Развитие коммуникативных способнойстей воспитанников
материал (младшая группа) на тему

Шаманина Ирина Алексеевна

Развитие коммуникативных способностей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_vospitannikov.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей воспитанников»

Задачи занятий:

  1. Формирование положительных эмоций и чувств;
  2. Развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми;
  3. Формирование умения действовать в новых необычных условиях;
  4. Развитие умения адекватно оценивать свои действия, а также действия товарищей;
  5. Формирование навыков произвольного поведения.

Форма организации занятий:

  1. Занятия проводятся в группе, продолжительность одного занятия -25-30 минут.
  2. Общее количество занятий - 5 (по одному занятию ежедневно с каждой подгруппой в течении первой недели сентября).
  3. Оптимальное количество участников в группе - 6-8 человек.

Структура занятия:

1. Разминка. Цель: снять у детей напряжение, переключить внимание с предыдущей деятельности, настроить их на творческую активность.

2. Задания с предметами.

Цель:

  1. Учить детей действовать с предметами, взаимодействовать с товарищами: не толкаться, не мешать друг другу, уступать и пр.;
  2. Учить детей действовать в требуемых условиях (в этих заданиях проявляются личные качества участников);
  3. Развивать память, мышление, сообразительность, воображение, быстроту реакции.

3. Упражнения-импровизации.

Цель:

  1. Развивать творческие способности ребят, благодаря чему совершенствуются мимика, жесты, пластика;
  2. Учить детей слушать и смотреть выступления своих товарищей, объективно их оценивать, выступать перед ними и вместе с ними, что помогает развитию самооценки;
  3. Учить детей согласовывать действия с содержанием;
  4. Упражнения способствуют развитию мышления, воображения, выдержки, росту самооценки.

4. Подвижная игра.

Цель:

  1. Снять напряжение детей, переключить внимание, настроить на творческое занятие;
  2. Способствовать развитию чувства коллективизма, учить действовать в группе сверстников, воспитывать организованность и дисциплинированность;
  3. Развитие внимания, памяти;
  4. Воспитывать силу воли, вырабатывать согласованность действий всех участников.

5. Упражнение с воображаемыми предметами.

Цель:

  1. Создать условия для постоянной познавательной и творческой активности, в которых ребенок учится фантазировать, быстро принимать решения, действовать в заданных условиях, взаимодействовать с товарищами;
  2. Развивается координация движений;
  3. Тренируется внимание, память;
  4. Развитие самооценки (ребенок выступает, перед группой товарищей).

6. Упражнение на развитие специальных навыков.

Цель:

  1. Развивать специальные навыки: умение сосредоточиться на своих ощущениях;
  2. Работа над дыханием, речью, артикуляцией;
  3. Умение слушать и реагировать на услышанное.

Занятие 1 :

1. Разминка “Приветствие”.

Дети заходят в зал, останавливаются в шахматном порядке лицом друг к другу. Первый ребенок берет мяч и бросает стоящему напротив, приветствуя его (например, “Здравствуй, Ира!”). Второй ребенок здоровается с предыдущим (“Здравствуй, Коля!”), а затем он должен бросить мяч следующему участнику игры и поздороваться с ним, но уже по-своему (“Привет!”, “Добрый день!” и т.п.). Игра заканчивается, когда все дети поприветствуют своих товарищей. Ребята должны придумать свое приветствие, стараясь не повторять приветствия других.

2. Задание с предметами “Игра со стульями”.

Детям предлагается запомнить, где сейчас стоят их стулья. Затем они бесшумно, без лишних движений относят свои стулья к стенке. Дети ставят стулья и просто ходят по залу. По хлопку педагога-психолога они должны также бесшумно взять свои стулья и поставить их на прежнее место. Дети спокойно, без суеты выполняют задание, не спеша, не мешая своим товарищам, не толкая их.

3. Упражнение-импровизация.

  1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки, на которых изображены лица в разных эмоциональных состояниях: радости, грусти, злости, удивления.
  2. Ребята в течение нескольких минут рассматривают карточки, затем педагог спрашивает, какие эмоциональные состояния изображены на рисунках, как дети об этом узнали, по каким признакам.
  3. Беседа с детьми по вопросам:
  • Что по мимике человека можно определить?
  • Как определить, в каком эмоциональном состоянии тот находится?
  1. Задание детям: попробуйте сами изобразить грустного человека, веселого, злого и удивленного.
  2. Предлагаем внимательно послушать стихотворение В.Берестова “Больная кукла”:

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Прослушав стихотворение, ребята должны определить эмоциональное состояние куклы и постараться изобразить его с помощью мимики и жестов. При этом предлагаю использовать следующие движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу -кукла испытывает страдания.

Затем ребята поют любую веселую песенку, и кукла выздоравливает. Соответственно меняется ее эмоциональное состояние, мимика, жесты. Голова чуть приподнята, на лице появляется улыбка.

Когда все дети освоились с этим заданием, можно предложить кому-либо, по желанию, продемонстрировать все с самого начала. В этом задании следует использовать также стихотворения С. Махоткина “Про Мишу -грубияна”; М. Пляцковского “Жадина”, “Рева”, “Неряха”.

4. Подвижная игра “Слушай хлопки”.

Играющие под музыку идут по кругу. Когда ведущий (педагог-психолог) хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу “плачущей ивы” (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в стороны в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, дети принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, ноги и колени - в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка - поза “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны); на четыре хлопка дети возобновляют ходьбу.

5. Упражнение с воображаемыми предметами “Мы варили суп”.

Все ребята становятся в круг. Ведущий говорит слова, а участники игры выполняют движения, соответствующие содержанию.

Мы варили суп, суп,
Из перловых круп, круп!
Получилась каша -

 

Дети помешивают воображаемой ложкой в
воображаемой кастрюле.
Руками обхватывают голову, качают ею.

То-то горе наше!

Замесили тесто,

“Месят” тесто на воображаемом столе.

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах -

Сжимают кулачки, вытягивают руки

Не удержишь на вожжах!

вперед, как будто держат вожжи.

6. Упражнение на развитие специальных навыков “Превращение в поросят”.

Педагог-психолог вместе с детьми подходит к зеркалу и говорит: “Дети, давайте сегодня с вами превратимся в маленьких поросят. Мы сейчас закроем глазки, а когда откроем их, то увидим, что наши ротики превратились в маленькие “пятачки”.

Дети закрывают глаза, затем вытягивают губы вперед. Малыши по просьбе педагога-психолога вращают “пятачком” то вправо, то влево, вверх-вниз, делают круговые движения. Можно также поочередно собирать губы в “пятачок” и растягивать в улыбке.

В результате выполнения этих упражнений разогреваются мышцы, участвующие в движении губ. Важно следить, чтобы дети не гримасничали, не перенапрягали мышцы лица, так как при перегрузке может заболеть голова.

Занятие 2:

1. Разминка “Говори наоборот”.

Ребенку объясняются условия игры: “Я бросаю тебе мяч и говорю любое слово. Ты должен вернуть мне мяч, но слово произнести наоборот”. В игре используем следующие пары слов:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

война - мир

холод - жара

радость - грусть

худой - толстый

умный - глупый

 

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

белый - черный

грязь - чистота

день - ночь

добро - зло

твердый - мягкий

шершавый - гладкий.

2. Задание с предметами. “Как это можно использовать”.

На столе лежит несколько предметов. Педагог-психолог показывает малышам один предмет и предлагает им игру: найти наибольшее число вариантов использования этого предмета. Например, показывает карандаш ребенку, а он придумывает, как может его использовать (рисовать, писать, как палочку, указку, удочку и т.д.).

3. Упражнение-импровизация.

Психолог просит ребят изобразить жестами и мимикой какое-либо знакомое им действие (или предмет). (Если с первого раза у кого-то не получается, нужно показать, как это делать.) Сначала дети выполняют задание все вместе, затем каждый выполняет конкретное задание. Когда дети будут знать, что от них требуется, можно поиграть в “Угадайку”. Один ребенок изображает любое действие, остальные должны угадать, что он делает.

Затем задание можно усложнить: ребенку предлагается изобразить это же действие (или предмет), но только при разных обстоятельствах.Например, малыш должен одеться, как будто он опаздывает в детский сад, у него плохое настроение, ему дали чужую одежду и т.п.

4. Подвижная игра “Вороны и воробьи”.

Группа делится на две команды: одна команда - “вороны”, другая -“воробьи”. Команды становятся спиной друг к другу. Детям объясняются условия игры. Когда будет сказано слово “Воробьи!”, дети из этой команды должны убегать, а дети команды “вороны” - их догонять, и наоборот.

Игра начинается. Ведущий говорит: “Приготовился!”, а затем медленно, растягивая слова: “Во-ро-(пауза)-бьи!” или “Во-ро-(пауза)-ны!”.

5. Упражнение с воображаемыми предметами “Зеркало”.

Два исполнителя становятся лицом друг к другу. Один из них “настоящий”, а другой - “отражение”. “Настоящему” нужно совершать привычные действия: одеться, причесаться, почистить зубы и др. “Отражение” должно повторять эти же действия, только в зеркальном отражении.

6. Упражнение на развитие специальных навыков.

Разучивание с детьми чистоговорок:

“Пекарь Петр пек пирог”;

“Купи кипу пик”;

“Делали наспех - сделали насмех”;

“Водовоз вез воду из водопровода”;

“Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой” и т.д.

Вначале нужно научиться произносить чистоговорку не спеша, но очень четко, даже преувеличенно, следя за правильной артикуляцией, однако,, не забывая о смысле произносимого. Постепенно темп можно убыстрять, но не допускать при этом ухудшения дикции и пустого, бессмысленного “пробалтывания”.

Занятие 3:

1. Разминка “Бывает не бывает”.

Из группы детей выбирается ведущий (сначала это может быть взрослый). Он называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Играющий должен словить мяч в том случае, если такая ситуация бывает на самом деле. Если же такой ситуации быть не может - мяч ловить не нужно.

Например, Вы говорите: “Кошка варит кашу” - и бросаете ребенку мяч. Ребенок мяч не ловит. Затем он сам придумывает что-нибудь, бросает мяч Вам, и таким образом игра продолжается.

В игре можно использовать следующие ситуации:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Шапочка резиновая.

Туфли стеклянные.

 

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Дом пошел гулять.

На березе выросли ушки.

2. Задание с предметами “Если бы ...”.

Суть задания: к обыкновенному предмету нужно отнестись иначе, в рамках предлагаемых обстоятельств. Педагог-психолог заготовил несколько предметов. Он предлагает каждому ребенку новое задание с каким-нибудь предметом: например, “Возьми этот карандаш, как будто это червяк, волшебная палочка” и т.п. Предлагаемые предметы должны обладать внешними характеристиками, соотносимыми с теми, которые задаются в качестве предлагаемых обстоятельств.

3. Упражнение-импровизаци. “В мире животных”.

Упражнение начинается с беседы педагога-психолога и детей о том, как много рядом с нами живет разных животных, об их повадках, о том, как они передвигаются, и пр. Педагог-психолог говорит: “Ребята, сегодня мы посмотрим передачу “В мире животных”. Только животными, у которых мы сегодня побываем, будете вы сами. Каждый из вас подумает и выберет, кого он будет изображать”. Играющие рассаживаются, как для просмотра телепередачи. Ведущий ( педагог-психолог ) по очереди приглашает желающих, которые изображают различных животных, их поведение, повадки, характерные движения. Ведущий может комментировать выступления детей, либо дети сами могут угадывать, кого сейчас изображают их товарищи.

4. Подвижная игра “Запомни свое место”.

Дети становятся в разных углах комнаты, причем каждый должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок) все бегут со своих мест и ходят по кругу. По следующему сигналу ведущего (два хлопка) они должны вернуться на свои места. В течение игры местоположение детей несколько раз меняется. Победителем становится тот, кто ни разу не перепутал свое место.

5. Упражнение с воображаемыми предметами “Представьте себе...”.

Детям предлагается представить, как будто они держат в руках какой-то предмет, например мяч. В первый раз сделать это трудно, поэтому вначале педагог-психолог дает настоящие мячи, чтобы дети подержали их в руках, почувствовали вес, при этом запомнили свои ощущения. Затем мячи складываются, и дети действуют уже с воображаемыми предметами. Они передают мячи друг другу, подбрасывают их, играют в футбол и пр.

Варианты заданий. Представьте, что вы:

  • прыгаете на скакалке;
  • на стройке передаете кирпичи друг другу;
  • лепите что-то из пластилина;
  • переместились в зиму и т.д.

Главное в этом задании - заставить малышей поверить в существование “невидимых” предметов, почувствовать их, а потом уже действовать с ними.

6. Упражнение на развитие специальных навыков “Я - фотоаппарат”.

Сначала психолог спрашивает, видели ли дети когда-нибудь фотоаппарат, знают ли, что делают им. Затем ребятам предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Потом он закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Или: ребенок рассматривает предметы на столе, закрывает глаза, а в это время педагог-психолог перекладывает предметы местами или убирает какой-то предмет. Малыш открывает глаза и должен сказать, что изменилось.

Занятие 4:

1. Разминка (слова сопровождаются движениями).

По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек.
Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели вниз на травку.
Ах, как красиво!

2. Задание с предметами “Вот тебе ...”.

Взяв несколько предметов, педагог-психолог поочередно по одному дает каждому ребенку, быстро произнося при этом, например:

  1. дает платок и говорит быстро: “Вот тебе мышь”;
  2. дает коробку - “Здесь лягушка”;
  3. пакет - “Здесь бабочки”;
  4. взглянув на голову - “По тебе ползет большой паук” и др.

Дети должны отреагировать на высказывание педагога, как будто это на самом деле так.

3. Упражнение-импровизация “Магазин игрушек”.

“Ребята, мы с вами отправимся сегодня в магазин игрушек, только игрушками будете вы сами”. Дети встают в круг, и каждый придумывает, какой игрушкой он будет. Педагог-психолог играет роль продавца, а ребенок -роль покупателя. “Продавец” предлагает “покупателю” игрушки. Выбранную “покупателем” игрушку он заводит ключиком, и “игрушка” показывает, что умеет делать. “Продавец” расхваливает свой товар, и если “покупатель” приобретает “игрушку”, то они меняются ролями: “игрушка” становится “покупателем”, а “покупатель” - “игрушкой”.

4. Подвижная игра “Соседи” (развивает слуховое внимание, ориентировку в пространстве).

Все играющие садятся на стулья, поставленные по кругу.Педагог- психолог просит детей по очереди назвать соседа, сидящего от них с правой стороны, а затем - с левой. При этом дети говорят: “Я сижу с Катей ...”. Когда все дети назовут своего соседа, педагог-психолог просит их встать и свободно подвигаться по комнате. По сигналу психолога дети должны сесть либо с соседом, который был справа, либо с тем, кто находился слева. Главное, чтобы дети были внимательны и не путали правую и левую стороны. В трудных случаях детям оказывается помощь.

5. Упражнение с воображаемыми предметами “Наш оркестр”.

Задание выполняется под музыку, хорошо знакомую детям. Участники игры должны жестами и мимикой изобразить музыкантов, играющих на различных инструментах. Это задание можно выполнять в виде конкурса: кто интереснее покажет игру музыкантов или кто больше номеров угадает.

6. Упражнение на развитие специальных навыков “Семья криворотых”.

Слушая сказку, дети должны изобразить ее персонажей.

В дремучем лесу жила семья леших. Почти все они были криворотые. Самый старший дышал так, что весь воздух уходил вверх. Когда дышал средний, воздух уходил вниз. Два других дышали так, что воздух уходил у одного вправо, а у другого влево. И только самый маленький дышал так, что дыхание уходило вперед через губы, вытянутые трубочкой. Однажды в лапы леших попала свеча. Весь день они любовались ее пламенем, но когда пришло время ложиться спать, они по очереди стали пытаться задуть ее. Удалось это, конечно, самому маленькому.

Данное упражнение позволяет активизировать мускулатуру губ, которая у многих детей действует вяло.

Занятие 5:

1. Разминка. Игра “Это правда или нет?”.

Задание: внимательно выслушать стихотворение и попытаться заметить неточности, ошибки.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
“Га-га-га” - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ-
Это правда или нет.

(пер. с болг. А. Александровой).

2. Задание с предметами “ Тропинка”

Все дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Начали.

“ Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два...Три...Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли...Идем с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!... Перелезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке...Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!”

3. Упражнение-импровизация (2 упражнения).

1. “Цирк”.

“Сегодня мы отправимся в цирк на представление. Только артистами будете вы сами”. Дети несколько минут думают, кем они будут. Затем все рассаживаются по кругу. Педагог-психолог исполняет роль инспектора манежа. Игра начинается с объявления о начале представления и парада-алле, когда все участники представления маршируют по кругу. Ведущий открывает программу и объявляет первый номер. Ребята поочередно, по одному или группами выходят на “манеж” и изображают артистов цирка: они ходят по канату, балансируют, танцуют, как дрессированные лошадки, прыгают через обруч, как хищники, и т.п. Завершается программа общим парадом. В этом задании должны участвовать все дети.

2. Детям предлагается провести мини-конкурс: все желающие должны разыграть знакомое им стихотворение (“Больная кукла”, “Нагрубил”, “Жадина”, “Рева”, “Неряха”, “Заинька”). Ребята по очереди показывают свое задание, остальные внимательно смотрят, а затем обсуждают, кому что понравилось, у кого получилось, а у кого не очень.

Дети учатся объективно подходить к работе сверстников, высказывать свое мнение, учатся наблюдать и оценивать действия других.

4. Подвижная игра “Вспомни имена своих друзей” (развивает ассоциативную память).

Пекдагог-психолог объясняет детям правила игры, которые заключаются в том, что играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом шаге имена друзей - мальчиков или девочек. Игру можно усложнить, предложив называть имена или только мальчиков, или только девочек. Тот, кто смог без повторов назвать больше имен, выигрывает.

5. Упражнение с воображаемыми предметами “Маша и Медведь”.

Занятие начинается рассказом педагога-психолога.

Девочка Маша дружила с Медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес и случайно зацепилась узелком за куст. В это время узелок порвался, а пирожки рассыпались. Как же Маше донести пирожки до домика, где живет Медведь?

Перед детьми ставится задача: сыграть роль девочки, пробирающейся через лес, а затем придумать и показать, каким образом можно донести рассыпавшиеся пирожки своему другу Медведю.

6. Упражнение на развитие специальных навыков.

1. “Послушай, что за окном”.

Ведущий (педагог-психолог) предлагает лечь на ковер, затем закрыть глаза и в течение 2-3 минут послушать и запомнить, что происходит за дверью, за окном. Каждый ребенок должен рассказать, что он услышал. Особенно нужно отметить детей, которые услышали наибольшее количество звуков, а также тех, кто услышал самые необычные звуки.

Данное задание можно провести в виде аукциона, на котором приз достанется тому ребенку, который назовет наибольшее количество различных звуков.

2. “Кнопка-стоп”.

Детям предлагается представить, что у них в голове находится много разных кнопочек: кнопка-улыбка, кнопка-страх, кнопка-гнев, кнопка-стоп и т.п. Затем можно немного порассуждать: “А кто же нажимает эти кнопочки?”. После беседы о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, педагог-психолог предлагает в необходимый момент выбрать нужную кнопку. Данное задание учит детей концентрироваться на своих ощущениях, уметь сосредоточиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей воспитанников подготовительной к школе группы в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современных  научных источниках  упоминается, что коммуникативные компетенции у детей дошкольного возраста значительно ниже,  чем у подростков. В то же время именно становление вполне...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...

«Сказкотерапия в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. ...

Педагогический проект: Развитие коммуникативных навыков воспитанников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях «ЦДОД»

В  современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной  социально...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников как составляющей социально-коммуникативной компетенции

Субъект: подгруппа из 3 - 4 детей средней группы (дети 4-5 лет).Цель: развитие эмоциональной сферы, как составляющей социально-коммуникативной компетенции детей средней группы (детей 4-5 лет).Задачи:I...

Развитие творческих способнойстей

консультация для родителей по теме "Развитие творческих способностей у детей" (советы,игры)...