ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья на тему
Для детей с нарушением зрения важна цветовая гамма пособий, интерьера, условных знаков и обозначений, наличие схем и алгоритмов, а также размер пособий и материалов. Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_razvivayushchey_sredy_dlya_detey_s_ovz.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Принципы построения РППС
1. Принцип развития
2. Принцип природосообразности воспитания
3. Принцип психологической комфортности
4. Принцип взаимодействия
5. Принцип доверительного сотрудничества
6. Принцип обучения в деятельности
7. Принцип здоровьесберегающий
Критерии оценки среды для детей с ОВЗ
1. Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Классификация отклонений в развитии детей (по Семаго)
- Дети с нарушениями слуха
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с тяжелыми нарушениями речи
- Дети с НОДА
- Дети с ЗПР
- Дети с нарушениями интеллектуального развития
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с РДА)
- Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития
Особенности среды для детей с ОВЗ
- Для детей с нарушениями зрения
- Размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения
- Преобладание пособий в цветовой гамме красного, оранжевого, зеленого цветов
- Размер предметов достаточно крупный
- Наличие поставок для рассматривания
- Иллюстрации, карточки, картинки в черной окантовкой
- Схемы, алгоритмы действий
- Модели для рассказывания
Для детей с нарушением зрения важна цветовая гамма пособий, интерьера, условных знаков и обозначений, наличие схем и алгоритмов, а также размер пособий и материалов. Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Специальная наглядность:
- демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
- посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
2. Для детей с ЗПР
Для детей с задержкой психического развития важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти.
- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
3. Для детей с нарушениями интеллекта
- Предметы для развития перцептивных действий
- Предметы для развития сенсорной сферы
- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
4. Для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Поэтому им необходимы пособия для изучения пространственных понятий, наглядные пособия в виде различных схем.
- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
- Схемы составления описательных рассказов, предложений
- Схемы последовательности действий
- Модели по изучению лексических тем недели
5. Для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, помимо организации свободного малоизрезанного пространства и наличия специального оборудования, педагогам необходимо учитывать психологические особенности таких детей: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Необходимые условия:
- Свободное малоизрезанное пространство
- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
- Разнообразные шнуровки по темам
- Рамки Монтессори
- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки.
6. Для детей с нарушениями речи
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедических группах определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Прежде всего необходимо тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
В условиях дошкольного учреждения педагогам необходимо привлекать и акцентировать внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; вести просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.
Необходимые условия:
- Речевые уголки с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками
- Уголок логопеда в группе
- Схемы правильной артикуляции, схемы разбора слова, предложения
- Алгоритмы заучивания стихов, игрушки для обыгрывания стихов, потешек
- Модели сказок, рассказов, потешек
- Различные виды театрализованной деятельности
- Игры и пособия на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, слоговой структуры слова, грамматического строя речи
- Игры и пособия на развитие мелкой моторики
- Картотека для звукового анализа и синтеза
- Иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Особенности детей с тяжелым нарушением речи
- Ограничение словарного запаса;
- Значительные трудности в овладении связной речи;
- Недостаточная устойчивость и распределение внимания;
- Снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания;
- Отставание в развитии словесно-логического мышления, в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
- Часто бывают тревожными, раздражительными , необщительными, конфликтными;
- Обидчивы, ранимы, испытывают страхи, чувство угнетенности, состояние дискомфорта.
Отличительной особенностью речевой группы является наличие речевого уголка.
Организация речевого уголка в логопедической группе
(по материалам журнала «Дошкольная педагогика» август 2010 г.
статья И.В. Скосыревой, В.И. Матвеевой, Н.В. Лобановой)
Речевой уголок – специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы, а также игр поодиночке и небольшими подгруппами.
Оборудование:
- стеллажи, расположенные на разном уровне (или полки, пеналы. этажерки и т.п.)
- стол, стул
- большое зеркало (или несколько маленьких)
- игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей
При подборе материала для речевого уголка необходимо учитывать следующее:
- наполняемость уголка:;
- разнообразие материалов;
- возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка);
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленные на развитие:
- фонематического слуха;
- дыхания;
- артикуляционной моторики;
- правильного звукопроизношения;
- словаря;
- фразовой речи;
- мелкой моторики пальцев рук;
- звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Развитие речевого дыхания.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков и речевых навыков.
- Целенаправленная активизация отработанной лексики.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях – процессов, тесно связанных с речью.
- Совершенствование словесно-логического мышления ребенка, как одной из функций речи.
- Формирование связной речи.
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
- Артикуляционная гимнастика
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
Продолжительность гимнастики составляет 3-5 минут несколько раз в день. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.
- Дыхательная гимнастика
Развитие речевого дыхания является базой для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов, которые часто становятся причиной нарушения звукопроизношения.
Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на дтских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
- Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
- Коррегирующая минигимнастика
Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
- Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда.
Воспитатель проводит по второй половине дня, иногда в утренний отрезок времени. На вечернюю логопедическую работу берется 4-5 детей. Логопед дает задание для индивидуальной работы воспитателя с детьми и отражает либо в плане воспитателя, либо в тетради связи логопеда и воспитателя.
Содержание данных занятий определено программой:
- Закрепление хорошо поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук);
- Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- Повторение лексико-грамматических упражнений;
- Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
- Занятия по программе ДОУ
Отличительной особенностью занятий в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
- Коррекционная работа вне занятий
Проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Попадая в пространство группы детского сада, ребенок вынужден удерживаться в рамках, заданных тем пространством и человеком, который в нем работает.
Важно, чтобы ребенок попадал в такое пространство, которое все время напоминало ему о себе, вмешивалось в игру детей, предоставляя тем самым множество выборов, являясь как бы питательной средой для роста и развития ребенка, осуществления больших возможностей.
Все больше детей с ОВЗ встречается в обычных массовых группах детского сада, особенно детей с нарушением речи. Какие бы дети с ОВЗ не попали в группу, зная особенности детей, можно создавать для них необходимую среду для развития, учитывая общие и специфические принципы построения РППС.
/Составила старший воспитатель ДОУ 73 Кировского района: Садовская Л.И./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Особенности организации предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ с учетом Федеральных государственных требований,основных принципов построения,возрастных особенностей,используя тематические не...
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды. роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...
Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".
Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...
Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.)....
Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.
Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...