Семинар Профилактика психоэмоционального напряжения у педагогов, как условие психологического благополучия дошкольников
Цель семинара: самообразование по педагогической и психологической компетенции педагогов для повышения качества образования. Задачи: совершенствование системы знаний педагогов о психологическом благополучии дошкольников. План 1.Доклад «Психологическое благополучие дошкольников» 2.Упражнение «Разогревки - самооценки» 3.Дискуссия 4.Психологический настрой: «Все в твоих руках» 5.Игра «Ассоциации» 6.Консультация «Психологическое здоровье педагога» 7.Рефлексия «Все в твоих руках»
1.Доклад «Психологическое благополучие дошкольников» Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизация российского образования (на период 2010г.) определяет приоритетные цели и задачи. Решение которых требует построение адекватной системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса. В качестве основных приоритетов выступают: личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и развитие его индивидуальности. В соответствии с этим детский сад призван обеспечить воспитанникам гармоничное взаимодействие с миром. Правильное направление их эмоционального развития, формирование добрых чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими. Взрослый человек не может быть безучастен к тому, что происходит вокруг. Поступки, предметы, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства переживания, радуют и огорчают. Несмотря на это, он может контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим. В отличие от взрослых ребенок выражает свои эмоции бурно и непосредственно. И не столько потому. Что у него слабо развит самоконтроль - у него нет жизненного опыта. Основой для накопления ребенком положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе детского сада и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Каждый педагог должен в полной мере осознавать: чтобы ребенок в будущем безболезненно адаптировался к требованиям школьной, а затем и взрослой самостоятельной жизни, он должен обладать набором «компетентности», среди которых важную роль играет эмоциональная (способность выдерживать нагрузки, разочарования, не бояться новых ситуаций, уверенность в себе и своих силах). Однако сложившаяся практика показывает, что уровень знаний воспитателей об эмоциональной сфере дошкольников недостаточен, поэтому работу по формированию эмоциональной стабильности у детей следует начинать с обучения педагогов. 2.Упражнение «Разогревки - самооценки» цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Задания: если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа; если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой; если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза; если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой; если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните; 3.Дискуссия Вопросы к педагогам: - Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания? 4.Психологический настрой: «Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»». В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». 5.Игра «Ассоциации». - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? -Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова: К – красота О – органичность М – мама Ф – фантазия О – отдых Р – радость Т – тепло - Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов) - Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. 6.Консультация «Психологическое здоровье педагога» Здоровье - это совокупность нескольких составляющих. Здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья. Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков. Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка: появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.). В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящих из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат». Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду. Эмоционально – комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения с взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе. Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния. Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию. Ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно от нас педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу. Итак, главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество. Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников. Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой. 7.Рефлексия «Все в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение. «Большой» - для меня было важным и интересным… «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию «Средний » - мне было трудно (мне не понравилось) «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы. «Мизинец» - для меня было недостаточно. Литература 1.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации / авт. – сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель. 2011. – 143с 2.Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.- сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.
|