Творческие игры
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
творческие игры | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и руководство творческими играми детей.
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
С.Д Рубенштейн (педагог и психолог) подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым, ей присущи; эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Наиболее общий мотив творческой (сюжетно-ролевой) игры- стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ - дети создают игру. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких – то иных целей.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.
Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:
- помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
- помочь сделать нужную для игры постройку;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
- например: младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки и внесение игровых материалов;
- старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
- непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:
- обогащать содержание игры;
- развивать конструктивные способности детей;
- учить их строить из разного материала.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
- постройка по замыслу;
- по условиям;
- по предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу. Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский отмечал,что, хотя ребёнок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства , которые он при этом испытывает, самые настоящие. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными.
Основными особенностями творческих игр являются: 1.Соблюдение правил: правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорит, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом является сюжетно-ролевая игра , где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. 2. Социальный мотив игр- возможность ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. 3.Эмоциональное развитие: творческая игра богата эмоциями, которые в жизни ребёнку ещё не доступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в его речи присутствуют слова: «как будто», «понарошку», «по-правде». 4.Развитие интеллекта: развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. Продолжительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. 5.Развитие воображения и творчества; плановость, согласованность действий в играх сочетается с импровизацией. 6. Развитие речи; Л.С Выготский( выдающийся педагог и психолог) доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своём речевом развитии дети оказываются отсталыми и развитии воображения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Ребёнок словом обозначает свои действия. Виды сюжетно-ролевых игр: 1. Игры на бытовые сюжеты. 2.Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей. 3.Игры на героико-патриотические темы (герои войны ,космические полёты ) 4.Игры на темы литературных произведений, кино, и т.д. 5. «Режиссёрские игры», в которых дети заставляют говорить, выполнять действия кукол. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.
«Игра-путь к познанию мира, в котором живут дети и который они признаны изменить», писал А.М.Горький.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...
Информация для родителей: "Театрализованная игра, как вид творческой игры"
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка....
Театрализованная игра как вид творческой игры.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры – явление неоднородное. Существуют различные игр...
Раздел «Творческие игры». Тема. «Обучение детей театрализованным играм»
Методическая разработка раздела комплексной образовательной программы "Детство" В.И.Логиновой, Т.И Бабаевой, Н. А. Ноткиной....
Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»
Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...
Творческие игры: режиссерская игра.
Старший дошкольный возраст - период расцвета игры - фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде пре...
Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"
Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...