп речи.
Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи.Это достигается прежде всего путем личного примера воспитателя,напоминаниями малышам о том,что говорить надо не спеша.Воспитывая у детей умение менять громкость голоса,темп речи,воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности,развивает речевой слух.
Рассказывание и чтение детям.
Сказки.В течении года детей знакомят примерно с пятью русскими народными сказками.Маленькому ребенку
легче воспринимать рассказ,чем чтение,поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее.Оно требует от воспитателя тщательной подготовки.При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации.Заканчивать занятие целесообразно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра,а также рассматриванием иллюстраций.
Потешки.В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками.Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость.Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи,улавливабт стихотворный ритм,богатство оттенков слов:травушка-муравушка,птичка-синички и т.п.
О работе с родителями.
Тесный контакт детского сада и семьи-необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка.На данном возрастном этапе некоторые несовершенства детской речи вполне закономерны.Однако родителей необходимо предупредить о том,что не следует повторять вслед за ребенком неправильно сказанное слово,так как это закрепляет дефект.Если ребенок по каким-либо причинам не смог усвоить программный материал,воспитатель может порекомендовать родителям позаниматься с малышом дома,объяснив конкретно,что они должны делать.
Примерный план занятия.
Рассказывание детям сказки «Репка».
Цель:учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра;вызвать у детей желание послешать сказку еще раз.
Ход занятия:воспитатель,не торопясь,рассказывает сказку, сопровождая рассказ показом фигурок настольного театра и воспроизведением некоторых действий сказочных персонажей.Закончив рассказывать,педагог предлагает детям показать,как тянули репку,при этом он произносит: «Тянут-потянут,тянут-потянут».Далее педагог предлагает малышам помочь ему рассказать о том,как тянули репку.
Занятие заканчивается игрой детей с фигурками или рассматривание иллюстраций к сказке.
К концу года дети могут:
- Иметь активный словарный запас(1000-1200 слов),
- Повторять за взрослым слово или небольшое предложение,
- Ответить на понятный вопрос взрослого,
- Поделиться информацией (Оля пришла),действия сверстника (отнимает),
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия,
- Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Развитие речи детей третьего года жизни».
Развитие речи детей третьего года жизни...
Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"
quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...
Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"
В данном материале представлены закономерности развития речи детей согласно возрастной норме...
Консультация для родителей " Развитие речи детей третьего года жизни"
laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей...
Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"
Консультация обратит внимание родителей на условия, влияющие на развитие речи детей третьего года жизни....