памятка для педагогов по развитию артикуляционной моторики посредством биоэнергопластики
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Материал предназначен для педагогов и учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_skazok_po_leks_temam.docx110.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

ЗА ГРИБАМИ

Вот и осень пришла, 

Нам подарки принесла. 

Мы в лес пойдем, 

Там грибочки найдем. 

Возьмем корзинки побольше. 

Вот такие… 

Упражнение «Корзинка»: высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму ковша, чашечки. 

По дорожке в лес идем, 

Вместе песенки поем. 

А дорожка непростая, 

А дорожка звуковая. 

Соединить собранные в щепоть пальцы рук перед грудью, а затем разводить руки в стороны, одновременно пропевая любой из гласных звуков: [А], [О], [И], [У], [Э].

Шли, шли, до ручейка дошли. 

Бежит в нем водичка, песенку поет. 

Упражнение «Улыбка»: длительно произносить звук [C]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. 

А вот и мостик. 

Упражнение «Мостик»: кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он средней частью «выкатился» изо рта наружу. 

Перешли ручеек по мостику и попали в лес. 

А в лесу, под кустом, на каждой кочке 

Манят нас к себе грибочки. 

Вот береза, а под нею гриб подберезовик. 

Он стоит среди дорожки. 

Голова на тонкой ножке. 

Упражнение «Грибок»: широкий кончик языка «приклеить» (присосать) к небу, рот приоткрыть так, чтобы была видна натянутая сверху вниз подъязычная связка (уздечка языка). При этом сам язык изображает шляпку, а уздечка – тонкую ножку гриба. 

А вот осина, а под нею гриб подосиновик. 

Показать упражнение «Грибок».

А на пенек забрались опята, 

Грибные ребята. 

Показать упражнение «Грибок».А вот и сестрички – 

Рыжие лисички. 

Показать упражнение «Грибок». 

А на кочке – 

Белые грибочки. 

Показать упражнение «Грибок». 

По лесочку мы гуляли 

И друг друга потеряли. 

Покричу в лесу: 

«Ау-у-у!» 

И друзей своих найду. 

Сначала громко и длительно произнести: «Ау-у-у!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Ау-у-у!» 

Лесные ягоды 

На полянку мы пришли 

Много ягодок нашли: 

Это – ягода черника, 

Рядом – ягода брусника. 

На кустах растет малина, 

Соберем ее в корзину. 

Ягоды бывают сладкие. 

А бывают и кислые… 

Попробуем сладкую ягодку малинку – улыбнемся! 

Показать артикуляционное упражнение «Улыбка». 

А теперь – кислую ягоду клюкву – поморщимся! 

Нахмурить брови, наморщить нос, чуть приподнять верхнюю губу. 

Попросите ребенка показать, с каким выражением лица едят сладкие, а затем и кислые ягоды. Произносите словосочетания: «Сладкая малина, кислая брусника, сладкая земляника, сладкая черника, кислая клюква».

ЗИМА.                      ЗИМОЙ ВО ДВОРЕ

Вышли дети зимой во двор гулять. Смотрят – посередине двора горка. Вот она горка. 

Упражнение «Горка»: открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он своей приподнятой средней частью «выкатился» изо рта наружу. 

Ребенок показывает артикуляционное упражнение, а взрослый говорит: «Прокачусь-ка я с горки…» – и одновременно подносит ладонь ко рту малыша, но не дотрагивается до него, а совершает движение ладонью сверху вниз, как будто съезжает с горки-языка. 

Накатались ребята с горки, стали строить снежную крепость. Катим, катим снежный ком, 

Руками изображать процесс изготовления снежного кома. 

Будем строить 

Ставить один кулачок на другой: правый на левый, затем левый на правый, вновь правый на левый, и наконец левый на правый. 

Снежный дом 

Сложить ладони над головой под углом одна к другой, изображая крышу. 

Интересно, у кого снежный ком самый большой? У меня вот такой… 

Крепко сжать губы и надуть щеки воздухом. 

Будем весело играть, 

Снежки лепить, снежки бросать. 

Совершать ладонями движения, как при лепке снежков, а затем бросать 

«снежки». 

Мы смеялись, мы играли, 

Ну а ручки замерзали – 

Протянуть ладони вперед. 

Надо ручки пожалеть, 

Надо ручки нам погреть. 

Быстро потереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и выдохнуть со звуком [X]. 

Но погода ухудшается, 

Тучи темные надвигаются. 

Подул холодный зимний ветер. 

Поднести ладонь к губам и выполнить упражнение «Улыбка», ладонь ощутит холодную струю воздуха. 

Посмотрите, снегопад, 

Хлопья снежные летят. 

Ветер дует, снег валит, 

Нам домой идти велит.

ЗИМА.                      

ПОДАРКИ ДЕДА МОРОЗА

Дед Мороз к нам приходил, приходил 

И подарки приносил, приносил: 

Шарики воздушные, 

Ветерку послушные. 

Надуть щеки и подержать их так несколько секунд. 

Дудочки-погудочки. 

Я на дудочке играю, 

Я на кнопки нажимаю. 

Вытянуть губы в трубочку и произносить звукоподражание: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду», при этом держать перед ртом кисти обеих рук и «нажимать» кнопочки на воображаемой дудочке. 

Веселые гармошки – 

Соединять и разъединять кулаки рук, изображая игру на гармошке, при этом произносить звукоподражания: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля». 

Хлопайте, ладошки! 

Хлопать в ладоши и при этом произносить звукоподражания: «Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп». 

Тут же резвые лошадки 

Скачут рядом по порядку; 

Цокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести губами: «Тпру», остановив воображаемых лошадок. 

И еще хлопушки – 

Затыкайте ушки. 

Надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу. 

Кто на праздник приходил, 

Тот подарки получил. 

ВЕСНА.

ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Вот и весна пришла – тепло с собой принесла. 

Мы сейчас пойдем гулять, 

Свежим воздухом дышать. 

Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!» 

Придать лицу выражение радости и удивления. 

Это запах первых листочков, 

Солнечных денечков, 

Теплого весеннего ветерка и душистой черемухи… 

Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как пахнет!» 

Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой… 

Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук [С]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха. 

А теперь ветерок стал теплым и ласковым. 

Всех вокруг обогреет, порадует, 

Цветам расправит лепестки, 

Пригладит травку на лугу, 

Поможет птичкам на лету. 

Вот он какой… 

Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха. 

Смотрите, в траве появились белые пушистые одуванчики. Вот такие… 

Надуть щеки и подержать их так в течение нескольких секунд. 

Вокруг птички порхают, 

Звонко песни распевают. 

Произнесите звукоподражания – близкие по звучанию слоги, и попросите детей сначала их послушать, а затем повторить по памяти. Варианты слогов: «Ти-ти-ди, Ди-ди-ти, Ти-ди-ти, Ти-ди-ди». 

Птички песни поют, 

Птички гнезда вьют. Вот такие… 

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму ковша. 

Хорошо гулять весной! 

Не хочу идти домой! 

ВЕСНА.

ЦВЕТЫ И НАСЕКОМЫЕ

Мы пойдем на луг гулять, 

Цветы будем собирать. 

Какие они красивые, 

А как приятно пахнут! 

Придать лицу выражение радости, улыбнуться, поднести к носу душистый цветок – настоящий или надушенный искусственный – и сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом; одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как приятно пахнет!» 

Кто там крылышками машет, 

Над цветочком ярким пляшет? 

Это же бабочка. Давайте прислушаемся. 

Слышите, как тихо шелестят в полете ее нарядные крылышки? 

Прижать ладони друг к другу – бабочка сложила крылышки (рис. 1); развести ладони в стороны (руки остаются соединенными только в области запястья (рис. 2) – бабочка машет крылышками; одновременно длительно произносить звук [Ш] 

А это кто такие? 

От цветка к цветку летают, 

Мед душистый собирают. 

Это пчелки летят, 

Они меду хотят! 

Послушай, как они жужжат: «Ж-ж-ж…» 

Вращать указательными пальцами, изображая жала пчел (рис. 3). 

Посмотрим, кто в густой траве стрекочет – 

Ускакать от нас он хочет! 

Это же кузнечик! 

Собрать пальцы в щепоть и положить их на стол или себе на колени большим пальцем вниз, произнести звук [Ц]; быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь (рис. 4); вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол (рис. 5); совершить несколько таких «прыжков» и при этом кратко произносить звук [Ц]. 

ЛЕТО.

ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА

Наступило лето – 

Время тепла и света. 

Цветочки расцветают, 

Бабочки летают: 

Ах, как красиво на лугу! 

Произнести с выражением и на одном дыхании. 

Ой, а это кто в траве под ногами? 

Произнести с выражением и на одном дыхании. 

Это же маленькая ящерка греется на солнышке. 

Смотрите, как она высовывает изо рта длинный, тонкий язычок. 

Высунуть изо рта длинный узкий язык, а затем вновь его спрятать; повторить движение несколько раз подряд в спокойном темпе. 

А теперь посмотрим вверх. 

Птички по небу летают 

И друг друга догоняют. 

К гнездышкам своим спешат – 

Накормить птенцов хотят. 

Вот и гнездышко. Смотри, 

Да за мною повтори. 

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму ковша. 

Кто же в гнездышке сидит 

Да из гнездышка глядит? 

Птенчики пищат – 

Кушать хотят. 

Клювики открывают. Вот так… 

Широко открыть рот и подержать его так несколько секунд. 

Шире ротик открывайте, 

Корм скорее получайте 

На тебе жучка, червячка, мошку… 

Кушай понемножку. 

Взрослый подносит сложенные щепотью пальцы ко рту ребенка и изображает, что кладет ему в рот корм. 

А из леса доносится: 

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку». 

Кто сидит там на суку?.. 

Произносите звукоподражания в разном ритме и просите ребенка сначала их послушать, а затем повторить по памяти. Варианты ритмов: ку – ку-ку, ку-ку – ку, ку – ку – ку, ку-ку – ку-ку. 

Смотрите, а вот река, 

Крутые берега. 

Бежит водичка по камешкам, 

Поет свою песенку. 

Поднести руки к груди, а затем волнообразными движениями развести их в разные стороны, одновременно длительно произнося: «С-с-с…». 

В речке рыбки играют. 

Рыбки ротик открывают, 

Пузыри в воде пускают. Вот так… 

Открыть рот как можно шире, а затем быстро закрыть его; должен быть слышен хлопок воздуха, повторить упражнение несколько раз подряд. 

Летом много мы гуляем – 

Много нового узнаем. 

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

КОШКА

Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так… 

Высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения, при этом ладони рук можно сложить в виде чаши и, поднеся ее к лицу, изобразить, что это миска с молоком. 

Кошка молоко лакала, 

После ротик облизала. 

Круговым движением языка облизать губы. 

Умылась кошка и пошла на охоту. 

Возле норки лежит, 

Мышку в норке сторожит. 

Вылезет мышка из норки, а кошка ее – хвать! И поймает. Вот так… 

Губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем «поймать мышку» – прикусить язык зубами (язык изображает мышку, а зубы – кошку). 

Кошку Мурку мы похвалим, 

Бантик розовый подарим. Вот такой… 

Открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и «выкатить» изо рта наружу, затем прикусить язык, находящийся в таком положении, верхними зубами; зажатая между зубами часть языка будет напоминать бантик. 

СОБАКА

Собака тоже умеет лакать языком. 

Так она ест суп и кашу, пьет воду и молоко. 

Из миски полакала, ротик облизала. 

Круговым движением языка облизать губы. 

А теперь в будке лежит, 

Дом хозяйский сторожит, 

Рычит и лает, в дом чужого не пускает. 

Оскалить зубы, сжать кулаки, поднять согнутые в локтях руки вверх, громко и длительно произнести звук [Ы]. 

Хорошо собака службу несет. 

Мы ее за это угостим косточкой: «Грызи, собачка». 

Оскалить зубы, а затем щелкнуть ими несколько раз подряд, при этом можно держать перед ртом два прижатых друг к другу кулака, изображающих косточку. 

ЛОШАДЬ

Лошадь большая и сильная, она может возить людей и тяжелые грузы. 

Мы тоже сядем на лошадку и поскачем. Вот так: «Но, но!» 

Цокать языком сначала в медленном темпе, потом в более быстром, и наконец опять в медленном. При этом спину выпрямить, а руками «держать» воображаемые поводья. 

Приехали. Остановим нашу лошадку. 

Произнести: «Тпру», за счет вибрации губ. 

Надо нам лошадку напоить и накормить: 

«На, лошадка, ешь сено». 

Жует лошадка сено. 

Пожевать кончик языка, одновременно произнося слоги: «Та-та-та…» 

А теперь напоим лошадку водой. 

Вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух. 

А теперь послушай и отгадай, что я сейчас буду делать: кормить лошадку («На!») или погонять ее («Но!»). 

Если взрослый говорит: «Но!», то малыш цокает языком и изображает, что держит в руках вожжи. Если взрослый говорит: «На!», то ребенок протягивает руки вперед, как будто кормит лошадку, а затем демонстрирует прием самомассажа языка – жует высунутый изо рта кончик языка. 

КОРОВА

Вот коровка пришла – 

Молочка принесла. 

Подоим коровку. 

Несколько раз произнести звук [С], одновременно совершая движения руками вверх-вниз, как при дойке коровы. Кулаки то сжимаются, то разжимаются. 

Спасибо тебе, коровушка, за молоко, 

А мы угостим тебя вкусным хлебушком. Ешь на здоровье. 

Жует коровка хлеб. Вот так… 

Зубами пожевать кончик языка, одновременно произнося слоги: «Та-та-та». 

А вместе с коровкой пришел ее ребенок – 

Маленький теленок. 

Глупый маленький бычок, 

Он жует свой язычок. 

«Похлопать» кончик языка губами, одновременно произнося слоги: «Пя-пя-пя». 

Ты не жуй свой язычок, 

Глупый маленький бычок. 

Попей лучше молока парного. 

Попил теленок молока, почмокал губами, 

Почмокать губами. 

А потом замычал: «Му-у-у». 

На птичьем дворе

Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц: кур, уток, гусей и большого индюка. По утрам Таню будил голосистый петух. Взлетит он на забор, вытянет шею и поет: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Запрокинуть голову, вытянуть шею и произнести звукоподражание. 

А вслед за ним и другие птицы на дворе начинают подавать свои голоса: 

Кричат уточки с утра: 

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» 

Улыбнуться и произнести звукоподражание. 

Следом курочки в окно: 

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко». 

Вытянуть губы трубочкой, изображая острые клювики, и произнести звукоподражание. 

Наши гуси у пруда: 

«Га-га-га, га-га-га». 

Произнести звукоподражание, широко раскрывая рот при звуке [А]. 

А индюк всех распугал: 

«Бал-бал-бал, бал-бал-бал». 

Произнести звукоподражание, покачивая головой из стороны в сторону и нахмурив брови, при этом рот приоткрыть, производить широким кончиком языка движения вперед-назад по верхней губе. Язык как бы поглаживает губу, не отрываясь от нее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл-бл…» 

А вот выбежали цыплятки – 

Малые ребятки. 

Ротик открывают, 

Как клевать – не знают. 

Открыть рот, как можно шире, и подержать его открытым в течение нескольких секунд. 

Цыплятки пищат, 

Есть хотят. 

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи, 

Нас скорее накорми». 

Давай мы покажем цыплятам, как надо корм клевать. Сначала надо сделать вот такие «клювики». 

Вытянуть губы трубочкой, а затем указательными пальцами сдавить губы слева и справа в направлении к центру – получатся смешные «клювики». 

Вышла Таня во двор. 

Стала сыпать зернышки и звать цыпляток: 

«Цып-цып-цып, цып-цып-цып…» 

Цыплятки бегут, зернышки клюют: 

«Клю-клю-клю…» 

Постучать указательными пальцами по столу. 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

В ЛЕСУ

Побывали мы в лесу, 

Повстречали там лису. 

У лисы мордочка острая, длинная. Вот такая… 

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд. 

Видели за елкой 

Пробегали волки. 

Зарычал волчище – 

Показал зубищи. 

Длительно произносить звук [Ы]; для этого рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором; при выполнении упражнения руки сжать в кулаки и, согнув в локтях, поднять их кверху. 

А потом клыками – щелк! 

Чтобы знали, кто здесь волк. 

Наморщить нос, сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами. 

Под сосной дремал медведь. 

Как проснулся, стал реветь. 

Длительно произносить звук [Э], при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед. 

Услыхал его зайчишка. 

Задрожал в кустах, трусишка. 

Он сидит и еле дышит, 

Даже ушком не колышет. Вот так… 

Сделать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот, ладони рук положить на живот и следить за его движениями – увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе. 

Начал грызть зайчишка 

Корень-кочерыжку. 

Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы – резцы. Пощелкать зубами. 

Без тропинок, без дорожек 

По лесу шагает ежик. 

Гриб несет огромный, 

Фыркает довольно. Вот так… 

Несколько раз подряд кратко произносить звук [Ф], для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

А по веткам, скок-поскок, 

Белка – рыженький зверек. 

Угостим ее орешком. 

Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. 

Вот так… 

Кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри. 

Кто же в роще там стучит, 

С силой дерево долбит? 

Тук-тук, тук-тук-тук. 

Всем деревьям верный друг. 

Да это же лесной доктор – дятел. 

Попробуем повторить его необычную песенку. 

Взрослый произносит звукоподражания в разном ритме и просит ребенка сначала послушать, а затем повторить по памяти один из вариантов ритмического рисунка. Варианты ритмов: тук – тук-тук, тук-тук – тук, тук – тук – тук, тук-тук – тук-тук.

Животные.             ЗООПАРК

В воскресенье Митя ходил с папой в зоопарк и видел там много необычных животных. 

Узнаете? 

Посмотрите – это слон, 

Ростом он почти что с дом. 

У него огромный нос, 

Будто он лет тыщу рос. 

Нос этот называется хоботом. 

Я тоже могу сделать маленький хоботок. Вот так… 

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд. 

У слона хобот большой и длинный. 

Он в хобот воду набирает 

И себя же поливает. Вот так… 

Вытянуть губы хоботком и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой, медленно выдуть изо рта воздух через эту трубочку. 

Ну, а это бегемот. 

Бегемот разинул рот. 

Широко открыть рот и подержать его в таком положении несколько секунд. 

Шире, бегемотик, 

Открывай свой ротик. 

Взрослый подносит руку ко рту ребенка и делает вид, что кладет ему что-то в рот. 

Ну, а рядом обезьяна, 

Угостим ее бананом. 

Прячет обезьяна 

За щекой бананы. Вот так… 

Кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри. 

Сейчас я отгадаю, где же обезьянка прячет банан. 

Взрослый указывает на щеку, которую в этот момент ребенок оттопыривает языком. 

Наелась обезьянка и стала играть. 

Смотрите, какие смешные рожицы она показывает. 

Открыть рот и поместить кончик языка между нижней губой и нижними зубами, удерживать нижнюю губу оттопыренной в течение нескольких секунд. Затем поместить кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживать верхнюю губу оттопыренной также в течение нескольких секунд. 

Кто там в клетке зашипел? 

Пусть посмотрит тот, кто смел. 

Вытянуть губы вперед в виде рупора и длительно произносить звук [Ш]. 

Вижу я веревку, 

На конце головка. 

Это же… змея. 

Смотрите, как змея высовывает изо рта длинный тонкий язык. 

Высунуть изо рта длинный, узкий, как жало, язык, а затем вновь спрятать его в рот, повторить движение несколько раз подряд в спокойном темпе. 

Мите очень понравилось в зоопарке. 

Он увидел там много необычных животных, и даже покатался на одном из них. 

Вы узнали? Это пони. 

Пони – маленькие кони. 

Пони бегают с утра, 

На них ездит детвора. 

Поцокать языком, цокать можно в разном темпе: сначала быстро, а потом медленно. 

ФРУКТЫ

Ах, как вкусно! 

Вот персик (яблоко, апельсин). 

Соедините кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик». Пальцы должны быть слегка согнуты (рис. 6). 

Мы кусочек откусили. 

Широко открыть рот, а затем закрыть и щелкнуть зубами. 

Пожевали – та-та-та-та-та. 

Пожевать зубами широкий кончик языка, одновременно произнося «та-та-та». 

Проглотили – ам! 

Широко открыть рот и произнести звукоподражание: «А-м-м-м». 

Очень вкусно. 

Почмокать губами. 

Ароматно – ах! 

Поднести ладони к лицу и сначала глубоко вдохнуть, а затем медленно выдохнуть: «Ах!» 

Удивительно приятно! 

Облизать губы круговым движением языка по часовой стрелке, сначала верхнюю губу, а потом нижнюю. 

Мы ходили в магазин 

И купили апельсин, 

А еще арбуз – 

Удивительный на вкус. 

Улыбнулись. Улыбнуться. 

Откусили. 

Сохраняя на губах улыбку, открыть рот, а затем закрыть, щелкнув зубами. 

Пожевали. 

Пожевать зубами широкий кончик языка одновременно произнося «та-та-та». 

Проглотили – ам. 

Широко открыть рот и произнести звукоподражание: «А-м-м-м». 

Много яблок наливных, 

Сочных, сладких. Вот таких… 

Надуть щеки и удерживать их так несколько секунд. 

Съели яблочки, 

Одни огрызки остались. 

Втянуть щеки. 

А теперь покушаю 

Сладенькую грушу. 

Почмокать губами. 

Надо губки облизать 

Облизать губы. 

И «спасибо» всем сказать. 

ОВОЩИ.                             РЕПКА

Вот репка! 

Пальчиковое упражнение «Шарик», (рис. 6). 

Мы кусочек откусили. 

Широко открыть рот, а затем закрыть и щелкнуть зубами. 

Пожевали: та-та-та-та-та. 

«Пожевать» зубами широкий кончик языка, одновременно произнося «та-та-та». 

Проглотили – ам! 

Широко открыть рот и произнести звукоподражание: «А-а-а-м!» 

Очень вкусно! 

Почмокать губами. 

Ароматно – ах! 

Поднести ладони к лицу и сначала глубоко вдохнуть, а затем медленно выдохнуть: «Ах!» 

Удивительно приятно! 

Облизать губы круговым движением языка по часовой стрелке – сначала верхнюю губу, а потом нижнюю. 

Слово «репка» может быть заменено на слово «морковка» или «огурец», но тогда пальчиковое упражнение «Шарик» надо исключить. А вместо него показать другое упражнение, изображающее овощ вытянутой формы. Для этого следует поставить два кулачка один на другой и поднести их ко рту. 

Посмотри-ка – помидор, 

Толстый, сахаристый, 

Красный и мясистый. 

Улыбнулись. 

Улыбнуться. 

Откусили. 

Сохраняя на губах улыбку, открыть рот, а затем закрыть, щелкнув зубами. 

Пожевали. 

Пожевать зубами широкий кончик языка одновременно произнося «та-та-та». 

Проглотили – ам! 

Широко открыты рот и произнести: 

«А-м-м-м!» 

«СЛАДКО» И «ГОРЬКО»

Как зайчишка, ловко 

Погрызем морковку. Вот так… 

Поставить два кулачка один на другой и поднести их ко рту, поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и в быстром темпе пощелкать зубами. 

А того, чьи зубки крепки, 

Угостим мы спелой репкой. 

Выросла у нас на грядке. 

Круглая 

Надуть щеки. 

Да сладкая. 

Улыбнуться. 

Можно губки облизать 

Облизать губы. 

И «спасибо» всем сказать. 

А бывают овощи не сладкие, а горькие и даже едкие на вкус – это лук и чеснок. 

Поморщиться. 

Дайте задание ребенку с помощью мимики изобразить разные на вкус овощи. Если вы назовете сладкий овощ, то малышу надо улыбнуться, а если горький, то поморщиться. Названия овощей можно произнести в следующей последовательности: лук, морковь, помидор, чеснок, лук, горох, чеснок, репа, лук.

ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ.               МОЕ ЛИЦО

Где же ротик? Вот он ротик. 

Широко открыть рот. 

Где же губки? Вот они. 

Указательными пальцами погладить губы в направлениях от центра к уголкам. 

Где же зубки? Вот и зубки. 

Улыбнуться, показать два ряда зубов, а потом пощелкать зубами. 

А за зубками – язык, 

Он облизывать привык. 

Высунуть изо рта язык и облизать губы. 

ВОДИЧКА, ВОДИЧКА

Водичка, водичка, умой мое личико. 

Потереть лицо ладонями. 

Чтобы глазки блестели, 

Потереть глаза кулачками, 

Чтобы щечки краснели, 

Потереть ладонями щеки, 

Чтобы смеялся роток. 

Широко улыбнуться. 

СЕМЬЯ

Папа, мамочка и я – 

Вместе дружная семья. 

Папа улыбается, 

Мама улыбается, 

Улыбаюсь я. 

Широко улыбнуться, обнажив зубы. 

Папа удивляется, 

Мама удивляется, 

Удивляюсь я. 

Поднять брови, губы сложить, как при произнесении звука [О]. 

Папочка ругается, 

Погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать. Мамочка ругается, 

Извиняюсь я. 

Сделать виноватое лицо, глаза опустить, закусить нижнюю губу. 

МЕБЕЛЬ

Мы давно не убирали. 

Нахмуриться. 

Беспорядок увидали. 

Провести указательным пальцем по столу, а затем подуть на палец. 

Дома все кругом протрем 

И порядок наведем. 

Мы достали пылесос, 

У него внутри насос: «У-у-у…» 

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звукоподражание. 

Под столом и под диваном 

Всюду мусор он достанет. 

Протирал я стены, 

Рот открыть, заостренным кончиком языка изнутри погладить в направлении сверху вниз сначала правую, а затем левую щеку. 

Пол. 

Рот открыть, заостренным кончиком языка погладить в направлении вперед-назад дно ротовой полости. 

Стол журнальный мы протрем. 

Проводить ладонью по воображаемому столу. 

В шкаф одежду уберем. 

Протянуть ладони вперед. 

Все игрушки уберу! 

Нет игрушек на полу. 

Потянуться языком к подбородку. 

Нет их больше слева, 

Потянуться языком к левой щеке. 

Справа. 

Потянуться языком к правой щеке. 

Нам уборка, как забава. 

Надо дома убирать, 

Поднять вверх указательный палец. 

Милой маме помогать! 

Широко улыбнуться. 

ИГРУШКИ

ТАНИНЫ ИГРУШКИ

Таня с куклою играет. 

