Статья на тему: Обучение детей раннего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Колосова Антонина Витальевна

Статья на тему: Обучение детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Обучение детей

раннего дошкольного

возраста.

Принципы обучения

Учебная деятельность детей раннего дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи всестороннего развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальными понятиями и элементарными знаниями из различных областей жизни человека.

 Формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой. Занятия отличаются  продолжительностью и большей степенью сотрудничества воспитателя с детьми.

Главная особенность учебных занятий с дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность воспитателя и характер познавательной деятельности детей. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Содержание занятий и методы их проведения  должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения.

Знания человека находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами  обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.

В детских садах  принята групповая форма организации  занятий.

Но ребенок индивидуален и  мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей.  Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.

2.Модели и типы  обучения

Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентированная. Традиционная: цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение, проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Ребенок - объект приложения сил воспитательной системы. Центр педагогического процесса - фронтальные формы работы с детьми,  активность детей подавляется, игра жестко подавляется. Результаты: дети теряют инициативу, негативизм.

Ученые разработали иную модель обучения. Целью такого обучения является развитие неповторимой индивидуальности ребенка. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

Современные исследователи отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и ребенка на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель - взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

Прямое обучение - воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец выполнения, в ходе выполнения задания направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата.

. Передача информации от детей-взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

Способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных не может. Для этого он должен переворошить свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми ЗУН3. Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

Опосредованное обучение заключается в том, что педагог на основе собранных данных о развитии детей организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых ЗУН (книги, игрушки и т.д.). Затем необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. (так, дети обмениваются впечатлениями, о том где они были летом, а педагог достает атлас и наглядно вместе отыскивают, рассматривают и изучают).

Организация на основе представленных моделей воспитательно-образовательной работы с детьми осуществляется посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Статья на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родной культурой»

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известн...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...

Статья на тему "Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада""

Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"...

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа,...

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»

Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать ...