Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе по теме "Мыльные чудеса".
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Гробова Елена Александровна

Воспитание интереса к познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim.mylnye_chudesa.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Ягодки» по теме "Мыльные чудеса".

                                                         Подготовила  воспитатель Гробова Е.А.
Цель:       Воспитание интереса к исследовательской деятельности у детей среднего  возраста.  

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом.
Материал: Кусочки мыла , весы, ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаш простой, краски, молоко, мыло жидкое.

1 этап: Постановка проблемы
Ситуативный разговор "Для чего нам нужно мыло?"
Наблюдение: как дети моют руки с мылом , стараются надуть в ладошках мыльные пузыри.
Вывод: показать как можно приготовить раствор для мыльных пузырей и надуть при помощи трубочки.  Познакомить с техникой рисования красками и мылом на молоке.
2 этап Подготовительный
Подготовка выставки " Чудесное мыло".
Поиск и обработка художественной литературы о мыле, загадок о мыле.
Чтение произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр".

3 этап Практический.

Ход экспериментов.

   Тема нашего исследования поселилась в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.

Посмотрите, посмотрите – 
Тонет в речке и в корыте! 
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода?

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится /мыло/.

А вы хотите что-нибудь узнать о мыле?

Где мы сможем это сделать? (ответы детей)

Есть такое место, где проводят разные открытия, опыты, а называется оно лаборатория. Вы хотите там побывать?

Тогда я приглашаю вас в лабораторию, где узнаем еще много интересного о нем!   (Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

Давайте пройдём в нашу лабораторию. Подойдите к своим рабочим местам.

Возьмите в руки мыло: погладьте, пощупайте, понюхайте. Какое оно? (твердое, гладкое, скользкое, шероховатое, душистое с разнообразными запахами). Почему душистое? (в составе есть цветочный одеколон). У кого какое мыло? Обратите внимание на размер и форму  (большое и маленькое, прямоугольное и круглое,  квадратное и фигурное, цветочное, туалетное, хозяйственное, тяжелое и легкое, т.д.)

Проведем первый эксперимент.

Возьмём весы и взвесим два кусочка мыла. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера мыла. Посмотрите, я опускаю мыло в ёмкость с водой. Что мы замечаем? (оно тонет, булькает-издаёт характерный звук). Почему? (имеет вес). Оно имеет разный цвет. Почему? (окрашено красителями). Так кокой же вывод мы делаем? (мыло бывает разного  веса, размера, формы  оно тонет, пахнет, щиплет глаза и т.д.). Что делают мылом? (моют тело, волосы, пользуются парикмахеры и т.д.).

Второй эксперимент.
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. 
Каким оно стало? (скользким).
Натирают мокрую губку мылом и погружают ее в воду , отжимают.
Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена).
Ребята играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. 
Что происходит?
(В ней появляются большие пузыри). 
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. 
Что происходит?
(Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету). Погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? (много мыльных пузырей).

С. Я. Маршак, «Мыльные пузыри»

Воды обыкновенной

В стакане набери

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри

Сияя гладкой пленкой

Растягиваясь вширь

Выходит нежный,  тонкий

Раскрашенный пузырь.

Эксперимент с молоком, жидким мылом и краской .

В опыте с рисунками на молоке используются: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски. При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла ватными палочками, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока

Дети делают  вывод.
Сухое мыло гладкое; мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку; появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри; они легкие и могут летать; мыльная пена вызывает  жжение -глаза надо беречь! Оказывается мылом можно рисовать на молоке.
-Молодцы, ребята! Сегодня из вас получились отличные исследователи!

Результат
1. Оформили выставку «Чудесное мыло».
2. Нарисовали « Фигурное мыло».
3. Дети самостоятельно научились делать мыльные пузыри .

4.Познакомились с техникой рисования на молоке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

 Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...