«Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников».
материал (подготовительная группа)
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников».
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
В последние годы тема духовного обновления России стала очень актуальной. Современных людей больше заботят материальные блага, и у них совершенно нет времени на духовную часть жизни.
Доброта, милосердие, сострадание - не являются столь ценными в наши дни.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим важная роль в дошкольном учреждении отводится на создание оптимальных условий для развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период, в котором формируются основы личности человека, его нравственные и культурные ценности, происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. А приобщение к народным традициям и православным праздникам способствует целостному социальному развитию личности дошкольника. Детей в этом возрасте необходимо познакомить с традициями и обычаями русского народа, с историей народной культуры.
Дошкольный возраст - это такой период в жизни каждого ребенка, в котором закладываются представления об окружающей действительности, о добре и зле, о семейных ценностях и земле, на которой родился. Духовно-нравственное развитие личности дошкольника является важным при ознакомлении с народной и православной культурой своего народа.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. В наши дни большое внимание стали обращать на национальную память, и мы по-новому начинаем относиться к православным праздникам, традициям, русскому фольклору.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Для того, чтобы успешно познакомить дошкольников с традиционными народными праздниками, нужно развивать у детей представление о культуре своего народа, познакомить с традициями и народными обрядами. Все это помогает формировать в детях позитивные ценности. В дошкольном возрасте также нужно большое внимание уделять формированию чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно- нравственное воспитание.
В большинстве семей воспитанников нашего детского сада уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Дети их родители очень мало знают о православных праздниках, традициях их проведения. Пытаясь решить эту проблему, мы разработали и реализовали проект по духовно-нравственного содержания «Праздники на святой Руси». Срок реализации проекта был рассчитан на 1 год.
Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Цель проекта: знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
Исходя из этой цели, поставили задачи:
1. Познакомить детей с главными православными праздниками: Покрова Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Светлого Воскресения Христова, Вознесения Господня; Крещения Господня, Сретения Господня, Праздник Пресвятой Троицы.
2. Воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству.
3. Формировать интерес к православным праздникам и традициям православной культуры.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность строится на развивающем, личностно-ориентированном обучение. В ходе проекта произошла интеграция разных областей знаний для решения одной проблемы и применение их на практике.
Данная система оказывает хорошее влияние на развитие у дошкольников устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта в том, что он ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников.
Участниками проекта стали воспитатели, музыкальный руководитель, дети в возрасте 5–7 лет, родители (законные представители), социальные партнеры.
На начальном этапе проекта подобрали соответствующую литературу по теме, произведения русского народного творчества, наглядный материал (иллюстрации, фотографии, репродукции), подготовили материал для продуктивной деятельности, подобрали подвижные и дидактические игры, изготовили папки-передвижки «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка».
В ходе основного этапа проекта проводили следующую работу:
НОД: «Бог творец мира, в котором мы живем», «Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь», «В тесноте, да не в обиде»;
Проводили дидактические и музыкально-дидактические игры «Собери колокол», «Великие праздники», «Согрей камень», «Назови ласково», «Красота Божьего мира», «Доброе слово другу»; онлайн - экскурсии: в Покровский храм, беседы с элементами диалога: «Храм Божий», «О послушании в семье», «Как помириться?», «О любви и доброте в семье», «Долг платежом красен», «Скоро праздник Рождества Христова», «Знакомство с храмом и правилами поведения в нем», «Сила детской молитвы», прослушивали и заучивали песни: «Мы поем Христос Воскрес», «Засияло солнышко», «Пасху радостно встречаем», хоровод: «Под солнцем вьются жаворонки», «Рождество», «Христос Спаситель», проводили продуктивную деятельность по ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир), конкурс рисунков: «Сотворение мира», выставка семейного рисунка, выставка поделок «Пасхальная радость», «Рождество Христово», постановку кукольного спектакля-cказки «Приключения на Масленицу».
Одним из средств духовно-нравственного развития является возможность посетить церковь. Ежегодно дети подготовительных групп посещают в праздник Светлой Пасхи мероприятия «Пасхальный утренник» где разрешается всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Ребята могут попробовать себя в роли звонарей и послушать прекрасную музыку звона колоколов.
Также дошкольники нашего учреждения имеют возможность посещать краеведческий музей им. П.Ф. Гущина где знакомятся с культурой и бытом наших предков.
В ходе проекта педагоги совместно с детьми заучивали народные потешки, прибаутки, заклички, шуточный фольклор, широко использовали в своей работе пословицы, загадки, поговорки. Также важную роль в работе сыграло ознакомление с русскими народными танцами и песнями. Русские народные музыкальные, хороводные и подвижные игры вызывают у дошкольников интерес и радость . А сколько позитивных эмоций вызывают у ребят народные костюмы! В группах детского сада созданы мини-костюмерные, где можно найти разнообразные костюмы для инсценировок и постановок народных сказок, атрибуты к православным праздникам. Дети очень любят сами перевоплощаться в разных героев, организовывать небольшие концерты для своих друзей, воспитателей и родителей.
