Методическая разработка по использованию коллекционирования как активной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
О значении коллекционирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie_obobshchenie_opyta.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
«Использование коллекционирования как активной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Воспитатель I квалификационной категории
Орлова Татьяна Юрьевна
г. Котовск
2015 г.
Психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». На мой взгляд, все это может происходить в процессе коллекционирования.
Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Не стоит расценивать коллекционирование только лишь как забаву. Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно и систематически. И задача взрослых не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Польза от таких занятий неоспорима.
Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Началом нашего коллекционирования в группе стала подготовка к проекту на тему: «Развитие творческого потенциала детей средствами коллекционирования», творческое название: «Тайна маленькой пуговицы»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». Отсюда, я определила цель проекта:развитие творческого потенциала (креативности) у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Для выяснения позиции родителей я провела сначала анкетирование: «Как вы относитесь к коллекционированию». Результаты показали, что в 74% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, машинки, кукол, фото актеров, открытки, фантики…), 11%от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки, магнитики на холодильник. рецепты и т. д.). В 54% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 46%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…”, или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Поэтому, подведя итоги анкетирования, я дала родителям консультацию на тему: «Детское коллекционирование», где рассказала им о том, какую роль играет коллекционирование в жизни ребенка, что создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. А самое главное- это проведенное вместе «качественное» время детей со своими родителями.
1этап – подготовительный включил в себя адаптацию приема коллекционирования: накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; включение коллекции пуговиц в организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей с накоплением информации о предмете коллекционирования (история появления предмета, его практическое применение с использованием справочной литературы, материалов сети Интернет.
2 этап включил в себя непосредственно практическую деятельность, такую как: Оформление альбома с информацией об истории пуговицы, её практическое применение; использование коллекции в образовательной деятельности: игровой, художественное творчество, речевой, экспериментально- поисковой.
3 этап- презентация проекта: представление мини- музея пуговиц; выставка совместных работ.
В ходе реализации проекта я получила следующие результаты: в группе были созданы условия для развития детского коллекционирования;
-дети стали более любознательны, в ходе образовательной деятельности чаще проявляли познавательную активность;
-старались находить решения в нестандартных ситуациях;
-дети стали более наблюдательными, научились сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
-родители обогатили свой педагогический опыт по проблеме;
-в группе создана более комфортная психологическая обстановка.
Мой пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. Наметила также перспективы развития: создание новых коллекций; организация образовательного процесса в соответствии с коллекционированием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов в развитии детей дошкольного возраста
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.
Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....
Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это ...
Методическая разработка «Театрализованная игра как одна из технологий всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Театрализованная игра как одна из технологий всестороннего развития детей дошкольного возраста»...