Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
книга на тему
Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrovskiy_razvivayushchaya_sreda.docx | 74.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.).
Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, Должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опорана личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Это означает, что стратегия и тактика построения жилойсреды определяются особенностями личностно-ориентированноймодели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над,а вместе!". Его цель — содействовать становлению ребенка какличности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности — динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7) принцип открытости — закрытости;
8) принцип учета половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции "сверху", а ребенок — "снизу". Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый "диктует" свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа "глаза в глаза".
Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого —свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой" дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.
В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: до-л статочно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Нам представляется, что эта — последняя из перечисленных здесь "дистанция" взаимодействия детей и взрослых оптимальна для большинства детских занятий.
2. Принцип активности
В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.
Функционально оправданный в семье емкий спортивный комплекс в комнате детского учреждения может только усугубить своей голостью и безликостью, неприкаянность быта детей. Он должен быть включен (даже еще с большей функциональной многовариантностью) в композиции игровой среды.
Одна из стен — рисовальная "стена творчества" — предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стены могут быть использованы для размещения наних различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния может служить изменение освещения. Поэтому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения — "цвето-световой дизайн".
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т.п. и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера, нести познавательную и эстетическую нагрузку. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.
В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком "взрослых" форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе "настоящей" и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.
Если для группы детского сада наличие кухонного блока может обсуждаться, то для детского дома такой кухонный блок обязателен со всеми соответствующими атрибутами: плитой, рабочими столиками, оснащением, с тем чтобы дети могли участвовать в подготовке праздничного обеда, в выпечке пирогов и т.п.
Пока при организации групповых ячеек детского сада этот принцип не находит отражения. В жилых ячейках детских домов в ряде случаев администрация, педагоги принимают решение об оборудовании фрагмента спальни и гостиной квартирным кухонным гарнитуром. Представляется, что в небольших дошкольных учреждениях — малокомплектных детских садах, мини-детских садах, где вся планировка напоминает обычную квартиру, этот принцип может быть реализован более органично и естественно. Этот маленький пищеблок может быть доступен и для участия Детей в приготовлении пищи. (Это учтено в Рекомендациях АПЦ АПИО по новой типологии детских дошкольных учреждений, 1990 г.)
Для этих же целей используются ванные комнаты, в которых можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; мастерские с наборами простых инструментов; инструменты для уборки помещений, Улицы, обработки огорода, клумб и т.д.
Наличие ванной комнаты и душа (отдельная душевая кабина, например) в детском доме способствует тому, что процедурамытья приобретает присущую ей в семье интимность и изолированность от других. Старшие дети могут помыться сами, а взрослый купает одновременно не более чем двух малышей.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
При проектировании развивающей детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Это лишь одна из утопий, характерных для дизайнеров, художников, педагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил.
Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того чтобы оно все же оставалась приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими, вкусами и настроениями.
Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений.
В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические или треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1x1 м, из которых можно собрать "дом"). Здесь одновременно игровое и утилитарное назначение элементов. В качестве другого примера аналогичного решения можно привести интерьер в детском сам "Пярну-КЕК". Днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы (из которых выкатываете нижний ряд кроваток). Однако во время сна детей в разложенное виде кроватки-ящики за счет постельного белья делают "спальную зону" спокойно-белой. В собранном виде такая "спальная зона" создает интересное дополнительное пространство групповой ячейки.
Мы уже подчеркивали, что царящий в детском саду, и особенно в детском доме, дух казарменности делает статичным всето что должно быть в динамике, и, наоборот, изменяет то, что желательно иметь как постоянное (в течение какого-то периода). Например, сменность воспитателей и постоянная, застывшая структура предметной среды, которая может быть изменена лишь под влиянием административного распоряжения, но не по желанию живущих в ней детей и взрослых.
Стабильность, устойчивость, прежде всего, должны проявиться в более или менее постоянной группе детей, которая может быть разновозрастной. На смену ушедшим в школу детям приходят младшие. Общее количество детей в группе не должно превышать 12-15 человек.
Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.
Итак, в проекте развивающей среды детского сада и детского дома должна быть, подчеркнем это еще раз, заложена возможность того, что и ребенок, и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом — творцами своей личности и здорового тела.
Можно менять "фоны" и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой "мягкой", содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки ("волшебные", "корабельные", "марсианские" и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты ("хобот" слона, а сам слон может быть нарисован на стене, "загадочные растения" и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. "Мягкая комната" по желанию играющих может быть преобразована в "театр", "кинотеатр", "выставочный зал", "галерею", "стадион" и т.д.
Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т.п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т.д.
Удачными примерами талантливых решений зданий детских садов, характеризующихся сочетанием сложного архитектурного решения пространств групповых ячеек для детей с индивидуальным (под данную архитектуру) выполнением элементов стационарного и трансформируемого оборудования, мебели, можно считать детский садик в колхозе им. Кирова в Эстонии
(арх. Адо Эйге), детский сад в "Пярну-КЕК" межколхозной строительной организации (арх. Томас Рейн). В обоих случаях был применен монолитный железобетон и индивидуально изготовленное оборудование (трансформируемые выкатные и откидные кроватки "спальной зоны", включаемой в общее игровое пространство.; устройство "изостудии" на антресоли, "зависшей" над групповой под люстрой верхнего света).
Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок, разворачивающихся поролоновых матов динамичного подвесного потолка.
Анализируемый нами принцип стабильности-динамичности развивающей среды приобретает особое звучание в применении к организации пространства в детском доме.
Стабильность, устойчивость должны проявляться, прежде всего, в более или менее постоянной группе детей — она должна быта разновозрастной, включать детей от 0 до 18 лет, как это бывает в семье. На смену ушедшим из группы-семьи после 18 лет детям желательно брать младенцев или детей раннего возраста. Общее количество детей — до 8-10 человек в одной группе-семье.
Группу-семью возглавляет постоянный состав взрослых. Один и тот же взрослый должен укладывать детей, находиться с ними ночью и будить утром. В связи с этим сменность воспитателей должна осуществляться не чаще чем через 2-3 суток.
Из всего этого следует, что жилая среда проектируется таким образом, чтобы она олицетворяла собой домашний уют и для детей, и для взрослых, которые здесь не надсмотрщики, не охранники (даже в самом хорошем смысле), а близкие детям люди, все время полноценно проживающие вместе с ними. Возможно, устройство 2-3 спален (хотя бы с помощью перегородок или ширм), где взрослый спит, например, с малышами, а дети старшего возраста спят в двух других комнатах (мальчики и девочки отдельно).
Постоянный состав в одном "семейном блоке" будет способствовать зарождению определенных семейных традиций, которые могут быть отражены при планировании элементов среды, например, в замене вещей в связи с обновлением окружающей обстановки (по желанию и решению живущих вместе взрослых • детей); в передаче ("дарении") вещей от одних членов группы-семьи по мере их подрастания другим. Следовательно, элементы среды, крупные и мелкие, должны характеризоваться добротностью, потенцией к индивидуальному преображению (достраиванию замене отдельных деталей, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей и взрослых, изменению габаритов и т.д.). Эти преображения необходимы в связи с возрастными изменениями и личностным развитием детей.
Таким образом, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к различного рода переменам, которые мотивированы внутренними и внешними человеческими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных вещей, которые только и могут составлять общее понятие "МОЙ ДОМ". Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.
Такая среда будет "жить" общей жизнью со всеми ее обитателями и наполнится иными, глубоко содержательными связями, если все отношения взрослых и детей в ней будут перестроены и выведены на уровень отношений людей, связанных узами совместного проживания, своими традициями, зарождением собственного семейного уклада, своими тайнами и любимыми занятиями, в которых участвуют и любимые вещи, и любимые уголки дома.
Возможность появления моментов новизны в детском доме должна быть с большей вероятностью заложена в проекте среды по сравнению с обычной домашней средой, где сначала младенец получает много новых впечатлений с помощью ухаживающего за ним взрослого, а затем, благодаря открытости жизни взрослого и ребенка в семье, совместные прогулки, походы в магазины, театры, кино, путешествия и т.п. Поэтому потенциальная динамичность среды семейного блока детского дома должна нести в себе черты загадочности, таинственности, фантастичности, смены красок и форм. В первую очередь это относится к игровой комнате или игровому пространству.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он *р только вплотную примыкает к предыдущему "принципу стабильности-динамичности", но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность Развивающей среды.
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, оно давало возможность построения непересекающихсясфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматривание иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны — необходимость пространства для проявления свободной активности детей, а с другой стороны — ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:
физкультурные;
музыкальные;
театральные;
лаборатории;
"кабинеты" (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.);
творческие мастерские, конструкторские;
кухни;
прачечные;
"производственные" мастерские и др.
Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться: "таинственными", "страшными", "магическими", "смешными", "сказочными, волшебными", "загадочными", "фантастическими" и т.д.
Эти "пространства" строятся так, чтобы дети могли их использовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире — от ценностей до антиценностей. Иными словами, "пространство" позволяет ребенку не только искать и осваивать истину, но и "уходить" от нее в фантазию, в грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное видеть не только прекрасное, но и безобразное.
Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.
Для гибкого зонирования могут быть с успехом использованы пустующие плоскости здания. Так, плоскую крышу зданий во многих климатических районах страны, возможно, использоватьдля игр и занятий с детьми на открытом воздухе. С этой целью планируются разнофактурные настилы (газоны, плитка, асфальт, палас), ограждения и временные тенты, ширмы от непогоды и солнечных лучей, а также мелкие ванны с водой.
В архитектурно-художествен ном проектировании и строительстве предлагаются новые подходы к формированию структуры здания: принцип свободной планировки во взаимосвязи внутренней и внешней среды, а также в системах безопорных пространств с дифференциацией зон посредством передвижных перегородок, а в будущем, может быть, подвесного к стенам и потолку оборудования (ширмы, витрины, экраны, кроватки, столы со скамьями, художественно-визуальная информация и др.), движущегося по монорельсу и размещаемого с помощью закладных деталей при строительстве (в стенах, полу, потолке).
Возможна и кассетная система трансформирующегося оборудования (встроенные и пристроенные шкафы, раздвижные, откидные, выдвижные и выкатные ленточные столы и полки, кроватки и др., универсальные мебельные системы гибких модульных структур). Например, зигзагообразная планировка несущих и декоративных перегородок смежных помещений позволяет использовать их с двух сторон, что значительно освобождает площади пола для игр и подвижных занятий детей.
Проектируя групповые комнаты дошкольных групп, следует предусматривать большие нормативы площадей на одного ребенка (сегодня это лишь 2 кв. м освобожденной от мебели площади) с левосторонним освещением для размещения зон наглядной информации и выставок детского творчества. Здесь не рекомендуется размещать элементы энергооснастки и сантехники (щиты, короба, трубы, провода, решетки и т.п.).
Залы для музыкальных и физкультурных занятий целесообразнее пристраивать к основному зданию, что позволит разнообразить его архитектуру и использовать плоскую кровлю крыши для солярия и аэрария. В овальных и прямоугольных по конфигурации залах прекрасно выглядят произведения монументального и декоративно-прикладного искусства (витражи, мозаики, росписи, гобелены и макраме с аранжировками из растений). Предлагаются зеркалные стенки для хореографии и гимнастики, ленточные, высоко поднятые окна, освобождающие стены для подвижных игр с мячом. Бассейн с душевыми и сауной важны для детей и профилактически, и эстетически.
Планируются также просторные светлые вестибюли (холлы), желательно с верхним естественным светом и зимним садом, с местами отдыха для детей и взрослых, широкие светлые переходы (коридоры, галереи) и лестничные клетки. Для педагогическогои технического персонала рекомендуются удобные и красиво оформленные комнаты отдыха, кабинеты, гардероб, кафе-столовая, душевые и т.п.
Важно продумать размещение функциональных помещений. Так, комплект спортивного оборудования (пространственная рама из двух-трех кубических модулей, образованных опорами и, перекладинами, в системе которых крепятся шведская стенка, канат, качели, турник, кольца, баскетбольное кольцо и т.п.) должен быть доступен для детей. Они должны иметь возможность пользоваться им гораздо чаще, чем это предлагается традиционной программой дошкольного воспитания (2 раза в неделю).
При определении места для размещения такого оборудования надо позаботиться о том, чтобы не было ощущения дисгармонии — "рыбьего скелета" в жилом помещении. В современной практике, когда для организации игровой среды в здании дошкольного учреждения отводится только групповая, по существу нет выбора. Однако в практике эксплуатации зданий имеют место случаи разумной организации таких спортивных уголков в раздевалках. Удобно, если площадь раздевалки превышает 12-15 кв. м, а по современным нормам она должна быть не менее 18 кв. м. Подобное оборудование рекомендуется устанавливать и на участках, принадлежащих детскому учреждению.
В качестве примера размещения спортивного оборудования приведем индивидуальный проект детского городка для детей-сирот в Ульяновской области. Там в жилой ячейке семейного типа спортивное оборудование размещено в рекреационной зоне — на антресоли второго уровня, выходящей в двусветную гостиную. IЗдесь удобно проводить утреннюю зарядку.
Среда должна представлять единый комплекс: цветовой, звуковой, кинестетической (движение, осязание, обоняние и др.) модальностей. Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого
Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и "гасить", тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах и своем внутреннем мире), экологических представлений, знакомству с разными "языками" (музыки, движений, графики, красок, пантомимы, поэзии, компьютера, символов и т.д.).
Занятия с детьми (слово "занятие" мы употребляем в широком смысле, имея в виду не занятия типа школьных уроков, а беседы, дискуссии, игры, рисование, лепку и т.д.) проводятся в той части среды, которая помогает стимуляции желаемой деятельности.
Желательно, чтобы в помещении детского сада была и "гостиная для взрослых", куда имеют свободный доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной — торшеры, бра, ковры, письменный стол с печатной машинкой, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла — ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из взрослых, которые в это время не заняты своими делами, либо наблюдает за поведением взрослых и учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.
В такой гостиной хорошо проводить праздники, а в детском Доме — семейные праздники.
Мы говорим о желательности "гостиной для взрослых" применительно к задачам обустройства детского сада и вместе с темподчеркиваем, что наличие такой гостиной комнаты совершенно обязательно для детского дома.
Необходим для него и дизайн прихожей, соответствующий понятию "родимый порог".
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа "Я". Этому способствует наличие в помещенияхразновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал, систему зеркал разной кривизны.
В пособии по проектированию детских дошкольных учреждений (ЦНИЙЭП учебных зданий, 1987 г.), других рекомендательных материалах содержатся советы по цветовой отделке стен помещений для детей, регламентирующие применение спокойной гаммы (бледно-зеленый, бледно-розовый и т.д.). Однако известны результаты исследований зарубежных специалистов, показывающие, что "вялая", без контрастных акцентов цветовая гамма отнюдь не стимулирует активность детей. В школах, где, стены выкрашены в монотонно-салатовый или аналогичный цвет, дети быстрее утомляются.
В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения.
К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.
Детский сад нуждается в унифицированном каркасном (крупноблочном, облегченном, декоративном) игровом оборудовании, соразмерном с ребенком, и в комплектной кукольной мебели, используемой на участке и в помещениях (ширмы-домики, лесенки, конструкторы, мягкие надувные игрушки и т.п.)- Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения (в шкафах, стеллажах, витринах и т.п.) и по использованию. Особое внимание следует обращать на дизайн зоны ближайшего окружения ребенка: его предметно-игровую среду (кукольно-игровые уголки), поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные.
Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. В нормах проектирования детских дошкольных учреждений предусматриваются детские кабины с самозакрывающимися дверками. Очевидно, ребенку нужно предоставить возможность запереться изнугри; взрослый же — в случае необходимости — имеет возможность открыть кабину.
Каждому ребенку в детском доме должно быть обеспечено личное пространство: это могут быть кроватка со стульчиком и ковриком, письменный стол, тахта и полка для школьника, собственный "уголок". В эту систему включаются и структурные емкости для личных вещей, игрушек, книг, пластинок и т.п., принадлежащих только ребенку.
6. Принцип сочетания привычных
и неординарных элементов в эстетической
организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с "элементарных кирпичиков", своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи {Айвазовского, Шишкина, Сурикова и др. авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
Выбор места для картин, скульптур, воспроизводящей музыкальной аппаратуры должен быть определен заранее в помещениях основного пребывания детей, наряду с выделенным местом более масштабных экспозиций — временных выставок. В детском садике "Пярну-КЕК" выставочная экспозиция была развернута вдоль стен крытого перехода, соединяющего здание детского сада сжилым многоквартирным домом. Для больших экспозиций подойдут рекреационные или коммуникационные пространства. Желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте. Разместить колокольчики, тарелки различного тембрового звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же комната "Волшебные краски" с оптическим смешением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений в соответствии с программой развития чувства цвета, культуры цветовосприятия окружающего (привычная окраска предметной среды меняет свою окраску). В сочетании с музыкальной полифонией и системой зеркал с экранной проекцией (слайды) можно получить эффектное зрелище.
7. Принцип открытости-закрытости
Новые проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации "зеленых комнат" в помещениях — маленьких остекленных по периметру внутренних двориков с растущими в них растениями: деревьями, кустарником, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов — остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.
В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Это особенно важно для воспитанников детских домов, где могут быть еще и кролики, овцы, лошади.
Второй аспект принципа открытости-закрытости — это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры — настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению лучших образцов общечеловеческой культуры — образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о "малой родине" и чувства любви к ней.
Третий аспект принципа открытости-закрытости — это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия "МОЙ ДОМ". Представители, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители.
Четвертый аспект этого принципа — открытость своего "Я", собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа "Я". В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал — отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных зеркал (в комнате смеха могут иметь место и "кривые" зеркала).
В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.
Такие семейные альбомы совершенно необходимы в детском доме. Там формирование образа "Я" всей организацией жизни сводится к нулю. Дети не знают себя, не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего "Я".
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
А.Построение среды с учетом половых различий мыслится нами как предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Своеобразие нашего подхода, однако, заключается в том, что детям ничего не предписывается впрямую в соответствии с этими эталонами. Вместе с тем необходимо обеспечить реальную общность ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек, которой в сегодняшнем детском саду нет. Феминизация" в воспитании девочек ныне приводит к отставанию их конструктивных способностей (субъект-объектная ориентация, творчески-познавательная по своему характеру); "маскулинизация" в построении среды для мальчиков ведет к отставанию их эмпатических качеств (субъект-субъектная ориентация).
Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны, прежде всего, для них, но по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т.п.) они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Б.Остается пока открытым для исследования вопрос о различиях построения среды для детей разного возраста. Мы ограничимся лишь общим положением о том, что возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении каких-либо новых принципов, сколько в специфической реализации уже сформированных выше. Так,выбор оптимальной дистанции и позиции в общении для маленьких детей означает преобладание контактных форм общения (ласки, "поглаживание" — телесный контакт). С возрастом увеличивается дистанция общения, оно все чаще опосредуется предметами, преобладающим становится общение "глаза в глаза", что предполагает специальные условия организации пространства, о которых говорилось выше.
Принцип открытости применительно к возрасту означает, что по мере взросления ребенка изменение окружающего требует все более целенаправленных действий, связанных с планированием и преодолением препятствий; у малышей связь между собственной активностью и изменениями среды более непосредственная: например, случайное движение руки — звон колокольчика и т.д. (среда здесь организована так, чтобы пребывание ребенка в ней все время обнаруживалось).
Принцип стабильности-динамичности применительно к возрасту может быть охарактеризован в терминах Пиаже: мир меньших по возрасту детей при всей его динамичности — "обратим"; у старших детей пластика мира дает возможность новых, относительно устойчивых форм.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка в возрастном плане может быть раскрыт как увеличение непрогнозируемое событий, наполняющих среду, ее "неожиданности" для ребенка: чем меньше ребенок, тем меньше разница между тем, чего он ждет, и тем, что реально происходит в окружении. С возрастом этот "зазор" увеличивается.
С этим положением тесно связана реализация еще одного принципа — принципа сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: чем старше ребенок, тем больше удельный вес необычного вокруг. Может быть сформулировано даже следующее определение: если взрослому (не ребенку!) среда не кажется непривычной — это плохо организованная среда для старшего дошкольника.
Представляется возможным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и т.п. решений), когда мечты и фантазии ребенка "вдруг" осуществляются, переставая быть для него условностью. Например, рисунок превращается в реальную потайную дверь, ведущую куда-то в потайную комнату, мерцающую огнями, или потайные переходы, связывающие различные помещения здания, что позволяет неожиданно исчезать и столь же неожиданно появляться; или однажды открыв шторку, закрывающую часть стены, с изображением золотой рыбки, ребенок вдруг обнаруживает замаскированный аквариум, где действительно плавает золотая рыбка.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциацией. Предполагается, что ребенку необходимо освоить разницу, например, между сказочным, волшебным и реальным; театром и лабораторией и т.п.
Дифференцируется также палитра переживаний, связанных с эстетическим, нравственным и познавательным освоением мира. Если среда для младших дошкольников побуждает их к освоению полюсов: "прекрасное" — "безобразное", "добро" — "зло", "истина" •- "ложь", то старшим детям среда предоставляет возможность разобраться в значении этих полюсов.
Принцип открытости-закрытости предполагает дифференциацию этих двух понятий, нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и Других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и т.д. Но вместе с тем происходит и расширение содержания этих понятий.
В требованиях к построению развивающей среды нами перечислены, по существу, условия реализации личностно-развивающего подхода. Вместе с тем справедливо и обратное: вне реализации личностно-ориентированного подхода развивающая среда, которую мы хотим построить, превратится в мертвую, претенциозную, дорогостоящую игрушку. Художник-постановщик строит пространство действия. Режиссер оживляет пространство. Могут ли они обойтись друг без друга ...?
Варианты построения развивающей среды
1. Реализация принципа дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми достигается выполнением ряда приемов организации предметно-пространственной среды: во-первых, это формирование системы зон с различной степенью изоляции (визуальной, пространственной) в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок по своемуyсмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или меньшим числом детей, со взрослыми или может побыть в одиночестве в зависимости от настроения, эмоционального или психологического состояния. Выделение таких зон может быть обеспечено архитектурно-планировочным и объеме но-пространственным решением групповой ячейки дошкольного учреждения с учетом возможности общения детей и взрослых разных групп.
Роль таких зон могут выполнять входящие в состав помещений остекленные веранды-оранжереи), площадь может колебаться от 4 до 10 кв. м), которые обеспечат необходимую визуальную связь ребенка с воспитателем, или открытые террасы (террасы-манежи), имеющие помещения групповой или жилой ячейки. Терраса-манеж делается, например, в виде приподнятой до уровня первого этажа площадки с ограждением и лесенкой - выходом на участок. Разновидностью архитектурного решения этого планировочного фрагмента может быть создание витража в виде небольшой оранжереи с расстоянием между двумя ограждающими остекленными поверхностями до 85 см. В плане такой "двойной" витраж может быть выполнен в виде прямоугольного, треугольного или подковообразного эркера с растущими декоративными растениями в промежутке двойного остекления. Этими помещениями и открытыми пространствами можно пользоваться в теплое время года. Они увеличивают площадь подвижных игр, расширяя площадь жилой или групповой ячейки. В основных помещениях жилой или групповой ячейки детского учреждения необходимое зонирование может быть достигнуто путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых, в том числе и для пространственного обеспечения игровой и творческой деятельности детей, и для организации занятий с подгруппами детей, если детская группа разновозрастная, а также для индивидуальных занятий с ребенком.
Зонирование пространства может осуществляться мобильными средствами: соответствующей расстановкой мебели и оборудования при специальном техническом решении комплекта этоймебели (детские столики с боковыми и фронтальными щитками-экранами на высоту до 15-20 см по периметру рабочей поверхности столика, стулья с высокими (до 75 см) спинками позволяют большей степени обособить индивидуальное пространство ребенка во время его работы за столиком). Другой прием организации "зоны столиков" •- разделение площадки, где размещаются детские столики, на секции-отсеки с помощью невысоких барьеров-перегородок. Перегородки секций-отсеков проектируются на высоту 75-80 см стационарных или модульных трансформируемых элементов, которые в плане образуют своеобразный лабиринт с 3-4 столиками в каждом отсеке.
При этом возможно решение, когда площадь, по которой проходит воспитатель при проведении занятий с детьми, имеет более низкую отметку уровня пола, обеспечивая принцип общения "глаза в глаза" (площадка каждой секции-отсека приподнята на высоту 50-60 см над общим уровнем пола).
Повышенное ощущение пространственной изоляции ребенку создадут предусмотренные над столиками и закрепленные на стойках по периметру столиков рамы с небольшими полочками или крепежными устройствами, на которых ребенок может закрепить картинки, пластилиновые скульптурки, фотографию мамы или братика. Это — индивидуальное место каждого ребенка. В конструкции столика необходимо предусмотреть ящичек, в котором малыш может хранить принесенные из дома игрушки или другие ценные для него предметы.
Следует отметить, что при решении таким образом "зоны столиков" потребуется предусмотреть дополнительно "обеденную зону". Последняя может быть решена на основе применения откидных столиков, закрепленных в стене или перегородке (например, на ограждении антресоли второго уровня групповой).
"Зона столиков" может быть решена как подковообразная или прямоугольная в виде барной стойки с круглыми табуреточками, имеющими переменную высоту подъема. При этом возможны два способа решения "детской" и "взрослой" территории: табуреточки для детей находятся с внешней стороны стойки, тогда отметка пола внутренней площадки опущена на высоту 45-50 см. При организации питания в этом случае, когда "дежурные" из числа Детей накрывают на стол, сервировочная тележка может двигаться с внешней стороны, взрослые накрывают на стол или убирают Посуду со стороны внутренней зоны.
Разнообразить среду пребывания детей в детских учреждениях, Увеличить ее площадь можно, используя также помещение спальни (особенно в случае применения трансформируемых кроваток) и раздевалки, а также коммуникационных пространств междупомещениями групповой, раздевалки, буфетной, туалетной комнатой персонала (включение которой в состав помещений групповой ячейки рекомендуется в целях разнообразия общения детей со взрослыми).
Дополнительные возможности выбора характера общения создаются для детей при выделении в планировочном решении детских учреждений общих на 3-2 группы пространств. Это быть холл (холл-зимний сад), площадка-форум с 4-5-ю ступеньками по периметру, на которых можно сидеть или разместить зрителей во время какого-либо представления. Роль такого общего пространства для общения детей из двух смежных групповых ячеек или поочередного использования детьми каждой группы может выполнять и открытая терраса.
Особый, более интимный и выборочный характер общения со взрослыми (няней, воспитателями) может происходить в помещениях буфетной или комнате персонала — помещение площадью 4-6 кв. м в каждой групповой ячейке или одно на два смежные групповые ячейки. Реализация этих приемов планировочного решения и организации соответствующего оборудования групповой ячейки поможет ребенку определить выбор места, удобного для занятий, творческой деятельности, игр и досуга в соответствии со своим эмоциональным состоянием, а взрослым — регулировать дистанцию и позицию для осуществления контакта каждым ребенком.
2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности — создание игровой среды, обеспечивающей ребенку широкую возможность двигаться. В групповой ячейке дошкольного учреждения и жилой ячейке детского дома -3 это комплекс закрытых (полуоткрытых и открытых пространств), характеризующихся не только определенной (увеличенной) площадью, но и специальной организованной предметно-пространственной средой.
Речь идет в первую очередь о создании системы разнокачественных пространств, само наличие которых стимулирует ребенка к физической или творческой активности. Разноуровневое решение пола и (или) потолка помещений, создающее в интерьере ряд пространств, приподнятых или опущенных, с высоким или низким (или наклонным) потолком, в том числе с переменной высотой. Наличие в составе единого пространства групповой таких элементов, как балконы (антресоли в двухуровневом пространстве) с переходными мостиками (в том числе подвесными), мостияками-переходами с небольшой высотой подъема между площадками, приподнятыми на 40-50 см над уровнем пола, горками или трубами-горками из прозрачного оргстекла или из пластика, соединяющими площадки разных уровней. Применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных и строительных материалов при решении вертикальных ограждающих поверхностей: стеклянная комната (домик), зеркальная комната, использование сетчатых или решетчатых перегородок, в том числе перегородок-барьеров на высоту от 15-20 до 75-120 см, позволяющих разделять пространство по принципу "полуоткрытости" или "полузамкнутости".
Что касается возможности выделить необходимые площадки для игровой среды, представляется достаточным иметь площадь групповой в 60-80 кв. м, а при оптимальных решениях 90-120 кв.м. Определенное увеличение нормы площади произойдет также при предполагаемом уменьшении количества детей в группе до 15-20 человек. В целом игровое пространство может быть фактически увеличено вдвое за счет трансформации оборудования "спальной зоны", подключения к групповой части спальни. При этом представляется целесообразным спальню (или "спальную зону") групповой ячейки также рассматривать не как замкнутое помещение, отгороженное дверным проемом от групповой, а как полузамкнутое пространство, связанное с групповой проемом шириной не менее 3-4 м и обеспечивающее визуальную связь с групповой. "Спальную зону" целесообразно также поделить на 4-5 подзон. Это не только позволит перейти на гибкий режим дня, обеспечить детям по их настроению сон или тихий отдых, но и будет способствовать дифференцированному половому воспитанию детей.
Особый эффект при создании разновеликих и разнокачественных пространств достигается при организации "спальной зоны" на антресоли второго уровня двухуровневой группой ячейки, когда со второго уровня могут быть предусмотрены мостики, лесенки, горки, в том числе в виде прозрачной трубы-спуска. Под антресолью — пониженная до 2,4 м высота потолка, в то время как двусветное пространство групповой можно предусмотреть с переменной — с 5,6 м до 2,5 м высотой потолка.
Самостоятельность проявляется в первую очередь в игровой деятельности. Игра как процесс, развивающий творческие способности ребенка, начинается с моделирования им ситуации по выбранному "сценарию". Собственно творчество ребенка начинается с момента наделения определенными качествами (нужными по сценарию игры) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом — цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Ребенок из линейки делает весы в магазине, из стола — домик, из поролоновых пуфов и абстрактных балок, арок, матов, стоек — строительную площадку. Само моделирование игровой ситуации, ее предметной среды является главным фактором творчества ребенка. Дальнейшие сюжетно-ролевые действия ребенка — это уже завершение игры. Поэтому представляется ошибочным применение в оборудовании групповых ячеек определенных, заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов "парикмахерская", "магазин", "дом" и т.д.). Вместе с тем наличие в составе оборудования групповой ячейки определенного набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования среды ребенком. Это могут быть наборы: а) элементов функционального оборудования раздевалки, спальни, групповой, выполненных и! поролона с фиксированной формой, обтянутых искусственной кожей (разного размера и формы пуфы-стульчики, скамьи, столики, маты, валики и т.д.); б) надувных резиновых элементов, включая манежи, бассейны и т.п.
Включение пространства раздевалки в общую игровую среду позволяет разместить в ней пространственный или плоскостной элемент-модуль для спортивного оборудования (шведская стенка, баскетбольное кольцо, др.).
Террасу можно использовать почти круглый год, если предусмотреть выход на нее через остекленную веранду-оранжерею, используемую в качестве входного тамбура. Прозрачные стенки-перегородки веранды позволяют сохранять визуальную связь с детьми, когда они находятся на веранде или за верандой — на открытой площадке террасы. Наличие этих планировочных элементов позволит детям находиться на свежем воздухе, не переобуваясь.
Для занятий художественным, изобразительным творчеством целесообразно выделить соответствующую зону площадью 4-10 кв. м, оборудованную гидроизоляционным покрытием (линолеумом) с бортиком по периметру высотой 10-15 см, с подведением в эту зону воды, с детской раковиной. Здесь — грифельная доска, краски, мелки, уголь, глина, сыпучие и пластичные материалы, клей и т.п. Это — уголок мастера: здесь ребенок не боится залить ковер, испачкать паркет или испачкаться сам. Здесь же можно проводить игры с водой. Вместо стандартной раковины можно сделать миниатюрный каскад-фонтан с поддоном, резервуар с водой. Это приучит детей к чистоте и порядку, к бережному отношению к тем же ковру и паркету. Для создания определенных стимулов к творчеству рекомендуем использовать и "зону столиков": в том случае, когда "обеденная зона" самостоятельная, на рабочих столиках детей могут постоянно находиться краски, пластилин, бумага, книги и т.п. Расставленные как на столиках так и на специально предусмотренных для этого рамах над столиками картины, детские поделки, рисунки являются в свою очередь дополнительными стимулами к творчеству.
Для достижения эффекта "всамделишности" определенных видов деятельности детей в помещении буфетной следует предусмотреть одно-двухкомфорочную бытовую электроплитку, электрокипятильник, печь СВЧ к т.п., чтобы дети совместно со взрослыми могли приготовить горячий бутерброд, разогреть компот и т.п. В оборудовании буфетной следует также предусмотреть стол-прилавок высотой 50 см и установленную на этой же высоте мойку кухонной посуды. Площадь буфетной при этом увеличится до 5-6 кв.м.
Для того чтобы ребенок мог сам изменить характер освещения, являющегося регулятором и индикатором настроения, электровыключатели необходимо разместить на доступной для ребенка высоте. При этом в групповой комнате целесообразно предусмотреть 3 основных варианта освещения: общее, например, люстры, придающие "жилой" и "уютный" характер интерьеру, создающие ощущение торжественности; местное, например, настенные бра, переносные светильники, устанавливаемые в основных функциональных зонах групповой или местах отдыха, чтения и уединения; рассеянное: лампочки-"миньоны", равномерно размещенные по потолку, стенам, перегородкам, элементам мебели, оборудования, на полу (на подставках на высоте 15-20 см). Такая схема освещения создает эффект "светлячков" или "звездного неба" и может использоваться при показе диафильмов, чтении сказок, прослушивании музыки, а также при спокойных играх детей.
Для воспроизведения "взрослых" видов деятельности можно использовать уход детей за растениями в оранжерее, предоставить возможность ребенку в туалетной постирать испачканную маечку, помыть обувь, а также самостоятельно принять душ. Санитарно-техническое оборудование туалетной, технологическое оборудование буфетной, комплект шкафчиков в раздевалке могут быть выполнены в единой модульной системе — комплекте этого оборудования (укрупненные пластмассовые блоки-модули раковин, Душевого поддона-ванны с поручнями и ограждением и т.п.).
В функциональной структуре деятельности детского дома освоение детьми основных жизненных, в том числе хозяйственных, навыков имеет огромное значение, поскольку определяет для ребенка условия социальной адаптации. Жилая ячейка "семейного" типа всей своей архитектурно-планировочной организацией, оснащением мебелью и оборудованием, интерьером основных помещений должна воспроизвести точную модель обычного жилого дома или квартиры. Детский дом должен быть еще более "домашним", уютным и надежным, чем детский сад, компенсируя детям, оставшимся без попечения родителей, теплоту родного дома. В жилой ячейке детского дома предусмотрена кухня, где дети осваивают навыки приготовления пищи. Кухня поэтому остается в составе помещений даже в том случае, если частично питание детей предусмотрено в столовой. В ванной комнате дети учатся стирать белье (даже если основной его объем стирается в прачечной). Эти помещения должны быть увеличены: кухня до 12-15 кв.м, ванная или специальное помещение для стирки — до 6-8 кв.м. В жилой ячейке детского дома дети обучаются гладить белье, шить на швейной машинке, пилить, строгать и т.п. Соответствующее оборудование должно быть учтено и в проектах. В детском доме детей необходимо научить кататься на велосипеде, лыжах и т.д., поэтому следует оборудовать специальное помещение для хранения этих вещей.
Для стимулирования творческой активности детей в жилой ячейке можно предусмотреть также мастерскую, оборудованную мольбертами, верстаками, столиками со швейными машинками и др., либо разместить это оборудование в детской или в общем рекреационном пространстве (на лестничной площадке двухэтажного "семейного" дома и т.п.).
3. Принцип стабильности-динамичности среды реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.
Пространственной суточной трансформации могут подлежать элементы "спальной зоны": откидные и раскладные кроватки, а также легкие кроватки с ножками высотой 15 см, легко складывающиеся в специальные стеллажи, либо "раскручивающиеся' непосредственно по полу поролоновые коврики.
Пространственной трансформации может подлежать также оборудование "обеденной зоны": откидные столики, вмонтированные в ограждение антресоли или в стену.
Принцип динамичности может быть реализован при помощи: раздвижных перегородок между спальней и групповой, между групповой и общим пространством на две смежные группы, между отдельными функциональными зонами групповой ячейки.
Смена композиций, создаваемых самими детьми, может происходить постоянно в течение дня. Эти элементы мобильны, могут использоваться в игре в любом месте групповой ячейки. Изменение пространственных характеристик обеспечат и элементы ограждений зоны столиков, перемещение которых возможно по желанию воспитателей и детей.
Благоприятное воздействие на восприятие пространства окажет цветовой дизайн. Весьма эффективным решением в этом направлении могут стать сменные модульные элементы (квадраты прямоугольники) вертикальных ограждающих конструкций. Это могут быть рамы с натянутой декоративной тканью разных контрастных цветов и рисунка (интенсивно фиолетовые в сочетании со светло-желтым или светло-салатовым), сменяемые на модули с контрастными широкими полосами, цветочным рисунком, другими декоративными решениями.
Элементом динамичности в пространстве может стать подвесной потолок с регулируемой высотой в одной из зон групповой, а также возможное раскрытие витражей остекленной веранды, витражей, отгораживающих помещение групповой от террасы и "зеленой комнаты", если последняя предусматривается в составе помещений.
Элементами, с помощью которых детям можно самостоятельно трансформировать пространство, могут служить квадратные пуфы для раздевалки с габаритами 1x1 м или 1,2x1,2 м высотой 25-30 см. Они могут также использоваться как маты в "мягкой комнате" для сооружения из них дома, на них можно расположиться группам детей на веранде, террасе при чтении книг и т.д.
Выделение зоны "мягкой комнаты" определяет в групповой ячейке место наиболее динамичного элемента, подверженного частым изменениям. Здесь целесообразно предусмотреть несколько различных модульных комплектов оборудования:
комплект спортивного оборудования, крепящегося на модульном пространственном каркасе с подвесными элементами — лестницами, качелями, канатами, с поролоновым матом или подвесной сеткой снизу, защищающей ребенка в случае падения. Сетка может использоваться как батут, а барьер высотой до 1,5 м предохранит ребенка от падения на пол;
комплект "надувной замок" — резиновый модуль;
комплект "театр" — с поднятой платформой и занавесом на всей площади "модуля";
комплект "фантастический грот" — вариант театральной декорации, помогающий детям организовать игры со сказочными сюжетами.
В том случае, когда групповые двух смежных ячеек оказываются рядом, модульные зоны "мягкой комнаты" той и другой групповой ячейки можно сделать смежными. Тогда можно перемещать платформу-сцену из одной групповой ячейки в другую. При этом трансформируемая перегородка в зоне между двумя "мягкими" комнатами обеспечит детям элемент неожиданности: внезапного увеличения пространства "мягкой" комнаты, то исчезновения ( в это время мобильная перегородка, отгораживающая модуль "мягкой" комнаты от основного пространен групповой ячейки, может быть закрыта).
Другим вариантом трансформации "мягкой" комнаты может стать ее заполнение на высоту 70-75 см полиэтиленовыми : пластмассовыми шариками диаметром 5-7 см. При наличии барьера-перегородки в этом "море" можно "купаться".
"Модуль" может стать тиром для стрельбы из арбалета стрелами с присосками, мишенью для метания колец, фрагментом баскетбольной площадки.
В групповой может быть несколько специальных мест для размещения заменяемых элементов декоративного убранства; рамы для эстампов, картин, икебаны, гипсовый вазон для цвет точной композиции, столик-под ставка для скульптуры и т.д.
Элементом стабильности в групповой ячейке должна стать "домашняя зона", напоминающая детям общую комнату (гостиную) обычной квартиры. Это может быть уголок с мягкой мебелью и журнальным столиком (при желании — с электрокамином) где воспитатель читает детям книгу, проводит какое-либо тематическое занятие и т.д. Напоминать о доме здесь могут поставленные на журнальном столике фотографии, любимые игрушки.
В жилой ячейке "семейного" детского дома для каждого ребенка следует выделить индивидуальное, только ему принадлежащее пространство. Это может быть отдельная комната (для старших детей), индивидуальная зона в спальне (на 2-3 детей), комната для занятий (стол с тумбой, настенные полки, встроенный или отдельно стоящий шкафчик, тумбочка).
При этом в жилой ячейке семейного детского дома целесообразно предусмотреть универсальную планировочную структуру, позволяющую в зависимости от индивидуального желания ребенка разместить его в отдельной комнате или вдвоем-втроем, с другими детьми. Этот принцип легко осуществить, если в жилую ячейку включить 8-10 отдельных замкнутых или полузамкнутых помещений (комнат). В группе с 10 детьми они могут использоваться в одном случае как пять спален на двух детей каждая, комнаты для занятий и приготовления уроков (для старших тмладших школьников), домашняя мастерская, игровая. В другом) случае эти помещения используются для размещения каждого ребенка в отдельной комнате.
При этом очень важным фактором, определяющим возможность обеспечить в детском "семейном" доме дополнительное* пространство для подвижной активности детей, общения всей«семьи» является выделение достаточно развитого коммуникацинно-рекреационного пространства, в том числе с включением в него лестницы, если жилая ячейка (дом) — двухэтажная. В этой зоне может быть выделена "зеленая" комната, эркер-оранжерея, открытая терраса и пр. Наличие такого пространства позволит сделать выходящие в него спальни детей полузамкнутыми, что паст возможность избежать страха остаться одному в комнате. В рекреационной зоне целесообразно разместить стеллажи с книгами и поделками детей, "сменные экспозиции" — рамы для эстампов, подставки под икебану и пр. В рекреационной зоне можно также выделить место для физкультурных тренажеров, модульного спортивного оборудования.
4. Принцип эмоциогенности средыреализуется созданием в детской группе определенных "семейных" традиций. Этому может способствовать достраивание определенных деталей интерьера, возможность эстетического завершения его в зависимости от личных вкусов детей и взрослых. Это может быть включением в интерьер очень крупных игрушек-символов (трехметровый удав, гусеница, лиса в натуральную величину и т.п.), обладающих высокими декоративными и художественными качествами.
В групповой ячейке, особенно в ее ''семейной" части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе родителей детей, их братьев, сестер и т.д.
В составе этой или других зон групповой (например, в "спальной зоне", в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба-вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями.
Выделение модульных помещений (функциональных зон) групповой ячейки, в частности зоны "мягкой" комнаты площадью 12-16 кв. м, может служить основой для последующей разработки и серийного выпуска модульных взаимозаменяемых комплектов для этой зоны (надувных манежей — замков, "тропических лиан", "ледяных замков", "ожившего зоопарка", театра, выставочного зала" и т.п.). Эта динамичность среды будет нести всебе черты загадочности, таинственности, фантастичности, смены красок и форм, в то время как динамизм "семейной" зоны будет выражен слабее. Его цель — создание у детей ощущения Постоянства, стабильности, безопасности и надежности семейного очага. Здесь меняются только отдельные декоративные элементы: репродукции, букеты цветов, декоративные крупноразмерные игрушки.
5. Принцип открытости природе и единства с ней может
обеспечен путем применения остекленных отапливаемых веранд. оранжерей, открытых террас (террас-манежей), зеленых комнат Терраса-манеж, а также веранда-оранжерея увеличивают площадьигрового пространства, продолжительность пребывания детей на воздухе.
С этой целью рекомендуется также связь с участком общих, в том числе общевоспитательных помещений: залов для гимнастических занятий со спортивной площадкой, крытого бассейна с открытым (плескательным) бассейном и т.д. Связь крытого • открытого бассейнов целесообразна еще и с точки зрения эффективности создания единой группы помещений: раздевалки, душевых, туалетных, а также технических помещений.
В зоне спокойных игр целесообразно предусмотреть оконный проем с нижней отметкой на высоте 10-15 см от уровня поля Активное использование вертикального освещения, снимающее ощущение замкнутости пространства, возможно при создании одноэтажных зданий, двухэтажных с групповыми двух уровней либо террасных структур, что особенно целесообразно при расположении здания на рельефе. Для безопасности в стеклянный витражах следует вместо единого полотнища стекла использовать витраж с мелкими стеклянными элементами, не превышающими размеров 50x50 см.
Одним из факторов связи с природой является озеленение интерьеров помещений, организация специальных мест для домашних животных (ящик с песком для кошки, будка для собаки и т.д.).
6. Принцип открытости обществу, семье может быть реализован
несколькими способами.
Во-первых, организационным, определяемым как функциональная интеграция детского (дошкольного) учреждения с другими учреждениями социально-культурно го назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, осуществляющими свои выступления непосредственно в дошкольном учреждении, в детском доме. Другими видами функциональных связей могут стать занятия детских кружков и секций, про-] водимых приглашенными педагогами.
Для осуществления свободных неформальных связей между воспитанниками и обслуживающим персоналом в помещениях детского учреждения или служебно-бытовых помещениях детского дома следует предусмотреть комнату для воспитателей, куда может зайти и ребенок, помещение в составе пищеблока, где дети вместе с кастеляншей смогут шить карнавальные костюмы и т.д.
Таким образом, в зданиях детских учреждений необходимо предусмотреть дополнительные иди видоизмененные помещения: чал Длямузыкальных занятий, который при необходимости можно преобразовать в зал-арену для выступлений артистических коллективов (увеличенная до 7 м высота потолка, то есть создание двусветного пространства, артистическая комната, мобильная сцена-арена и др.); изостудию, универсальное помещение для занятий с техническими средствами обучения. Это потребует включения специальной группы помещений (вестибюль, холл, гардероб) для взрослых и для детей из других дошкольных учреждений.
Принцип открытости внутреннего пространства может быть реализован в данном случае планировочным и объемно-пространственным решением здания, при котором его структура формируется не набором отдельных замкнутых помещений, а либо как анфилада пространств, отгороженных стеклянными сетчатыми, решетчатыми перегородками, либо как сумма зонированных пространств, разграниченных между собой перепадами уровней, устройства ограждений-барьеров не на всю высоту этажа, созданием балконов, антресолей, мостиков в двухуровневых пространствах (зал для музыкальных и гимнастических занятий, зал с крытыми ваннами бассейна). Отдельные помещения для занятий, залы, бассейны органично входят в структуру общего внутреннего коммуникационно-рекреационного пространства, открытого для общения детей из разных детских групп, а также для общения детей и взрослых. Для реализации такого неформального общения хорошо подойдут предусмотренные в общем, рекреационном пространстве форумы (опущенные площадки с периметральными ступеньками-скамьями или невысоким ограждением-барьером), атриумные пространства (двух-, трехуровневые пространства с верхним освещением, с зимним садом или отдельными элементами озеленения).
Принцип разного качества общих помещений и помещений групповой ячейки (по мере удаления от центра — к периферии от общественных — к более интимным, домашним) может быть достигнут приданием планировочному решению групповой ячейки более домашней (квартирной) структуры. Частично эта цель достигается уже при замене одного помещения групповой(игральной) на 3-5 отдельных полузамкнутых пространств — зон.
7. Принцип половой дифференциации как условия специфического развития девочек и мальчиков может быть осуществлен вследующем решении. В групповой ячейке дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной представляетсяцелесообразным сделать закрывающейся душевую кабину. В целом кабина и душевой поддон туалетной в групповой ячейке выполняют ряд специфических функций, связанных, в частности с процедурами закаливания. С этой целью возможно специальное решение в виде полукруглой чаши с диаметром 2 м (когда двое детей могут одновременно принимать процедуры по закаливанию ног). Выше поддон должен быть оборудован дробным поручнем сиденьем и периметральной шторой-ограждением.
Для обеспечения (полной или частичной) изоляции мальчиков и девочек в спальне целесообразно говорить о зонировании спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст и определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боковыми бортиками, а также стационарно установленными барьерами — перегородками на высоту 75-80 см, образующими отсеки-лабиринты наподобие "зоны столиков".
Техническое решение ограждения, а также бортиков у кроваток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение предметно-развивающей среды для организации жизни ребенка в условиях семьи
Для полноценного развития ребенка необходимо создание вокруг него предметно-развивающей среды, которая позволяла бы ему самостоятельно пользоваться необходимыми предметами, свободно жить и играть в от...
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Построение предметно-развивающей среды для организации жизни ребенка в условиях семьи
Для полноценного развития ребенка необходимо создание вокруг него предметно-развивающей среды, которая позволяла бы ему самостоятельно пользоваться необходимыми предметами, свободно жить и играть в от...
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды. роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...
из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».
laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...
Концепция построения развивающей предметно-пространственной среды по здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Здоровьесбережение в ДОУ. В этой статье мы постараемся разобрать концептуальные основы оптимального построения «среды обитания» наших детей с учетом современных требований ФГОС ДО....
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...