Приёмы и игры для игры на ложках
методическая разработка по музыке (средняя, старшая группа)
На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций, должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы игры на ложках | 18.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приёмы игры на ложках
На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций, должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций. Обучать игре на ложках можно всех детей. Знакомить детей с ложками можно уже с младшего возраста.
Знакомство начинаем с рассматривания расписной деревянной ложки, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп – «чашечка», обратная ее сторона называется «пяточка».
Давая малышу в руки инструмент, осваиваем 2–3 приема игры на ложках: «прямые удары», «скользящие удары», игра ручками ложек и удары ручкой о «пяточку» –развивается чувство ритма.
Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок слов
с одновременным его проговариванием («кук-ла» – 2 удара, «ку-кол-ка» – 3 удара).
Ударяя ручками ложек, изображают, как капает дождь (2 удара – «кап-кап), пошел сильный дождь (играют ручками ложек).
С детьми старшего дошкольного возраста, которые уже не испытывают сложности игры в ансамбле, проводятся игры-упражнения с использованием различных приемов игры на ложках:
прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки, затем этот ритм простукивается на ложках; или, например, игра «Музыкальное эхо»: педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребенок простукивает ритм – остальные повторяют.
Приемов игры очень много. Повторим приемы игры на двух ложках, которые доступны всем детям.
Ложки в двух руках держат за ручки:
1. «Ладушки»
Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».
2. «Блинчики»
Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
3. «Тарелочки»
Руки вытянуты вперед, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».
4. «Бубен»
Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперед, другой ложкой удары по «пяточке».
5. «Часики»
Круговые движения руками перед собой.
6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.
Все эти приемы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка – за ручку (в правой руке), другая в левой руке приемом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).
Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.
1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой, справа, слева.
2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу). Удары по колену, ложки, как
мячики, отскакивают.
3. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.
4. «Качалочка». Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево-вправо.
5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).
6. «Соседи»
а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
в) «раз» – удар по колену,
– «два» – удар по ладони слева,
– «три» – удар по колену,
– «четыре» – удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища вправо;
г) «раз» – удар по колену,
– «два» – по локтю левой руки;
д) сидя нога на ногу, «раз» – удар по ладони, «два» – по колену, «три» – по ладони, «четыре» – по пятке левой ноги.
Приемы игры на ложках в парах:
1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).
2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху-вниз (ритмы разные).
3. «Раз» – удар в свои ложки, «два» – по ложкам друг друга.
4. «Ладушки»:
– «раз» – удар в свои ложки,
– «два» – правой ложкой по правой ложке друг друга,
– «три» – удар в свои ложки,
– «четыре» – левой ложкой по левой ложке друг друга.
Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.
Игры-загадки для освоения приемов игры на ложках
После знакомства с приемами игры на ложках можно играть
в «Музыкальные загадки». Педагог загадывает «загадку», а дети простукивают ответ на ложках, используя известные им приемы игры.
«Вот лягушка на болоте - дети играют на ложках приемом «пяточка в
Очень весело живет пяточке» по ладони левой руки, отстукивая
Вы послушайте, ребята, ритм «раз-два-три».
“Ква-ква-ква” – она поет!»
«Дождик капает по крыше:
“Тук-тук-тук, тук-тук-тук”. - дети стучат ручками ложек
Еле слышно, еле слышно:
“Тук-тук-тук, тук-тук-тук!”» - дети стучат ручками ложек
«Воробьи развеселились, - дети стучат ручкой по «пяточке»
Зернышки клевать пустились, - дети стучат ручкой по «пяточке»
От других не отстают, - дети стучат ручкой по «пяточке»
Все клюют, клюют, клюют». - дети стучат ручкой по «пяточке»
«Вот течет ручеек, - дети стучат круговыми движениями перед собой
Видно его путь далек,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!»
Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков. Необходимо уделить особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям, можно подкреплить игру речевым аппаратом и движением рук, что помогает более быстро выработать необходимые навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Искусство игры на ложках"
Адресованная родителям и воспитателям консультация, проясняет вопросы, связанные с использованием ложек в работе музыкального руководителя детского сада. ...
Приёмы игры на ложках .
Знакомство с различными народными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ....
Обучение детей приёмам игры на ложках
Знакомство детей с приёмами игры на ложках....
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
Игровые приёмы и игры с ложками
Игра на ложках позволяет ребёнку накопить первоначальный опыт слухового восприятия, развивает инициативность, формирует потребность к самостоятельному мышлению....
ИГРА НА ЛОЖКАХ способы и приёмы
В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках. При этом к ним иногда привязывались бубенчики. Применяют их в оркестрах русских народных инструментов. А иногда организуют и сам...