Самообразование как форма повышения педагогического мастерства.
консультация на тему
консультация и памятка для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kak_forma_povysheniya_pedagogicheskogo_masterstva.docx | 19.38 КБ |
moya_prezintatsiya_po_samoobrazovaniyu.pptx | 74.24 КБ |
pamyatka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование как форма повышения
педагогического мастерства.
Для повышения теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов ДОУ имеет значение организация целенаправленного самообразования.
Зачем нужно самообразование?
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова).
Цель самообразования педагога ДОУ:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;
- углубление знаний по разным методикам;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
- повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования:
- общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучение и т.д.)
- критический обзор периодической печати;
- ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.
Содержание работы по самообразованию:
1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2 этап – планирование работы по самообразованию.
3 этап – теоретическое изучение.
4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.)
5 этап – подведение итогов самообразования ( выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования). Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту.
Педагогам ДОУ предлагается разные формы написания индивидуального плана самообразования.
Форма № 1
Индивидуальный план самообразования на ______ год
Воспитатель____________________________________
ДОУ___________________________________________
Ф.И.О._________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
Индивидуальная тема самообразования
Когда начата работа над темой
Когда предполагается закончить работу над темой
Цели и задачи самообразования по теме
Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме
Практические выходы (доклады, рефераты)
Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте
Выводы по окончанию работы
Форма № 2
- Титульный лист
- Тема самообразования
- Цель профессионального развития
- Разделы плана:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы
- Разработка программно-методического обеспечения
- Самообобщение опыта
- Участие в ГМО, мастер-классах
- Обучение на курсах, семинарах
- Руководство методическим образованием других педагогов
- Работа в составе органов управления ДОУ
№ | Разделы плана | Задачи и содержание деятельности | Сроки выполнения | Форма предоставления результатов | Результаты работы (где, кем и когда заслушивался) |
|
|
|
|
|
|
Форма № 3
№ | Название этапа | Примерное содержание деятельности педагога | Сроки выполнения |
1. | Диагностический | Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме. |
|
2. | Прогностический | Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности. |
|
3. | Организационный | Обеспечение условий для проведения работы. |
|
4. | Практический | Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности. |
|
5. | Обобщающий | Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы. |
|
Вопросы самообразования ставятся на педсоветах ДОУ. В течение учебного года каждый педагог рассказывает о своей самообразовательной работе на педагогических совещаниях. Педагоги могут применять в работе по самообразованию анкету «Степень владения навыками самообразовательной работы», разработанную О. Кокоткиной. Работа с анкетой помогает более ясно представить, каких результатов достигли в самостоятельном изучении психолого-педагогической проблемы. Самоанализ даст возможность правильно организовать свою деятельность.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Цель самообразования педагога ДОУ: расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания; углубление знаний по разным методикам; овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой; повышение общекультурного уровня педагога
Технология самообразования: общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела; расширение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучения и т.д.); критический обзор периодической печати; ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.
Содержание работы по самообразованию: 1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. 2 этап – планирование работы по самообразованию. 3 этап – теоретическое изучение. 4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.) 5 этап – подведение итогов самообразования (выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования).
Тематикой самообразования может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Форма №1 Индивидуальный план самообразования на ______ год Воспитатель ____________________________________ ДОУ___________________________________________ Ф.И.О._________________________________________ Образование (когда и какое учебное заведение окончил). Индивидуальная тема самообразования. Когда начата работа над темой. Когда предполагается закончить работу над темой. Цели и задачи самообразования по теме. Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам. Чей опыт предполагается изучить по данной теме. Практические выходы (доклады, рефераты). Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте. Выводы по окончанию работы.
Форма №2 1. Титульный лист 2. Тема самообразования 3. Цель профессионального развития 4. Разделы плана: ⇢Изучение психолого-педагогической и методической литературы ⇢Разработка программно-методического обеспечения ⇢ Самообобщение опыта ⇢Участие в ГМО, мастер-классах ⇢Обучение на курсах, семинарах ⇢Руководство методическим образованием других педагогов ⇢Работа в составе органов управления ДОУ
№ Разделы плана Задачи и содержание деятельности Сроки выполнения Форма предоставления результатов Результаты работы (где, кем и когда заслушивался)
Форма № 3 № Название этапа Примерное содержание деятельности педагога Сроки выполнения 1 Диагностический Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме 2 Прогностический Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности 3 Организационный Обеспечение условий для проведения работы 4 Практический Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности 5 Обобщающий Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Основными направлениями
в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- повышение общекультурного уровня.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Алгоритм работы над темой самообразования:
- подбор темы;
- определение целей и задач;
- дата начала работы над темой;
- подбор видов деятельности в рамках работы над темой;
- подбор источников самообразования;
- результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.
Формы работы педагогов над темами самообразования:
1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
2. Обзор в Интернете информации по теме.
3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
7. Изучение информационно-компьютерных технологий.
8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.
9. Участие в конкурсах в сети Интернет.
10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.
Формы представления результатов самообразования:
- доклад лекция;
- защита исследовательской работы;
- показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания;
- брошюра;
- листовка;
- буклет;
- открытое занятие;
- проведение семинара, консультации, мастер-класса;
- обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей;
- практикум (тренинг) и т.д;
- тематические родительские собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»
Доклад на педсовете "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....
Современное состояние проблемы повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ на педагогических советах
В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно ...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
•Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование ЗУНов учащихся.•Оценить актуальность темы самообразования каждого педагога. Дать рекомен...
Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.
Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....
Презентация "Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя"
В презентации освещен опыт работы по самообразованию педагогеского мастерства....
Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...
САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...