«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»
Известный педагог А.С. Макаренко писал:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»
Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.
Актуальность: Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Дидактическая игра имеет две цели:
Обучающая - которую преследует взрослый
Игровая - ради которой действует ребенок
В возрасте 2-3 лет ребёнок познает мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Так же в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Важное место в реализации ФГОС ДО занимают дидактические игры, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей:
- в непосредственно-образовательной;
- познавательно-исследовательской;
- продуктивной;
- свободной деятельности детей;
- в режимных моментах, включая все виды восприятия;
- при проведении подвижных игр.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами
- игры с предметами,
- настольно - печатные,
- словесные игры.
Действуя с предметами, дети познают их свойства. У детей развивается умение самостоятельно занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др.
Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п. Если взрослый сопровождает действия ребенка словом – обозначает эти действия, качества предметов, - то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей, дети учатся сначала понимать слова, а потом и овладевать ими.
Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями развивается мышление детей, Дети приходят к первым общим представлениям - что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени какой – то одной игрушкой, повторение действий за взрослым развивает устойчивость внимания.
Игры «Цветные домики», «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др. учат запоминать цвета, находить предметы определённой окраски.
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают знания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках.
Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе закрепляют знания о предметах, их назначений, классификаций. Также эти игры учат обобщению предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.
Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.
Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.
При обучении раннего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.
В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).
Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, таких как «Игрушки» А. Барто.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игра с пальчиками.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего дошкольного возраста"
Презентация для родителей....
«Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактическая игра, как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» ...
План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...
Дидактическая игра, как форма обучения детей среднего дошкольного возраста.
дидактическая игра, как форма обучения детей среднего дошкольного возраста....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра – это один немаловажный вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большо...
Преезентация «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»Цели. задачи. актуальность выбранной темы...
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа,...