В своей работе мы широко используем драматизацию различных эпизодов из русских народных сказок. С помощью музыкального руководителя мы подобрали аудиофонотеку песен русского фольклора, русских народных песен, произведений на православную тему.
Вся совместная деятельность с дошкольниками дает высокие результаты. Ребята в полной мере делают богаче свой опыт и расширяют кругозор. Большое значение имеют экскурсии в краеведческий музей, детскую городскую библиотеку, проведение тематических конкурсов поделок и рисунков, встреч с интересными людьми нашего города. Социальные партнеры продолжают знакомить ребят с историей своей родины.
Православные праздники являются самым удивительным и загадочным явлением русской народной культуры. В каждом празднике скрывается душа русского народа. Родителям, из-за нашей быстрой жизни, не всегда хватает информации о прошлом своего народа, его культуре, поэтому они с большим интересом посещают тематических мероприятий, проводимые в саду и становятся не только зрителями, но и участниками процесса, также переживают, изучают вместе со своим ребенком предложенный материал.
Приобретенные детьми знания находят отражение в тематических и православных мероприятиях, соответствующих содержанию программы: «Покров Пресвятой Богородицы», «День матери», «Рождество Христово», «Крещение», «Светлая Пасха», «День Победы», «Яблоневый Спас» ит. д.
Самым любимым, долгожданным и незабываемым праздником для детей является, конечно же, Рождество Христово. В это время вспоминаем традиции наших предков, ждем волшебства, готовим праздничные угощения и конечно же рождественские пряники. В Рождественские праздники в детском саду проводим колядки, на которых дети исполняют песни, заклички, гадают и загадывают желания.
Самый главный праздник — «Святая Пасха». При подготовке к празднику, ребята проявляли всю свою фантазию. Куличи, яйца и цыплята, пасхальные корзиночки и множество других символов этого древнего христианского праздника присутствовали в красочных аппликациях, пасхальных открытках, выполненных детьми. Дети пели песни о весне, читали стихи, отгадывали загадки, чтобы узнать, что нужно для приготовления пасхального кулича; играли в традиционные пасхальные игры.
Посиделки и Масленица не являются православными праздниками, но они также оказывают большое влияние на духовно- нравственное воспитании подрастающего поколения.
В основе этих праздников лежит русский фольклор. масленица самый яркий праздник. дети знакомятся с разнообразными костюмами, исполняют шуточные песни и водят хороводы , разучивают стихи, прибаутки, небылицы, испытывают радость от сжигания масленицы.
Самым удивительным и чудесным считается праздник Святой Троицы.
Во все времена люди славили и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно русская красавица – березка стала главной героиней нашего праздника. Через этот праздник мы в нашем детском саду знакомили детей с обычаями празднования Троицы, воспитывая тем самым любовь к русской народной культуре, ее традициям, уважение друг к другу, заботу о природе нашей матушки. В этот праздник совместно с детьми мы ходим в парк, где с удовольствием украшаем березку лентами и загадываем желание. Праздник, посвященный русской березке, получился теплым, светлым, радостным!
Большое значение в реализации проекта сыграла работа с родителями. Это очень важно, ведь воспитывать ребенка и прививать духовные навыки нужно начинать с семьи. Родители совместно с детьми на протяжении всего проекта активно участвовали в разнообразных конкурсах, выставках изделий народного рукоделия, помогали собирать предметы старины для мини-музея, игрушки, старинные открытки, изготавливали куклы-обереги, участвовали в выставках рисунков, поделок на православную тему, изготавливали атрибуты к играм и элементы русского народного костюма. Совместно с родителями мы провели «Рождественскую мастерскую» на которой изготавливали рождественские венки и игрушки, провели «Круглый стол» по вопросам воспитания православной культуры. Ведь, как известно, совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями.
Итогом нашей работы стало создание мини-музея группы «Старина». В музее собраны различные экспонаты: люльки, прялки, утюги, ухваты, самовары, макет русской печи, разнообразная утварь, костюмы, куклы-обереги и многое другое. на базе музея мы проводим различные мероприятия, которые могут удивить не только детей, но и взрослых, гостей группы, педагогов. Всеми экспонатами дети могут свободно пользоваться. Дети могут самостоятельно выбрать любое творческое направление: продуктивную деятельность, рассматривание тематических альбомов, театральную деятельность и т. д на базе музея, все это позволяет наполнить внутренний мир ребенка, прикоснуться к наследию.
По завершении проекта мы увидели, что у дошкольников появился
интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;
у детей развивается социальная компетенция в коллективе и в общении друг с другом. Объединились усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Своей деятельностью, программным материалом, наличием мини-музея «Старина», мероприятиями, теплыми дружескими взаимоотношениями с социальными партнерами и поддержкой родителей, мы стараемся развивать в детях духовно-нравственное воспитание, по крупицам собрать и восполнить, воспитать любовь к Отечеству, вере и правде.
Подготовила: Пирч Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295331-1379003266.jpg)
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-738758-1512193253.jpg)
Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.
Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой....
Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-632015-1648723958.jpg)
Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно - нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-772932-1458895452.jpg)
«Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»
laquo;Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-772932-1458895452.jpg)
Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».
Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-632015-1648723958.jpg)
Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской...