Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста. Презентация.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ispolzovanie_priyomov_mnemotehniki_dlya_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo.pptx | 1.54 МБ |
zdravstvuyte_-_kopiya.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А. - предметно-схематичными моделями , Глухов В, П .- блоками-квадратами , Большова Т.В.- коллажем, Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказа .
Мнемотехника очень древняя наука , которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором Самосским ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь это результат применения мнемотехники.
Мнемоника или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Структура мнемотехники: М немотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов - слов в образы. 3 . После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Графическая зарисовка Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветное изображение , старшие - чёрно-белое. (Например: осень - жёлтая или оранжевая буква « О », зима – синяя или голубая буква « З », весна- зелёная « В », лето - красная « Л ») Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших- 9-16 клеток. Изображения должны быть : хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета ( который оговорен с детьми).
Применение мнемотехники Используется в разных видах речевой деятельности: Пересказ; Составления рассказов; Описательный рассказ; Творческий рассказ; Заучивания стихотворений, потешек , пословиц, загадок, чистоговорок .
Вывод В результате использования мнемотаблиц : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать – ребёнок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
В центре воспитательного процесса находится ребёнок, т.е. происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Вы, наверное, замечали, что не все стихи быстро запоминаются детьми, путаются строчки. В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого.
Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем свой дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Поскольку память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом.
Такие приёмы есть. Одним из них является мнемотехника.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
Ткаченко Т. А. –предметно-схематичными моделями,
Глухов В, П. блоками-квадратами,
Большова Т.В.- коллажем,
Ефименкова Л.Н . схемой составления рассказа.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю.
Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это сравнительно новое направление.
Мнемоника или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Структура мнемотехники: Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному.
Мнемоквадрат----мнемодорожка----мнемотаблица.
1этап МнемоквадратЫ.
Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.
2 этап. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве.
Не одно слово, а словосочетание, простое предложение.
3 этап. Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов - слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Графическая зарисовка
- Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Младшие дошкольники - цветное изображение, старшие - чёрно-белое. (Например: осень- жёлтая или оранжевая буква «О», зима –синяя или голубая буква «З», весна- зелёная «В», лето -красная «Л») ¬
- Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей.
Рекомендуется следующие размеры таблиц : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших- 9-16 клеток.
- Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета ( который оговорен с детьми).
Применение мнемотехники:
Используется в разных видах речевой деятельности:
- Пересказ;
- Составления рассказов;
- Описательный рассказ;
- Творческий рассказ;
- Заучивания стихов, потешек, пословиц, загадок, чистоговорок.
Используя мнемотехнику, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.
4. Является одним из эффективных способов развития связной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Одной и...
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...
Cеминар на тему « Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
доклад на тему "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...