Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого
презентация на тему
Горе - это нормальная реакция организма на потерю близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечная цель которых установление душевного равновесия.Комплексы симптомов горя. Как помочь ребенку пережить горе? Первая помощь ребенку при реакции на стрессовые события. Работа с взрослыми участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по проблеме оказания помощи при потере близкого | 296.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были…..
Горе – это нормальная реакция на потерю (смерть) близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечная цель которых, установление душевного равновесия, осмысленности жизни, принятие (понимание) смерти как части жизни. Психологическая помощь в ситуации потери близкого
• эмоциональный комплекс – печаль, гнев, тревога, беспомощность, безразличие; • когнитивный комплекс – навязчивые мысли, неверие, ощущение присутствия умершего; • поведенческий комплекс – нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест, связанных с умершим, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов; • возможны комплексы физических ощущений и алкоголизация как поиск комфорта. Комплексы симптомов горя:
К типичным симптомам потери относятся следующие проявления: -нарушение сна; -анорексия или булимия (потеря /приобретение веса); -раздражительность; -сложности с концентрацией внимания; -потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т. д.; -подавленность; -апатия и отчуждение, стремление к уединению; -плач; -самобичевание; -соматические симптомы; -чувство усталости; -применение медикаментов – снотворных и (или) успокоительных; -галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия. -суицидальные мысли;
-затянувшееся переживание горя (несколько лет); -задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение двух и более недель); -сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания; -появление болезней психосоматического характера – таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т. д.; -ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший; сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты; -неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах; -не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни; -устойчивая нехватка инициативы или побуждений, неподвижность; -слабовыраженные эмоции, неспособность чувствовать; -резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов; -изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая изолированность; -разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить; -другие не отмеченные выше симптомы, характерные для посттравматического стрессового расстройства; Нетипичные патологические симптомы включают следующие:
Дети, также как и взрослые, переживают горе и чувствуют боль утраты. Нельзя скрывать от ребенка факт смерти. Лучше всего честно сказать ребенку о смерти близкого человека. Говоря с ребенком о смерти, нужно употреблять именно слово «умер». Если объяснять смерть, употребляя слова «улетел», «уснул», то можно тем самым спровоцировать возникновение сильных страхов, тревоги или фантазий. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть – это естественная и неизбежная часть жизни и будет лучше подготовлен к серьезным потерям. Как помочь ребенку пережить горе?
До 5 лет ребенок не осознает, что такое смерть. Приблизительно в 5 лет начинает понимать, что такое живое и неживое. Поэтому осознанно прощаться с умершим могут уже дети с 5 лет. Возраст осознания смерти
№ п / п Симптомы Первый шаг помощи 1 Беспомощность и пассивность Обеспечение поддержки, комфорта, пищи, возможность играть и/или рисовать 2 Генерализованный страх Восстановление защиты со стороны взрослых. 3 Познавательные трудности Конкретные повторные разъяснения ожидаемых событий 4 Трудности распознавания собственных беспокойств Знакомство с эмоциональными состояниями и названиями реакции человека на потерю. 5 Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы. Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок до 7 лет не в состоянии осознавать и анализировать свои чувства в ситуации стресса). 6 Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме. Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, отдельных вещей, игрушек, мест совместного посещения с умершим). Первая помощь ребенку 3 – 7 лет при реакции на стрессовые события
7 Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте) Стимулирование вербализации снов. Поощрение рассказов о них родителям, близкому человеку, воспитателю 8 Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей, близкого человека). Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет забран из д /с, что его любят и о нем не забудут, и т.д.) 9 Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь) Переносимость взрослых к этим временным проявлениям. Отделение временных реакций от стойких невротических проявлений. 10 Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. Спокойные, терпеливые, доступные объяснения физической реальности смерти. Продолжение таблицы
Поддерживающая терапия; Элементы песочной и арттерапии; Игровая терапия проживания горя. Формы и методы нейтрализации посттравматического состояния
Если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течении длительного времени; Если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких- либо проявлений чувств; Отказ от еды, бессонница в течении длительного времени, галлюцинации; Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи. В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь психотерапевта или психиатра?
Работа с взрослыми участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого
1 ступень: признание факта потери. 2 ступень: эмоциональное принятие мира без объекта потери. 3 ступень: выстраивание нового отношения к умершему и планирование дальнейшей жизни. Трехступенчатая модель помощи
Индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование с элементами терапии. Индивидуальное консультирование и направление к психотерапевту. Формы работы
Безусловное положительное отношение без вынесения каких-либо моральных суждений. Эмпатия, понимание чувств, которые испытывает клиент. Искренность, открытость и конгруэнтность Условия работы
Внимательное отношение; Активное слушание; Пересказ/парафраз; Отражение чувств; Выделение основного; Фокусирование; Вопросы границ; Согласование плана действий; Расстановка приоритетов в решении задач; Разрешение проблемы и принятие дальнейших решений. Навыки, методы и приемы необходимые психологу для данной работы:
Способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям. Способность быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни. Способность говорить об умершем без сильной боли, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь. Способность клиента быть адаптированным в социуме, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера. Признаки эффективной работы
Не оплакивай , смертный, вчерашних потерь, Дней сегодняшних , завтрашней меркой не мерь, Ни былой, ни грядущей минуте не верь, Верь минуте текущей , Будь счастлив теперь. Омар Хайям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
«Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...
План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса
План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса...
«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)
Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ, а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ
Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ....
«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...
Доклад на тему "Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений"
Данный доклад несет в себе краткую информацию по 3 напрвлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении арт-терапии ("Техника Эбру как метод развития творческого воображения де...