Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников
статья на тему
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности . Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_dou_v_rabote_s_semyami_vospitannikov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников
Кудрявцева О.Н.воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 35»
Существенные изменения, происходящие в социально-экономическом устройстве России XXI века, требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. Сегодня, как отмечают многие ученые, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».
Предъявляемые требования и социальный заказ ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения .
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности . Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего МДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем:
- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
- во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
В результате анкетирования выявились потребности родителей в педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность. Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание, знания о развитии, воспитании и обучении детей, практические умения по организации жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить уровень педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим образом:
- только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности,
- 50% - имели средний уровень,
- и 25% родителей находились на низком уровне педагогической компетентности.
Определив проблему, мы наметили основной путь ее решения - разработка проекта по развитию партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества.
Итак, в работе с родителями, используя инновационный режим, мы пошли по следующему направлению: формирование нового содержания и форм работы ДОУ и семьи.
Необходимым условием успешного протекания инновационных процессов в учреждении является инновационный потенциал педагогического коллектива, уровень которого в свою очередь зависит от уровня инновационного потенциала отдельных педагогов. Поэтому начали мы инновационную работу с глубокого всестороннего анализа профессиональных и творческих возможностей педагогов. В качестве критериев анализа инновационного потенциала педагогического коллектива были взяты следующие, предложенные В.П.Лариной:
- восприимчивость педагогов к новшествам,
- их готовность к освоению инноваций,
- творческая активность педагогических работников.
Результаты анкетного опроса показали, что педагоги испытывают трудности в реализации данного направления в результате несовпадения представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, а также было выявлено основное противоречие – использование только традиционных методов и форм работы.
Инновации в области образования зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно. Поэтому основной задачей на организационном этапе внедрения инноваций стало повышение уровня педагогической компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, а также формирование положительного отношения к инновациям. Решение поставленных задач достигалось путем теоретической подготовки педагогов через семинары-практикумы, консультации, «круглые столы». Был проведен семинар-практикум, где каждому педагогу было предложено составить классификацию форм и методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных форм сотрудничества в новые нетрадиционные. Педагогам также был предложен опыт работы по данной проблеме педагогов-новаторов, представивших коллегам авторские разработки использования нетрадиционных форм взаимодействия c родителями. После консультации «Новые подходы к оформлению наглядно – текстовой информации в детском саду» был организован смотр – конкурс «Лучший родительский уголок», в котором в качестве членов комиссии выступили родители от разных групп.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Были проведены индивидуальные консультации по запросам родителей.
Кроме того, удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогло педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Инновационные формы работы с семьей способствовали сближению родительского коллектива групп, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Педагоги стали активнее использовать в работе новые технологии, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей. В детском саду накоплен фактический материал проведенных мероприятий: сценарии, конспекты, фото- и видеоматериалы. Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.
Список литературы
- Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
- Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000.
- Ерошенко В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
- Козина Л.Ю. Инновация - необходимость сегодняшнего дня. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.
- Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников
На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. П...
"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"
В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...
Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...
Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...
Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"
Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...
«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр».
Педагогический проект на тему:«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр»....
«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодейст...