Социально-познавательный проект «Люби и знай свой Новохоперский край»
проект на тему

Клепикова Светлана Ивановна

Проект по ознакомлению дошкольника с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proek.docx43.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида»  «Ласточка»

ПРОЕКТ

Социально-познавательный  

«Люби и знай свой Новохоперский край»

Информационно-исследовательский 

Подготовительная группа.

                                    Авторы проекта:

Воспитатели: Клочкова Е.В. Клепикова С.И.

                                 

                                                                     Воронежская область, Черноземье,

                Родившись здесь, я так тобой горжусь!

        Как не любить родную эту землю?

                                                                    Как не беречь святую нашу Русь?

    Актуальность

  Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования.   Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». В связи с введением

Стандарта в дошкольном образовании, в педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.  

  Проблема  заключается в том, что современные родители, мало уделяют внимание  детям по ознакомлению  с родным краем, считая это не самым важным в жизни ребенка. Поэтому дети не владеют достаточной информацией о родном крае, плохо ориентируются на местности, не интересуются народными традициями, историей, бытом предков, не все дети знают свой полный домашний адрес. 

Поэтому большую работу по воспитанию у детей краеведческих представлений о родном  крае  необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы, у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

   Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Изучив проблему, сделали вывод: необходимо  систематизировать, углубить, расширить знания детей по краеведению.

Работа по ознакомлению дошкольника с родным краем должна носить комплексный, доступный, достоверный,  систематический характер.

Для решения проблемы предлагаем в работе с детьми использовать наглядно - практический метод обучения краеведению с помощью игрового нетрадиционного, доступного каждому ребенку  пособием  лепбук.

Пособие  лепбук  позволит охватить всю имеющуюся информацию  о родном поселке  в  доступной, занимательной и компактной форме.

Сроки реализации:  1 год.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Цель проекта:

        

Через  наглядно – практический метод обучения и игровую инновационную технологию приобщить дошкольников к истории своего народа, познакомить с прошлым и настоящим  малой родины.

Задачи 

 1.Воспитывать чувства привязанности к своему родному поселку. 

2. Вызвать в детях чувство гордости за свой родной поселок, интерес к его истории и стремление сделать  свой край богаче и краше.

3. Познакомить детей с культурными ценностями родного края

4.Приобщать к культуре и традициям своего народа, воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку.

5.Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

6. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

Пути реализации проекта.

Чтобы решить эти задачи и получить желаемые  результаты надо соблюдать системность и последовательность в обучении детей краеведению.  Для этого  предлагаем изготовить наглядно – практическое пособие по  краеведению:  папку лэпбук  по теме: «Люби и знай свой Новохоперский край». Собранная информация в единую папку по данной теме  позволит  сформировать первичные краеведческие представления у дошкольников.

  Лэпбук  является   игровой  инновационной технологией по обучению дошкольников.

  1 этап  Информационно - накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

  1. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
  2. Создание творческой группы
  3. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

3 этап   Выполнение проекта

 Лэпбук Тема: «Люби и знай свой Новохоперский край»  изготавливается в виде папки раскладушки. В кармашках   размещена информация  по блокам: 1. « Карта местности», 2. «Моя малая родина», 3. «Экскурсия в прошлое»,

 Культурная жизнь  Новохоперска».  Каждому блоку соответствует  тема.       

Карта местности

тема

Формы и методы работы с детьми

     Знакомство с картой                    своего края

д.и. «Заколдованный край »,  «Наш город», «Угадай и назови», «Волшебные ленты дорог», «Раион в котором  мы живем» 

      Ориентирование на местности с   картой.

п.и. «Вежливая улица»,  «Путешествие по детскому саду, поселку»

     Путешествия по карте

д.и.  «Узнай, где я нахожусь», «Собери картинку», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Кто живет с нами рядом»

   Моя малая родина

Символика.

Беседа «герб Новохоперска»

Моя родословная, история моей семьи.

сюжетно-ролевая игра «Семья», «Поедем в гости» беседы «Кому спасибо говорим», «Уважения достойны» беседа с творческим заданием «Моя семья – моя радость», рассмотреть  семейный альбом.

Вот моя улица, вот мой дом родной

Фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Составь картинку и назови свай адрес», д. и  «Куда  дорожка приведет», д.и.  «Узнай, где  мой дом»

Герои Новохоперска.

Беседа «Вам, защитники отечества»,презентация «Никто не забыт, ни что не забыто»  экскурсия к  аллее  «Герои Новохоперска», экскурсия  в «Парк  Победы»

 Экскурсия в прошлое

Знакомство с историей поселка.

беседа«История поселка в названии улиц», презентации «Исторические места Новохоперска», «Крепость и верфь», «Городок на Хопре» д. и. «Прошлое и настоящее»  ручной труд макет « Корабль прошлого»

Знакомство с обычаями, обрядами.

Народные праздники.

Чтение легенд,  разучивание народных песен, колядок, игр. «Встреча Масленицы», «Рождество», «День поселка»

Ремесла наших предков

Рассматривание предметов быта «Бабушкин сундучок», « Русская изба»  беседа «Декоративно – прикладное искусство в народных промыслах»,  художественное творчество:  аппликация «Корзина», рисовании «Дом с узорами»

                                         Культурная жизнь  Новохоперска            

  Знаменитые люди, связанные с  Новохоперском

 Беседы  «Ими гордится наш край», чтение произведений , рассматривание  репродукций художников.  


  Ожидаемые результаты

 Подведение итогов: Диагностика детей по теме «Люби и знай свой Новохоперский край» Оценка полученных результатов.  

Цель: Определить итоговый уровень развития ребенка в результате освоения задач проекта.

Итоговая диагностика детей по теме: «Люби и знай свой Новохоперский  край»

Ф.И. ребёнка

Название страны

Название области

Название поселка

Домашний адрес

Название достопримечательностей поселка

 Название улиц, поселка

Символика

Новохоперска

Знаменитые люди поселка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

Родословная

Высокий уровень - дети отвечают на все вопросы самостоятельно.  

Средний уровень  - дети отвечают на вопросы с помощью взрослого. 

Низкий уровень -   дети  не отвечают  на  вопросы диагностики.

 Считаем внедрение игровой инновационной технологией лепбук  удачным шагом по пути внедрения ФГОС ДО.

 Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор исторической литературы,
  2. Подбор экспонатов народного творчества,
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  5. Подборка дидактические игры,
  6. Выставки книг, рисунков, поделок, предметов быта и т.д.

Создание условий для проведения открытых  мероприятий (оформление групповой комнаты

Методическое обеспечение:

Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. , И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.,Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.,Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Приложение № 1

Анкета для родителей

Знаете ли вы свой Нвохоперск?

Предлагаем вам ответить вам вопросы нашей анкеты. Вспомнить все, что вы знаете о Новохоперске, его прошлом и настоящем.

Обо всем, что знаете и помните обязательно расскажите своим детям.

1. В каком году был основан  Новохоперск? _________________________________     В каком историческом документе это упоминается?____________________

_________________________________________________________________

2.Почему наш поселок  носит такое название?_________________________________

__________________________________________________________________

3. Вспомните старые названия улиц поселка.__________

__________________________________________________________________

4. Какие старинные здания сохранились в Новохоперске? _______________

__________________________________________________________________

5. Сколько парков и как они называются? __________________________________________________________________

6. Какой музей   вы посещали? __________________________________________________________________

7. Перечислите имена знаменитых  людей,  жизнь которых коснулась Новохоперска ______________________________________________________

8. Какие старинные русские усадьбы в Новохоперском  районе вам известны? __________________________________________________________________

9. Назовите улицы в Новохоперске, носящие имена героев войны. _______________

10. Рассказываете ли своему ребенку о достопримечательностях Новохоперска ________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой Коми Край"

Проект «Наш Коми край»Вид проекта:   познавательно – игровой.Участники проекта: Дети, родители и воспитатели  старшей  группы № 4. МДОУ «Детский сад №9  общеразвивающего...

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край".

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край"....

Проект "Люби и знай свой родной край"

Проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, сопричастности к семье. поселку. стране, природе,культуре на основе историко-национальных и природных особенностей  родного кра...

Проект "Люби и знай свой родной край"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...

Проект "Люби и знай свой родной край"

Актуальность:В. СтепановЧто мы родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки у дороги,По которой мы идем.Что мы родиной зовем?Солнце в небе голубом,И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столо...

Проект "Люби и знай свой Вейделевский край"

Гражданско - патриотическое напраление "Люби и знай свой Вейделевский край"....

Проект "Люби и знай свой родной край" (природа Южного Урала)

Проект "Люби и знай свой родной край" (природа Южного Урала)...