Статья "Развивающая предметно-пространственная среда"
консультация (старшая группа) на тему
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми (индивидуализация образования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staya_na_sayt_3.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Ромашково»
Воспитатель Жотина Н.Г.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Всем знакомо выражение «театр начинается с вешалки», а детский сад? Поэтому большое внимание уделила индивидуализации предметно – развивающей среды в приёмной: на двери оформила стенд «Здравствуйте, я пришёл!» На жёлтом фоне из обоев наклеила берёзку, а под ней муравейник, состоящий из кругов с фотографиями детей на ниточках. Утром дети открывают свои фотографии, уходя домой – закрывают. Каждый ребёнок чувствует себя членом данного коллектива детей и взрослых. Кабинки оформила фотографиями детей, на фоне ромашек (группа называется «Ромашково»), над которыми написала имена. На большой стене разместила выставку продуктов детской деятельности «Лепим, творим, малюем», на самом видном месте - «Звезду недели». Поздравляем с днем рождения каждого ребёнка. Пишем вместе с детьми пожелания, а затем читаем их имениннику. У детей повышается самооценка. С помощью родителей сделала стул именинника. Большое воспитательное значение имеет стенд «Наши добрые дела», в котором отмечаю достижения детей. Помог помириться поссорившимся детям – получи награду в виде наклейки. Научился застегивать «молнию» на куртке – опять поощрение. Каждый ребёнок имеет «Личную шкатулку» для «секретиков», «драгоценностей» и разных предметов. Бусы, заколки, резиночки - хранят девочки, мелкие машинки и дорожные знаки – мальчики.
ППРС строю с учётом гендерной специфики. «Островок для мальчиков», расположенный в нише, включает строительные наборы (крупный и мелкий), машины разные, макет «Машина» с накладными атрибутами (руль, педали), макет «Дорога», дорожные знаки, человечки-пешеходы, «Пароход» с накладными атрибутами (якорь, штурвал), набор инструментов, пластмассовый и металлический конструкторы, набор Лего-ферма, Лего–железная дорога, «Военная техника», наборы солдатиков.
С помощью шкафных перегородок организовала «Островок для девочек» - наборы посуды: столовой, чайной, кухонной, коляски, фотоаппарат, телефон, куклы разные, одежда для кукол, куклы бумажные и одежда для них, сундучок с разными тканями, нитками, разный материал для рукоделия (бусинки, бисер, набор пуговиц). По желанию детей «островки» и другие зоны, можно дополнить лёгкими ширмами-перегородками, сделать уголок уединения в любом удобном для ребёнка месте.
Жизненное пространство в группе разделено на зоны, центры активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, ручным трудом , манипулятивными играми, слушать запись любимой сказки, рассматривать книги, экспериментировать. Учитывая требования ФГОС, выделила следующие центры активности: центр литературы и грамоты, манипулятивный (математический), центр искусства, центр экспериментирования, строительный, театральный, центр сюжетно-ролевых игр и др. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Каждый развивающий центр обозначен символом. Символы (маркеры) каждого центра, или уголка, позволяют детям легко ориентироваться в группе. Например: символ (маркер) «палитра с красками, карандашами, кисточками» обозначают место для изобразительной деятельности. А символ «книга» - центр литературы и т.д. Приведу пример наполняемости центров активности на примере темы недели «Мамин день»
Тема недели «Мамин день» | |
Центры | Содержание центров |
Центр литературы и грамоты | Книги и иллюстрации к произведениям Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Е. Пермяк «Мамина работа». «Семейный фотоальбом». Журналы мод. Книги с крупным и простым текстом для читающих детей. Картограф: «Помоги бабушке связать свитер, шапку, шарф» - штриховка. |
Центр манипулятивных (математических) игр | Игры набором Пертра: «Составь бусы для мамы» - чередование предметов по цвету, форме, величине. «Коврик для бабушки» - закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу. «Косичка для сестры» - плетение из цветных шнурков. «Игра с прищепками» - совершенствование у детей мелких движений рук и пальцев. |
Центр экспериментирования | Баночки или стаканчики пластмассовые для опытов «Растворяется – не растворяется», вода, сахар, варенье, соль, песок, глина, крупа разная. Бумага и карандаши для зарисовки, алгоритм работы. |
Центр песка | Бумага для рисования эскизов торта. Формочки, ведёрки, лопатки. Мелкие предметы для украшения тортов (бусинки, мозаика, камешки, шишки, засушенные растения), алгоритм работы. |
Центр искусства | Раскраски по теме недели, солёное тесто для лепки, материал для рисования: цветные карандаши, краски, фломастеры, алгоритм работы. |
Центр ручного труда | Картон, бумага белая и цветная, бутылочки из-под йогурта, ножницы, алгоритм работы. |
Центр кулинария | Тёрки, миски, морковь, яблоки, сахар, алгоритм работы. |
Центр игры | Атрибуты для с/ р игр «Семья», «Парикмахерская», «Поликлиника», предметы - заместители. Лото «Профессии», н.п. игра «Собери букет» |
Театральный центр | Фланелеграф «Красная шапочка», настольный театр «Репка» |
Таким образом, закончить своё выступление хочу словами выдающегося философа и педагога Ж. Ж. Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...