«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»
Известный педагог А.С. Макаренко писал:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»
Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.
Актуальность: Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Дидактическая игра имеет две цели:
Обучающая - которую преследует взрослый
Игровая - ради которой действует ребенок
В возрасте 2-3 лет ребёнок познает мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Так же в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Важное место в реализации ФГОС ДО занимают дидактические игры, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей:
- в непосредственно-образовательной;
- познавательно-исследовательской;
- продуктивной;
- свободной деятельности детей;
- в режимных моментах, включая все виды восприятия;
- при проведении подвижных игр.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами
- игры с предметами,
- настольно - печатные,
- словесные игры.
Действуя с предметами, дети познают их свойства. У детей развивается умение самостоятельно занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др.
Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п. Если взрослый сопровождает действия ребенка словом – обозначает эти действия, качества предметов, - то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей, дети учатся сначала понимать слова, а потом и овладевать ими.
Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями развивается мышление детей, Дети приходят к первым общим представлениям - что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени какой – то одной игрушкой, повторение действий за взрослым развивает устойчивость внимания.
Игры «Цветные домики», «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др. учат запоминать цвета, находить предметы определённой окраски.
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают знания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках.
Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе закрепляют знания о предметах, их назначений, классификаций. Также эти игры учат обобщению предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.
Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.
Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.
При обучении раннего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.
В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).
Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, таких как «Игрушки» А. Барто.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игра с пальчиками.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего дошкольного возраста»
план по самообразованию для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/17/picture-476747-1708197329.jpg)
"Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего дошкольного возраста"
Презентация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-1293542-1608055657.jpg)
«Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-1392774-1646894436.jpg)
План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-305528-1568455069.jpg)
Дидактическая игра, как форма обучения детей среднего дошкольного возраста.
дидактическая игра, как форма обучения детей среднего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/01/picture-899607-1656660605.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра – это один немаловажный вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1371975-1639506638.jpg)
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа,...