консультация по театральной деятельности
материал (старшая группа) на тему
консультация по театральной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_teatralnoy_deyatelnosti111111.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрально-игровая
деятельность
в детском саду.
Консультация для воспитателей.
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
ГБОУ «Школа№879»
Сидорова Лариса Сергеевна.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. В соответствии с ФГОС, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является театрализованная игра.
Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребёнка примерно в трёхлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 5-6 лет. Ребёнок в своём взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и , наконец, драматизация сюжетов.
В педагогике понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни учёные отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрально-игровая деятельность дошкольников принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы ( игрушки, куклы ) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры-драматизации. Игра-драматизация в науке определяется как «предэстетическая» деятельность, является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей. Результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации ещё не являются искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Говоря о театрализованных играх, мы понимаем, что в самом этом названии заключён смысл театра как искусства игры.
Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Мотив такой игры лежит в самом её процессе, а не в результате. В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему, либо в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребёнка работает воображение; драматизируя, он перевоплощается в роль, и всё необходимое предстаёт в его фантазии.
Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой.
В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Педагог во время занятий включает театрализованную игру как игровой приём и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приёмы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жёсткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь всё живое, и т.д.
Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она даёт.
Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы («Цветок расцветает», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движений рук воспитатель использует образные сравнения: «Делайте взмахи руками, как бабочка крылышками; ещё мягче, легче».
В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определённому движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» представить танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.
В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребёнку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребёнок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться» и другие), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь» и другие).
Педагогическое руководство детской творческой игрой, каковой является театрализованная игра, имеет свои особенности в раннем, младшем , среднем и старшем возрасте.
Для развития театрально-игровой деятельности детей первой младшей группы необходимо расширять детские впечатления помимо театрализованных игр-занятий. Нужно рассказывать о природе, о животных, устраивать экскурсии по детскому саду и по территории прилегающих участков для прогулки, для того, чтобы питать жизненные впечатления детей. Эти знания пригодятся в игре, расширят детский кругозор. Особое место в этом возрасте отводится этюдам. Например: Воспитатель вносит игрушку – Курочку, предлагает детям стать цыплятами. Воспитатель действует за игрушку Курочку.
- Вы мои детки, послушные цыплятки. Вы любите маму?
Дети-цыплята пищат: пи-пи-пи.
- Я принесла вам покушать. Открывайте клювики.
Воспитатель кормит цыплят воображаемым кормом, а цыплята жуют, глотают и снова открывают клювики.
- А теперь скажите спасибо маме-курочке.
Цыплята пищат: пи-пи-пи.
Особенность театрально- игровой деятельности детей второй младшей группы состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребёнок использует предметы заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей этого возраста характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Театрализованные игры, упражнения и этюды способствуют речевому развитию малышей. Например:
Воспитатель: Вот как кошки веселились,
(Кошки бегут врассыпную, распустив когти.)
Про опасность позабыли,
Веселились у реки,
Раскидали башмаки.
Кошки: Мяу, мяу, мур-мур-мур,
( Останавливаются, царапают в воздухе, кружатся.)
Рассмешили кур, кур.
Воспитатель: Кошки прыгали, резвились,
( кошки прыгают.)
тут же в речке очутились,
(прыжком садятся на корточки.)
закричали мурки:
Кошки: Ой, промокла шкурка!
(жалобно говорят, выставляя коготки.)
мяу, мяу, мур-мур-мур,
насмешили кур, кур.
Воспитатель: Подсушилася одёжка,
(бегут врассыпную.)
Снова веселятся кошки.
Веселятся у реки,
Раскидали башмаки.
Кошки: Мяу, мяу, мур-мур-мур,
(Останавливаются, царапают в воздухе, кружатся.)
насмешили кур, кур.
В среднем дошкольном возрасте театрально-игровая деятельность занимает ведущее место в жизни детей. Ребёнок при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы, насыщать свободную деятельность художественными впечатлениями. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления детей. Например: игра-этюд:
Воспитатель выступает в роли хозяйки. Она обращается к детям, как к утятам. Хозяйка приглашает утят на лужок.
Воспитатель: Сушим лапки-перепонки,
(утята садятся на коврик, ноги согнуты в коленях, делают руками упор сзади.)
Перепонки слишком тонки.
(Вытягивают лапки вперёд)
Машем ими:
Дети: Раз, два, три!
(Поочерёдно поднимают ноги)
Воспитатель: Всё просохло, посмотри!
Высыхают крылышки,
( машут руками)
подсыхают пёрышки,
хвостик распушился,
(приподнимаются)
веером раскрылся.
(расставляют пальцы ладоней и подставляют вместо хвостика.)
Хозяйка просит детей пойти домой.
У детей старшего дошкольного возраста театрально-игровая деятельность принимает другой характер. Усложняется ролевое поведение ребёнка в игре-драматизации. Оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребёнком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. Для этого педагог использует различные виды этюдов. А именно: этюды на внимание; этюды на выразительность жеста; этюды на выражение различных эмоций;
Например: этюд на выражение эмоций:
Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился \удивление\ , а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы нигде нет \испуг\. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья) , выходит… и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет \отчаяние\. Родители тоже ищут сына. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи \радость\. Родители берут сына за руки и весело идут с ним по городу.
При систематических занятиях у детей подготовительной к школе группе появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретённые ранее навыки и умения. Большое место в театрально-игровой деятельности занимает музыка. Музыкальные образы несут в себе определённый ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребёнка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Музыкальность – это качество, которое необходимо ребёнку, так как оно даёт возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать её ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Всё это необходимо детям для освоения художественного образа. В подготовительной к школе группе усложняется работа над этюдами. Становится важным найти и подчеркнуть характерные особенности каждого образа, с помощью воспитателя научиться выражать все действия, чувства и мысли того или иного образа. Расширяется диапазон этюдной работы и качество работы над этюдами. Помимо этюдов на внимание, на выразительность жеста и на выражение различных эмоций, добавляются этюды на веру, наивность, фантазию, на воспроизведение отдельных черт характера, на атмосферу.
Например: этюд на выразительность жеста и фантазию:
«Насос и мяч».
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены; корпус наклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать «мяч», сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается всё больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляет туловище, после третьего – поднимает голову, после четвёртого – надувает щёки и даже руки отводит от боков. «Мяч» надут. Товарищ выдёргивает шланг насоса…
Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями. (Этюд сопровождается музыкой).
Занимаясь театрально-игровой деятельностью и театральным искусством, мы должны ставить перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Ведь каждый ребёнок талантлив изначально, и театральное искусство даёт возможность выявить и развить в нём то, что заложено природой. И чем раньше начать работу с детьми по развитию творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно достигнуть в игровом, песенном, танцевальном творчестве.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития , выразительности речи, жеста и мимики становится возможным при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Используемая литература:
- Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»
- Журнал «Дошкольное воспитание» №9 1994 год.
- М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...
Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».
Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...
Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"
Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...