Проект "Готовность дошкольников к школе"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Скоро в школу я пойду»
Вид проекта: долгосрочный (с сентября по май), игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Направленность: Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители ученика», а также вовлечение учителей начальных классов в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительных групп.
Актуальность: В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия ДОУ, школы, и семьи, как условие формирования готовности воспитанников к обучению в школе в соответствии с внедрением ФГОС. Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, и ФЗ - № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки) . Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют и родители. Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание безопасной предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с учителями начальных классов.
Проблема:
- Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе,
- Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе,
- Внешняя мотивация к учебе в школе,
- Незаконченный психический процесс готовности к школе.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки детей к школе.
Предмет исследования: организация педагогических ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
Цель проекта: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка, психических процессов и осознанной мотивации к учебе.
Задачи проекта:
1. формирование положительной учебной мотивации;
2. формировать представления детей о школе и её значении;
3. культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
4. развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
5. развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
6. систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
7. воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
8. активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
9. повысить информируемость родителей в области психических особенностей ребенка на этапе подготовке к школе.
Основные формы реализации проекта:
- чтение художественной литературы,
- индивидуальные и групповые консультации,
- развивающая среда, игры и упражнения.
- непосредственно-образовательная деятельность.
Гипотеза:
- Сформировать осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства,
- Снизить уровень школьной и личностной тревожности среди выпускников детского сада,
- Повысить уровень готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Работа с родителями:
1.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы,
2.Сделать единомышленниками в осуществлении данного проекта.
3.Создание условий, облегчающих школьную адаптацию,
4.Обогатить предметно-пространственную среду дидактическим материалом,
Ожидаемый результат:
- Формирование у детей мотивационной готовности к школе,
- Повышение родительской компетентности в вопросах готовности к школе,
- Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- Воспитание у детей организованности, сплоченности, уважения к старшим.
- Сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности,
-разработать конспекты, подобрать материал, консультации для родителей, изготовить настольно –печатных игр
- первичная диагностика развития познавательных процессов,
-создание предметно - развивающей среды, приближенной к школьной.
- подготовить необходимую информацию, домашнее задание.
2 этап – основной
-формы работы групповые и индивидуальные,
- образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности, в режимных моментах,
- загадывание загадок, чтение пословиц, сказок, рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе,
- настольно –печатные игры и дидактические.
- просмотр мультфильмов о школе «Котенок, который умел считать до 10», «Остров ошибок».
- словесные игры, беседы с детьми, рассматривание картин. иллюстраций.
- сюжетно-ролевые игры, встреча с учениками-выпускниками.
- взаимодействие с родителями: консультации, совместные с детьми чтение книг о школе дома,
3 этап – итоговый
-проведение итоговых диагностических исследований психологической готовности детей к школьному обучению,
Перспективный план работы
Организация Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями | Срок |
Ознакомление с окружающим: «На пороге школы» ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к школьной жизни, ее традициям. | Экскурсия в общеобразовательную школу (посещение урока, перемены, знакомство с учителем) | Сюжетно ролевая игра «Урок физкультуры» ЦЕЛЬ: Воспитывать взаимо выручку, здоровый образ жизни. | Беседа: «Моя первая учительница». | сентябрь |
Социальный мир: «Кто такие первоклассники» ЦЕЛЬ: знакомить со школьной жизнью, сходство и отличие детского сада и школы | Встреча с первоклассниками, выпускниками сада. | Сюжетно ролевая игра «Школьники» ЦЕЛЬ: воспитывать дружеские отношения между детьми | Консультация «Ваши дети - первоклассники». | октябрь |
Познавательный мир «Профессия учитель» ЦЕЛЬ: познакомить с профессией учитель, с уважением относиться к труду взрослых. | Пригласить учительницу в детский сад. | Дидактическая игра «собери портфель» ЦЕЛЬ: познакомить со школьными принадлежнос тями. | Родительское собрание «Давайте познакомимся» | ноябрь |
Познавательный цикл: «Школьная библиотека» ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес и бережное отношение к книгам. | Экскурсия в школьную библиотеку. | Сюжетно ролевая игра «Школьная библиотека» ЦЕЛЬ: познакомить с профессией библиотекаря, учить выбирать книги по интересам, зачем нужно читать много книг. | Памятка «Умные помощники». | декабрь |
Развитие речи: «Знакомимся с буквой» ЦЕЛЬ; Закрепление букв, составление слогов, слов. предложений, заучивание стихов, чтение произведений. | Составление рассказов о школе. | Рассказ-фантазия «Мой первый день в школе» ЦЕЛЬ; развивать выразительность речи, память, внимание. | Консультация «Мотивационная готовность детей дошкольного возраста по обучению развития речи» | январь |
Математика для дошкольника ЦЕЛЬ: Закрепить математические понятия, формы, направления… | Математическая викторина | Викторина «Незнайка и Знайка» ЦЕЛЬ: развивать логику, мышление. | Выставка Психолого-педагогическая «Первый раз в первый класс» | февраль |
Рисование ЦЕЛЬ: Закрепляем умение рисовать красками и карандашами, рисовать аккуратно. | Учимся выражать свои мысли на бумаге. | Рисунки детей «Чем я буду заниматься в школе» ЦЕЛЬ: Продолжать формировать положительное отношение к школе, возможность выразить в рисунке. | Информацион ный стенд «Достижения детей» | март |
ОБЖ, ПДД, ПБ. ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей в различных ситуациях. | Ситуации: «Я - школьник» | «Телефоны помощники», «Дорога на пути», «Один дама», «Правила поведения». ЦЕЛЬ: запомнить эти правила, чтоб не попасть в беду. | Фильмы для родителей: «Родители – будьте примером вашим детям» | апрель |
Интеллектуальная готовность к школе. ЦЕЛЬ: Подвести итог готовности детей к школе. | «КВН», между детьми подготовительной группы и первоклашками | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» ЦЕЛЬ: упражнять в умении рассуждать на любые темы, самостоятельно находить решение поставленной задачи. | Семинар «Готовимся к школе всей семьей» | май |
Заключение
Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, поможет система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей.
Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, в дошкольном и школьном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия семьи, детского сада и школы.
Проект «Скоро в школу Я иду» поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:
∙ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
∙ Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
∙ Эмоционально отзывчивый.
∙ Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
∙ Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения.
∙ Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
∙ Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
∙ Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.
∙ Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...
Родительский клуб "Готовим дошкольника к школе".
Материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке к проведению родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей. Включает четыре основных раздела: Мотивационная готовность ребе...
Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.
Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...
Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"
На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....
Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»
В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...
Родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность дошкольника к школе"
Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей....
Спикер в Международной научно-практической конференции "Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника". Трек "Нейроготовность дошкольников к школе"
Данная методика представляет собой одно из направлений работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Межполушарные игры» ...