Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого
презентация на тему

Наталья Леонидовна Корчагина

Горе - это нормальная реакция организма на потерю близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а  также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечная цель которых установление душевного равновесия.Комплексы симптомов горя. Как помочь ребенку пережить горе? Первая помощь ребенку при реакции на стрессовые события. Работа с взрослыми участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы круглого стола по работе с семьей в кризисных ситуациях Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ ДС «Парус » г.Волгодонска Корчагиной Н.Л. Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого

Слайд 2

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были…..

Слайд 3

Горе – это нормальная реакция на потерю (смерть) близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечная цель которых, установление душевного равновесия, осмысленности жизни, принятие (понимание) смерти как части жизни. Психологическая помощь в ситуации потери близкого

Слайд 4

• эмоциональный комплекс – печаль, гнев, тревога, беспомощность, безразличие; • когнитивный комплекс – навязчивые мысли, неверие, ощущение присутствия умершего; • поведенческий комплекс – нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест, связанных с умершим, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов; • возможны комплексы физических ощущений и алкоголизация как поиск комфорта. Комплексы симптомов горя:

Слайд 5

К типичным симптомам потери относятся следующие проявления: -нарушение сна; -анорексия или булимия (потеря /приобретение веса); -раздражительность; -сложности с концентрацией внимания; -потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т. д.; -подавленность; -апатия и отчуждение, стремление к уединению; -плач; -самобичевание; -соматические симптомы; -чувство усталости; -применение медикаментов – снотворных и (или) успокоительных; -галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия. -суицидальные мысли;

Слайд 6

-затянувшееся переживание горя (несколько лет); -задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение двух и более недель); -сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания; -появление болезней психосоматического характера – таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т. д.; -ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший; сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты; -неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах; -не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни; -устойчивая нехватка инициативы или побуждений, неподвижность; -слабовыраженные эмоции, неспособность чувствовать; -резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов; -изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая изолированность; -разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить; -другие не отмеченные выше симптомы, характерные для посттравматического стрессового расстройства; Нетипичные патологические симптомы включают следующие:

Слайд 7

Дети, также как и взрослые, переживают горе и чувствуют боль утраты. Нельзя скрывать от ребенка факт смерти. Лучше всего честно сказать ребенку о смерти близкого человека. Говоря с ребенком о смерти, нужно употреблять именно слово «умер». Если объяснять смерть, употребляя слова «улетел», «уснул», то можно тем самым спровоцировать возникновение сильных страхов, тревоги или фантазий. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть – это естественная и неизбежная часть жизни и будет лучше подготовлен к серьезным потерям. Как помочь ребенку пережить горе?

Слайд 8

До 5 лет ребенок не осознает, что такое смерть. Приблизительно в 5 лет начинает понимать, что такое живое и неживое. Поэтому осознанно прощаться с умершим могут уже дети с 5 лет. Возраст осознания смерти

Слайд 9

№ п / п Симптомы Первый шаг помощи 1 Беспомощность и пассивность Обеспечение поддержки, комфорта, пищи, возможность играть и/или рисовать 2 Генерализованный страх Восстановление защиты со стороны взрослых. 3 Познавательные трудности Конкретные повторные разъяснения ожидаемых событий 4 Трудности распознавания собственных беспокойств Знакомство с эмоциональными состояниями и названиями реакции человека на потерю. 5 Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы. Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок до 7 лет не в состоянии осознавать и анализировать свои чувства в ситуации стресса). 6 Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме. Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, отдельных вещей, игрушек, мест совместного посещения с умершим). Первая помощь ребенку 3 – 7 лет при реакции на стрессовые события

Слайд 10

7 Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте) Стимулирование вербализации снов. Поощрение рассказов о них родителям, близкому человеку, воспитателю 8 Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей, близкого человека). Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет забран из д /с, что его любят и о нем не забудут, и т.д.) 9 Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь) Переносимость взрослых к этим временным проявлениям. Отделение временных реакций от стойких невротических проявлений. 10 Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. Спокойные, терпеливые, доступные объяснения физической реальности смерти. Продолжение таблицы

Слайд 11

Поддерживающая терапия; Элементы песочной и арттерапии; Игровая терапия проживания горя. Формы и методы нейтрализации посттравматического состояния

Слайд 12

Если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течении длительного времени; Если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких- либо проявлений чувств; Отказ от еды, бессонница в течении длительного времени, галлюцинации; Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи. В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь психотерапевта или психиатра?

Слайд 13

Работа с взрослыми участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого

Слайд 14

1 ступень: признание факта потери. 2 ступень: эмоциональное принятие мира без объекта потери. 3 ступень: выстраивание нового отношения к умершему и планирование дальнейшей жизни. Трехступенчатая модель помощи

Слайд 15

Индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование с элементами терапии. Индивидуальное консультирование и направление к психотерапевту. Формы работы

Слайд 16

Безусловное положительное отношение без вынесения каких-либо моральных суждений. Эмпатия, понимание чувств, которые испытывает клиент. Искренность, открытость и конгруэнтность Условия работы

Слайд 17

Внимательное отношение; Активное слушание; Пересказ/парафраз; Отражение чувств; Выделение основного; Фокусирование; Вопросы границ; Согласование плана действий; Расстановка приоритетов в решении задач; Разрешение проблемы и принятие дальнейших решений. Навыки, методы и приемы необходимые психологу для данной работы:

Слайд 18

Способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям. Способность быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни. Способность говорить об умершем без сильной боли, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь. Способность клиента быть адаптированным в социуме, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера. Признаки эффективной работы

Слайд 19

Не оплакивай , смертный, вчерашних потерь, Дней сегодняшних , завтрашней меркой не мерь, Ни былой, ни грядущей минуте не верь, Верь минуте текущей , Будь счастлив теперь. Омар Хайям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"

    «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...

План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса

План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса...

«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ

Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ....

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Доклад на тему "Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений"

Данный доклад несет в себе краткую информацию по 3 напрвлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении арт-терапии ("Техника Эбру как метод развития творческого воображения де...