Организации игровой деятельности дошкольников с использованием элементов ТРИЗ
методическая разработка по теме
Организация игровой деятельности дошкольников используя элементы ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию игровой деятельности дошкольника.
Комплексный подход к формированию игрового опыта:
- Обогащение жизненного опыта детей.
Наблюдение, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание картин, видео, чтение книг, эксперименты с предметами, беседы, посильное участие детей в трудовых действиях взрослых и т.д.
Цель – дать детям яркие впечатления об окружающем мире.
- Обогащение игрового опыта детей.
Показы – инсценировки, игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заместителей, игра с воображаемыми предметами и т.д.
Цель – развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
- Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.
Диалог воспитателей с детьми по ходу игры, обращение к детям в предполагаемой роли, напоминание о литературном герое, показ образца игры другого ребенка.
«Где живет?» (гвоздь, огонь, вежливое слово)
- Игры на определение подсистемных связей
«Что можно сказать о предмете, если у него есть (присоски, много книг, нет света), если есть журчание, мотор, белый халат?»
- Игры на сравнение систем
«Раз, два, три – ко мне беги кто … (умеет петь, кто живет в поле, кто раньше был маленьким», «На что похоже? (дождь, кисть, звук «Р», мелодия вальса, улыбка, коробка цветных карандашей), «теремок» (в теремок попадают те, кто может назвать общие качества какого-то предмета и своего предмета)
- Игры на классификацию объекта
«все в мире перепуталось»
- Игры в сказках
«Что может придумать герой такой-то, чтобы изменить ситуацию?...»
Использование игр с элементами ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Педагог, применяя в своей работе игры с элементами ТРИЗ, учит детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешить эти противоречия.
Применяя ТРИЗ необходимо выслушивать каждого ребенка, давать оценку каждому ответу!
Игры с элементами ТРИЗ лучше планировать на вторую половину дня, прогулку, в свободное время.
Принципы построения ТРИЗ:
- Минимально информации, максимально рассуждений!
- Организация обсуждения проблемной ситуации
- Системный подход
- Включение всех мыслительных операций
Что дает?
- Возможность проявить себя
- Возможность творить
- Развивать потребность познавательной деятельности
- Формулировать свою точку зрения и умение ее доказать
Игры:
- Игры на формирование умения выявлять функции объекта
Игра «что умеет делать?», игра-дразнилка (суфиксы), игра «мои друзья»
- Игра на определение линии развития объекта
«Чем был, чем стал?», «Раньше-позже», «Паровозики»
- Игры на выявление подсистемных связей
Методы игр с элементами ТРИЗ
- Мозговой штурм
- Как не ссориться с мамой?
- Как спастись герою сказки?
- Как сделать разноцветную льдинку?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- ……
Необходимо высказывать не менее 10 варианту!!!!
- Метод каталога
Когда дети сами придумывают сказку по картинкам или вытащенным словам, предметам. А у воспитателя заготовлены вопросы, чтобы связать все в единую историю.
- О ком сочиняем сказку?
- Он добрый или злой?
- Что он сделал?
- С кем он дружил?
- Кто им мешал?
- Чем все закончилось?
- Метод фокальных объектов
Один объект в фокусе, 3 объекта случайных. Необходимо свойства случайных объектов применить к фокусному объекту, объяснить, что получилось.
Например: Случайные – фея (добрая, красивая, воздушная), шар (расписной, летучий, мыльный), костер (большой, жаркий, яркий).
Фокусный – Матрешка = воздушная, мыльная, жаркая! Почему?
Или придумать животное Левобезьян.
- Метод системного анализа
Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Например: Лягушка
Подсистема – лапка, глаза, кровеносная система
Надсистема – водоем
Что было бы, если бы все лягушки исчезли? Для чего они нужны?
Или найти лишние слова из ряда, объяснить почему.
Или подобрать к «системе» несколько слов, например – «Лес» - охотник, лиса, деревья, грибы, птицы.
- Метод морфологического анализа
- комбинирование разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.
Например, изобретаем стул.
Форма – круглый, квадратный
Материал – деревянный, стеклянный
……
Стул = круглый, стеклянный. Подойдет для феи.
Например придумать новый образ Ивана Царевича
- место жительства
- возраст
- средства передвижения
- одежда
- новый фасон платья, часы, зАмок, машину….
- Метод «Золотой рыбки»
Заключается в разложении сказки на возможные и невозможные части. Далее невозможную часть опять – на возможную и невозможную. И так до тех пор, пока
- Метод ММЧ (метод маленьких человечков)
Способ объяснения сложных физических понятий путем олицетворения частиц.
Например, в твердых объектах маленькие человечки крепко держаться за руки.
В жидкостях – стоят рядышком
В газообразных – разбегаются
Вода с кипятильником. Кипятильник – это маленькие человечки, которые весело скачут, «заводят» статичных водяных маленьких человечков – кипятят.
Можно использовать в групповой работе «Отгадай что?» (твердый, жидкий, стакан с водой, роса на ветке, лужа с водой)
- Метод проб и ошибок
- «Научный тык», переборы вариантов с целью поиска решений.
Этот метод подходит не для всех случаев и требует много времени.
Например, предложите 20 способов передачи сообщения на расстоянии полкилометра.
- Мышление по аналогии
Несколько видов:
- По свойствам (теплое, мягкое, сладкое)
- По функциям (печка- грелка, нора-улей)
- По образам (карлсон –вертолет)
- Типовые приемы фантазирования
- Изменение ситуации в знакомый сказках
- Сказка про носовой платок
- Сказка про самого себя
Если увеличить зонтик, ничего не меняя больше, как тогда его можно использовать?
Уменьшать-увеличивать
Деление-объединение
Признаки времени
Оживление- окаменение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении.
Игровая форма с использованием технологии «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать освоение образовательной программы более ...
Статья: "Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении"
Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"
План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...
Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников
Использование развивающей предметно - пространственной среды в организации игровой деятельности дошкольников...
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...
«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»
Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...