Методическая разработка
методическая разработка на тему
Художественно - эстетическое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
АртеменкоД.А.,воспитатель
ГБДОУ детский сад №53 Красносельского района
Санкт - Петербурга
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Искусство начинается с удивления. Мир людей сузился до экранов телевизоров и мониторов. Люди стали меньше общаться, читать. Падает общая культура человека. Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно эстетическое воспитание. В процессе художественно- эстетического воспитания развиваются все стороны личности. Сегодня цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в системе основ художественно-эстетической культуры ребенка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества. В настоящее время художественно-эстетическое развитие включает в себя следующий круг задач: -развитие творческого потенциала ребенка; -развитие образного, ассоциативно мышления; -развитие самостоятельности и творческой активности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. – становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенной в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, возможно на всю жизнь. Для успешного художественно-эстетического развития ребенка педагогу необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом разнообразные формы и виды детских занятий и развлечений. При этом надо помнить, что прямое педагогическое воздействие не приводит к одинаковому развитию детей. Поэтому нужна умелая, кропотливая работа с каждым ребенком, исходя из его растущих потребностей, интересов, желаний и возможностей. В современном дошкольном образовании пересмотрены содержательные стороны условий и оценка их роли в художественно-эстетическом и творческом развитии личности. Обоснованием основных содержательных условий в педагогике занимались многие исследователи: (В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Лыкова, Е.В. Бондаренко и др.), которые рассматривали их как культурные ресурсы и выделяли следующие условия: - организация творчески наполненной , содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении; - развитие эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения творческих замыслов ребенка и материалом для развития воображения и фантазии; - обогащение культурного опыта и личностного опыта каждого ребенка с учетом особенностей его развития; - взаимосвязь организованных занятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством. Собственная предметно-манипулятивная деятельность ребенка дает ему возможность при освоении мира через его преображение проживать чувство сопричастности, самореализации, художественно-эстетического наслаждения. Она аналогична деятельности взрослого, так как тоже предполагает созерцание, размышление и практическую реализацию замысла. Рождение идеи в голове ребенка, работа над замыслом, поиск средств его выполнения – важный и неотъемлемый этап любой творческой деятельности. Выход за рамки репродуктивного труда, расширение возможностей для творческой деятельности на занятиях – путь к формированию развивающейся , духовно богатой личности. Художественное творчество дает возможность каждому ребенку выразить себя и реализовать свои способности с наибольшей полнотой. Основной подход в работе с детьми личностно-ориентированный, определяющий степень взаимодействия педагога и ребенка особенностями их личностного развития. Ведущими методическими принципами при этом становятся: - принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в познавательную деятельность через участие в разрешении проблемной ситуации, освоении необходимых знаний, навыков и умений как фундамента для решения творческих задач; - принцип гуманности – уважении личности ребенка, признание его права на собственное мнение, на участие в художественно-эстетическом переживании и рефлексии, творческой свободы детей на занятиях;
- принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в деятельности ребенка, приобретение им собственного чувственного, интеллектуального опыта, технологического опыта; - принцип вариативности, который дает возможность развивать у детей вариативное (нестандартное, нелинейное) мышление; - принцип непрерывности должен обеспечить непрерывность художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении от возраста к возрасту, в семье.
Необходимым условием в художественно-эстетическом воспитании детей является знакомство детей с народным искусством. Элементы народного творчества могут быть использованы - для оформления интерьеров, праздников, досугов; - для слушания сказок, потешек, пословиц, поговорок, колыбельных песен, рассматривания изделий народных мастеров; - для развития детского творчества (народное искусство в качестве образцов-эталонов – сначала для воспроизведения, а затем для творческого осмысления и собственного творчества.
Развивая культуру эстетического восприятия ребенка, педагог одновременно формирует у него потребность самому создавать узоры, украшать предметы, высказывать свои оценочно-эстетические суждения при восприятии предметов окружающей действительности. Педагог учит детей видеть характерные признаки окружающих их предметов с эстетических позиций.
Художественно-эстетическое воспитание помогает ребенку приобщиться к художественно-эстетической культуре, что открывает для него возможность полноценного духовного бытия. Необходимо отметить, что высокая художественно-эстетическая культура во многом обладает важным позитивным значением для всех окружающих, так как является одной из составляющих культуры современного общества.
Библиографический список
1. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
2.Бутенко Н.В.Теоретико-методологический аспект; монография (текст)/ -М.
Издательский центр ВЛАДОС, 2012 -410с.
3. ФГОС, - М. – центр педагогического образования 2014
------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....