Статья "Как создать тёплые отношения с детьми в группе и раскрыть талантливых и одарённых"
статья на тему
«Нет детей одарённых и не одарённых, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети» В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Как создать тёплые отношения с детьми в группе и раскрыть талантливых и одарённых" | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Как создать тёплые отношения с детьми в группе и
раскрыть талантливых и одарённых
«Нет детей одарённых и не одарённых, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети» В.А.Сухомлинский. Чтобы раскрыть талант и одарённость детей, первоначально необходимо создать тёплые, уютные отношения с каждым ребёнком. Ребёнок должен ощущать от Вас уважение, доброту, справедливость и Вы сами заметите, что ребёнок будет доверять Вам, и тогда ему будет гораздо легче открыться.
Из личного опыта. Я тоже когда-то была ребёнком и ходила в детский сад. К сожалению, в моей памяти остались не хорошие впечатления о детском саде, и сейчас я понимаю, что всё зависит от воспитателя и его подходу к ребёнку. Я была тихим, скромным, стеснительным, можно сказать, «забитым» ребёнком. Но как большинству воспитателям нравятся такие спокойные, тихие дети! Сидит там себе ребёнок тихо, ни кому не мешает, ни кого не обижает - ну и пусть сидит! Воспитатели про таких детей говорят «не видать и не слыхать» и только приводят в пример другим активным детям. А между тем, этот ребёнок «обрастает» кучей комплексов и где уж тут раскрыть хоть в чем-то талант?! На меня воспитатели не обращали внимания. В детском саду я дружила с одной девочкой и если она болела, то я играла одна, а она часто болела. Я могла всю прогулку качаться на качелях. Почему-то эти качели не пользовались спросом у детей, они были в самом конце детского сада и редко там кто-то играл. Но мне было там тихо и уютно и, качаясь на качелях, я сочиняла какие-то песенки, пока никто не слышит. Так проходила моя прогулка в детском саду. А когда в группе воспитатель предлагал поиграть, всегда активные дети бежали к игрушкам, которые пользовались огромным спросом, и отнимали друг у друга. Я в этом не хотела участвовать, хотя мне очень хотелось покатать коляску. Это сейчас почти у каждого ребёнка дома есть детская коляска, а в то время коляска была дефицит. Воспитатель рассуждал так: «Кто первый взял, тот и катает, а потом ты». Но этого «потом» не было. А жаловаться и ябедничать я не могла. И вообще, лишний раз подходить с вопросом к воспитателю мне не хотелось, потому что боялась реакции. Все дети разные и по-разному воспринимают тон и эмоции воспитателя: кто-то легко переносит строгость и серьёзность воспитателя, а кто-то готов «забиться в угол» лишь бы только с ним так не общались. Я не любила разговор на повышенных тонах. Так и играла в то, что никому не было нужно в группе. Кто-то скажет: «Кто ей не дает играть? Пусть спросит у ребят или воспитателя». Но если изначально ребенок не чувствует от воспитателя теплоты, доброты, справедливости, хочется ли ребёнку подходить с вопросами или просьбами к воспитателю? А пассивному ребёнку хочется ли подходить с просьбой к активному ребёнку, если тот ещё хочет играть?
Порой мы, воспитатели, стараемся не замечать таких детей. Нам так удобно. Но что сложного присмотреться к детям и сделать выводы! Да, каждому ребёнку нужен особый подход! Нужно обязательно систематически беседовать с такими детьми; узнавать, что интересует их; защищать их; шутить с ними; можно и попеть, и потанцевать; да, что угодно…лишь бы они почувствовали тёплые отношения и любовь. Когда был выпускной в детском саду, моя мама рассказала, что воспитатели называли для детей профессии, кто кем предположительно будет работать в будущем… кроме меня. Ей было обидно. В действительности, воспитатели не могли подобрать мне профессию, потому что меня не замечали…
Я пошла в школу и мне повезло! У меня была самая лучшая первая учительница Ида Петровна Фридман. Мы были у неё первенцы. В ней было море доброты, теплоты, любви, справедливости к нам. Не каждый может похвастаться в своей жизни хорошим воспитателем или учителем!
Из опыта работы с детьми в детском саду. Как создать тёплые отношения между воспитателем и ребёнком? А между детьми в группе? И как помочь ребёнку открыть в себе талант? Для создания тёплых, уютных отношений между воспитателем и ребёнком самое главное - это любовь и уважение к ребёнку. Воспитатель должен быть для ребёнка таким же дорогим человеком, как мама. Сухомлинский считал, что одно из самых ценных его качеств – это человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью. Воспитатель должен дорожить доверием детей, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением справедливости и добра. Он должен быть другом для ребёнка! Воспитание без дружбы с ребёнком не возможно. Нельзя грубо отчитывать, высмеивать или наказывать ребёнка [1]. Вместо наказания я предлагаю, после беседы о совершённом поступке, предложить, например, поиграть в любимую настольную игру, порисовать или заняться любым другим полезным для развития занятием. Важно чтобы ребёнок был один на один с занятием и, в помощь, с воспитателем. Также можно вспомнить вместе с ребёнком любую тему, где он затрудняется с ответами, ещё раз объяснить её, помочь понять; разучить или вспомнить стихотворения и тому подобное. С родителями на эту тему пообщаться и обязательно сообщить, что ребёнок выучил стихотворение или знает дни недели, или научился собирать пирамидку. При чём, последнее надо сделать при ребёнке. Когда детей хвалят, они тянутся к знаниям и хорошим поступкам. Из опыта: ребёнок баловался, после нескольких замечаний он недолго себя сдерживал, тогда я ему предложила поучиться собирать усложненную пирамидку. Идея ему эта не очень понравилась, потому что он не знал, как её собирать. Но мы с ним вместе раз за разом учились её собирать. Со временем он понял принцип сборки и о, чудо!.. он был счастлив! Я заметила, что когда ребёнок вёл себя хорошо, то он часто сам брал эту пирамидку и закреплял навыки сборки, и был очень доволен результатом. В следующий раз можно ещё что-то полезное разучить.
Очень советую воспитателям со стороны понаблюдать за детьми. Во взаимоотношениях между детьми быть справедливым воспитателем. Не оставлять ни одну ситуацию между детьми без внимания – обязательно беседовать о том, что произошло. В своей практике я применяю беседы с детьми в кругу. Мы как одна большая семья. Однажды кто-то из детей сломал игрушку, и никто не признавался. Мы собрались в кружок, и я сказала, что только смелый и сильный духом человек может признаться; мы не хотим, чтобы среди нас был трусишка; будь сильным! И ребёнок признался. А после признания мы ему за смелость поаплодировали. Я посоветовала ребятам быть смелыми и признаваться в своих поступках и, конечно же, быть аккуратными с игрушками. Мы аплодируем ребятам за чтение стихов, за сложные и простые ответы детей. Кто- то на сложные вопросы отвечает, а кто-то первый раз отвечает на простой вопрос и, мы аплодируем этому ребёнку для повышения его самооценки. Ребёнок испытывает радость и на этом фоне стремится к новым знаниям. Это всё сплачивает коллектив и располагает к тёплым отношениям в группе.
Обратите внимание на стеснительных, скромных, тихих детей. Это дети, которые «сидят в своём домике». На самом деле им в этом «домике» не уютно. Их нужно как можно быстрее оттуда вызволять, потому что позже это сделать будет гораздо сложнее. С такими детьми нужно больше беседовать, интересоваться, что их увлекает, поддерживать темы разговоров, быть другом и товарищем. И вот когда у ребёнка душевное равновесие достигнуто в группе, тогда проявляется и талант. В моей практике были опыты как раз с такими стеснительными, скромными, тихими детьми. Один ребёнок очень стеснялся читать стихотворения, выступать на праздниках, петь, танцевать. Тогда я для себя сделала вывод – потому что она ещё мала. В средней группе к Новому году я дала ей небольшое стихотворение. Она его выучила, но на репетициях молчала и на празднике тоже не прочитала. К 8 Марту я тоже дала ей стихотворение, хотя мне не советовали. Конечно, проще дать стихотворения и роли самым активным детям, но у меня другая точка зрения. Нужно обязательно давать таким детям хотя бы небольшие стихотворения! Мы репетировали, сидя в кругу; читали стихотворения, и друг другу аплодировали. Я ей помогла прочитать стихотворение (до этого она даже с помощью читать отказывалась) и похвалила её, все аплодировали ей. За этот для неё первый и трудный шаг мы ей решили вручить маленький приз. После этого у неё всё лучше и лучше получалось читать это стихотворение. А следом, ко Дню театра, я предложила ей небольшую роль в сказке – она справилась. И это только начало!
Другой ребёнок в начале учебного года в старшей группе боялся рисовать. Мы пришли с детьми в изостудию на рисование. После объяснения педагогом темы, нужно было приступать непосредственно к работе. Ребенок заплакал и стал проситься к маме, без объяснения причин. Как выяснилось, такая реакция была у неё на прошлом занятии. Я отвела её в группу, побеседовала с ней, и оказалось: ребенок боится, что у неё не получится. Я её успокоила и предложила после сна научить её рисовать дерево, она согласилась. Больше она в изостудии не плакала, потому что знала, что мы ей поможем и еще в группе поработаем над данной темой. Сейчас она рисует самостоятельно, рисунки насыщенные, передают замысел. В свободное время в группе рисование – это её хобби. А ещё она посещает кружок по рисованию несколько раз в неделю после детского сада.
Из моего личного опыта и опыта работы с детьми в детском саду можно сделать вывод: чтобы раскрыть талант или одарённость у ребёнка, необходимы только тёплые, уютные отношения между воспитателем и ребёнком. А для этого важно, чтобы ребёнок Вам доверял, чувствовал от Вас любовь, доброту, защиту, справедливость. В группе между детьми должны царить также тёплые, уютные отношения. Воспитатель обязательно должен следить за отношениями между детьми и при малейшем конфликте между детьми реагировать и проводить беседы с детьми. Беседуйте с детьми всегда! Вы как большая семья. Находите подход к тихим, спокойным, стеснительным детям, станьте для них другом, беседуйте с ними на тон тише, чем обычно и Вы увидите результат! Удачи!
Литература
1. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Поддержка и развитие талантливых и одарённых детей»
Программа «Поддержка и развитие талантливых и одарённых детей ДОУ» даст возможность:- обеспечить сохранение и поддержку индивидуальности каждого талантливого и одарённого ребенка;- обеспечить со...
Анализ работы с одарёнными детьми средней группы «Б».
В работе использую метод проектирования.Проекты: «Мама – солнышко моё!», «Здравствуй, Зимушка Зима! », «Новый год», «День Победы», «День защитника Отечества». Начали работу над проектом: «Вода и...
Игры по формированию гуманных отношений между детьми в группе детского сада.
Игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитость с ним....
Родительское собрание "Талантливые и одарённые дети"
quot;Талантливые и одарённые дети "-родительское собрание...
НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")
НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...
Консультация для родителей " Отношения между детьми в группе детского сада"
Когда ребенок «дорастает» до детского сада и начинает его посещать, он попадает в сообщество детей-сверстников. Теперь он общается не с близкими родственниками, а взаимодействует с другими...
План работы с одарёнными детьми по музыкально-ритмическому движению с детьми подготовительной группы.
Этот материал можно использовать в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических движений индивидуально с более одарёнными детьми вне музыкальных занятий....