Кукла «ма-ма» повторяет. 

По слогам, широко открывая рот, несколько раз подряд произнести слово «ма-ма». 

Буратино улыбается, 

Даже если удивляется, 

А улыбка до ушей, 

Хоть завязочки пришей. 

Широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов. 

Вот воздушные шары. 

Шары большие, надувные. 

Вот такие… 

Надуть щеки и подержать их так несколько секунд. 

Стала Танечка играть, 

Куклам шарики кидать. 

Буратино шар поймал, 

Только носом шар порвал. 

Надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу. 

Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!» 

Стал совсем-совсем худой! 

Из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь. 

Посадила Таня Буратино на лошадку. 

Начал быстро он скакать – 

Его лошадь не догнать. 

Цок-цок – 

Цокают копытца, 

Цок-цок – 

По паркету всадник мчится. 

Цокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести губами: «Тпру». 

Видишь, рядом на полу 

Музыкальную юлу? 

Юла пляшет и поет, 

После на бок упадет. 

Вращать указательным пальцем, изображая юлу. 

Покажи-ка, язычок, 

Как кружится наш волчок. 

Широко открыть рот и несколько раз подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу. 

Потом взяла Танюшка 

На палочке вертушку. 

На вертушку дует – 

Та кружится, танцует. 

Поднести к губам игрушку-вертушку и подуть на нее так, чтобы вертушка пришла в движение. Дуть следует спокойно, не надувая щек. Если малыш все же надувает щеки, то ему следует предложить придержать щеки ладонями. 

Часы пробили девять, 

Пора идти в кровать. 

Ну, что же тут поделать. 

Пора Танюше спать. 

Положить руки под щеку. 

Таня спит: «Ч-ч-ч…» 

Поднести указательный палец к губам, 

А часы идут, идут… 

Только с места не сойдут. 

Лишь маятник спешит всегда: 

Туда-сюда, туда-сюда. 

ОДЕЖДА

Все мы носим одежду. Одежда бывает зимняя и летняя, верхняя и нижняя, нарядная и повседневная… Портные шьют одежду из ткани, меха, кожи. Но чтобы сшить любую, даже самую простую, одежду нужны ножницы, нитки и иголка. Раньше мастера-портные все шили вручную. Потом изобрели швейные машинки и шить одежду стало намного легче и быстрее.

Вот она – иголка, 

И остра, и колка. 

Высунуть изо рта как можно дальше вперед длинный тонкий язык и подержать его в таком положении несколько секунд. 

А это нитка. 

В иголочку ее вдеваем, 

А сами песню напеваем. 

Упражнение «Ниточка»: сложить пальцы обеих рук в щепоть, соединить кончики пальцев правой и левой рук. Затем не спеша разводить руки в стороны и длительно произносить какой-либо из гласных звуков: [А], [О], [У] или [И]. 

Когда начинали шить, нитка в иголке была длинная. Вот такая… 

Выполнить упражнение «Ниточка», длительно произнося гласный звук и широко разводя руки в стороны. 

А потом, когда заканчивали шить, ниточка стала короткая. Вот такая… 

Повторить упражнение «Ниточка», кратко произнося гласный звук и лишь слегка разводя руки в стороны. 

ПОСУДА.                      ЧАЕПИТИЕ

Мы друзей к себе позвали, 

Угостим их чашкой чая. 

Вот и чайник закипел, 

Свою песенку запел. 

Пар пускает – раз, два, три… 

Надуть щеки и произнести звук [П] три раза подряд. 

Посмотри и повтори. 

Из горячего колодца 

Через нос водица льется. 

Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой, медленно выдуть изо рта воздух через эту «трубочку». 

Где же чашки? Вот они. 

Посмотри и повтори. 

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши. 

Подожди – не убирай! 

Наливаю в чашку чай. 

Ребенок удерживает язык в форме чашечки, а взрослый делает вид, что наливает чай: подносит ладонь, сложенную щепотью, ко рту ребенка и произносит звук [С]. 

Чай мы в чашечки налили. 

Сахар тоже положили. 

Ложки чайные возьмем, 

Помешаем и попьем. 

Открыть рот и облизать губы круговым движением языка по часовой стрелке – сначала верхнюю губу, а потом нижнюю. 

К чаю есть у нас блины. 

А к блинам – варенье, 

Просто объеденье! 

Положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. 

Хороши блины с вареньем, 

Почмокать губами. 

Лучше всякого печенья. 

Осталось губки облизать 

И «спасибо» всем сказать! 

Облизать широким кончиком языка верхнюю губу в направлении сверху вниз. 

ТРАНСПОРТ

КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ

Посмотрите, самолет 

Отправляется в полет. 

Самолет летит, гудит, 

Смелый летчик в нем сидит. 

Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук [Л], при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями. 

Ну, а это парашют. 

Вниз нас спустит в пять минут. 

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх. 

По шоссе спешат машины, 

«Би-би!», 

Мотоциклы. 

Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль. 

А по железной дороге мчатся поезда: 

«Чух-чух-чух», 

Вращать руками, как колесами, 

«Ту-ту-у-у!» 

Помахать рукой в знак прощания. 

Даже под землей теперь ездят поезда. 

– В самом деле? 

– В самом деле! 

Выезжают из туннеля. 

Вот так… 

Высунуть изо рта в направлении вперед длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.

Спешат поезда от одной станции до другой. 

Туда-сюда. Туда-сюда. 

Вот это да! 

Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого. Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе. 

Остановился поезд на станции. Двери открываются. 

Вытянуть губы вперед рупором, язык поднять за верхние зубы и длительно произносить [Ш], при этом руками изобразить открывающиеся и закрывающиеся двери поезда. Для этого прижать друг к другу ладони и, держа их перед грудью, сначала развести в стороны со звуком [Ш], а затем, после слов «Двери закрываются», соединить ладони вместе, вновь повторив звукоподражание. 

В процессе выполнения упражнения взрослый может произнести фразу: «Станция такая-то. Осторожно – двери закрываются, следующая станция такая-то». Лучше называть станции метро, ближайшие к вашему дому, которые ребенку знакомы. 

Путь проделали большой 

И приехали домой. 

D:\мои документы Таня\картинки 5\47051739.jpg

СКАЗКИ

О

«ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

Библиотека сказок о Весёлом Язычке:

  1. А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика», издательство «Астрель», 2008г.

  1. Е.М. Косинова «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких», издательство «Эксмо», 2008г.

  1. О.Е. Громова «Инновации - в логопедическую практику», издательство «Линко - пресс», 2008г.

  1. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.

  1. М.А. Поваляева «Сказки о Весёлом Язычке», издательство «Феникс», 2003г.

  1. Е. Карельская. Опыт  работы  логопеда. Журнал   «Дошкольное  воспитание»

          № 5, 1998г.

        7. Н.А. Новоторцева. Рабочая  тетрадь  по  развитию  речи  на  звуки  «ш»,  «ж»,            

издательство «Академия развития», 1999г.

Памятка

для логопеда и воспитателя логопедической группы

«Как правильно сочинить сказку»

  1. Главный герой сказки - язычок ребёнка или предмет, игрушка его заменяющая.
  2. Неизменными компонентами в сказке являются сказочные помощники, необычные герои (ветер, солнышко, лопатка и др.).
  3. Эти необычные персонажи, объекты в сказке могут быть «живыми» и всегда связаны одним сюжетом.
  4. Сюжет сказки – яркое, увлекательное действие.
  5. Так как сказка нужна, чтобы помочь ребёнку справиться с конкретной проблемой, то и главный герой (Язычок) по сюжету должен оказаться в подобной ситуации.
  6. Все проблемные ситуации в сказке характеризуются педагогом образно, красочно, чтобы получить эмоциональный отклик ребёнка и вызвать у него необходимые действия.
  7. Сказка может быть представлена в стихотворной, текстовой или чаще всего в смешанной форме, а также сопровождается рисунками, картинками, музыкой.
  8. Подбор артикуляционных упражнений для сказки осуществляется в соответствии поставленных задач.
  9. Объём сказки можно сокращать или, наоборот, увеличивать с учётом возраста, состояния здоровья и произносительных возможностей ребёнка.
  10.  Конец сказки всегда должен быть положительным и вызывать у ребёнка удовлетворение от своих даже небольших успехов (успехов своего языка).

Модель

«Структура сказки о Весёлом Язычке»

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по развитию артикуляционной моторики через биоэнергопластику

Данная памятка разработана  специально для родителей, педагогов. Раскрыт термин, какие преимущетва использования данной технологии,выработаны  требования к выполнению упражнений, разработаны...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»

quot;Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается, благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется пра...

Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста (памятка родителям)

Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста(памятка родителям)...

Биоэнергопластика как нетрадиционный способ развития артикуляционной моторики пальцев рук

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услу...

Мастер – класс для родителей «Развитие артикуляционного аппарата посредством биоэнергопластики»

Мастер – класс для родителей«Развитие артикуляционного аппарата посредством биоэнергопластики»...