Мастер-класс "Обучение игре на ложках"
материал на тему
Мастер-класс для педагогов и родителей по игре на деревянных ложках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klasc_obuchenie_igre_na_lozhkah.odt | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Обучение игре на ложках»
Внедрение инновационного опыта
«Обучение игре на ложках как средство развития
речедвигательной сферы детей»
Халина Анна Вячеславовна
музыкальный руководитель
ГБОУ лицей №1568
структурное подразделение №3
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники:
Музыкальные руководители, педагоги ДОУ
Оборудование:
Ложки
Компьютер
Проектор
Музыкальный центр
Цель мастер-класса: обучение участников приемам игры на ложках в целях использования как средства развития речедвигательной сферы детей в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- Познакомить участников с истории возникновения ложки как музыкального инструмента
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами игры на ложках.
- Познакомить с приемами игры и упражнениями, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике.
Актуальность:
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Ложкари».
Такая форма работы помогает в формировании слухо-зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий. Именно музыка помогает детям на занятиях изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.
Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:
а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.
Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях.
б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.
в) Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с пропедевтической разминки кистей рук:
- «Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
- «Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).
Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается характерный красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной прием игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми задавая наводящие вопросы, там самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребенка и фонематический слух.
Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, а поскольку наша задача еще и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах мы используем также малые фольклорные формы (потешки, прибаутки…), тексты песен и т.д.
Сейчас вместе, дружно попробует сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
Ритмическое упражнение
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук – тук да тук.
Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,
Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,
Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,
Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук.
И понятно, почему – скучно дятлу одному.
Главный принцип – сделать занятия интересными в игровой форме, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоконье копыт, но пропедевтическую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче (черпачок в руке выполняет роль резонатора).
Изучая прием, вновь используем фольклорный материал:
Русская народная песня «Как на тоненький ледок», чтобы выполнить главную задачу – сочетать ритмичные удары с четким проговаривание текста используем проектор.
Следующий прием «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
Приемы игры осваиваем под русскую народную песню «Во кузнице», снова четко пропевая текст песни.
Детям, обязательно даем задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и тесно переплетается с танцем, ритмическими движениями или песней. Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.
Таким образом, цель воздействия музыки, слова и движения (в данном случае четкое отстукивание ритма и упражнения на развитие чувства ритма) - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Искусство игры на ложках"
Адресованная родителям и воспитателям консультация, проясняет вопросы, связанные с использованием ложек в работе музыкального руководителя детского сада. ...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ....
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА ЛОЖКАХ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ЛОЖКАХ....
Методическая разработка по теме: "Обучение игре на ложках"
В работе описаны основные приёмы обучения игре на деревянных ложках, значение музицирования в ансамбле русских народных инструментов....
Презентация по теме: "Обучение игре на ложках"
В презентации показаны виды ложек и детский оркестр ложкарей....
Методическая разработка "Методика обучения игры на ложках"
Методика обучения игры на ложках...
Приёмы и игры для игры на ложках
На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций, должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций....