Картотека игр по эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста
картотека на тему

Морозова Светлана Владимировна

Игры по эмоциональному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_po_emotsionalnomu_vospitaniyu.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колечко

(с 4  лет)

Цель: учить детей понимать чувства других, сопереживать окружающим.

Руководство: Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто их них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира» с. 136.

Тренируем эмоции

(с 4 лет)

Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Руководство: Попросите ребенка нахмурится, как:

- осенняя тучка

- рассерженный человек.

Улыбнутся как:

- кот на солнце

- само солнце.

Позлиться как:

- ребенок, у которого отняли мороженое.

Испугался как:

- заяц, увидевший волка

- котенок, на которого лает собака.

Устань как:

- папа после работы

- муравей, притащивший большую муху.

Отдохни как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира» с. 135.

Секрет

(с 6 лет)

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков в группе; формированию уверенности в себе.

Руководство: Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часики и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, и разъедаемые любопытством находят способы уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71.

Сиамские близнецы

(с 6 лет)

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, учить детей работать в паре, учить выражать свои желания, мысли, чувства.

Руководство: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.89.

Строим цифры

(с 6 лет)

Цель: Способствовать развитию коммуникативных навыков; развитие сообразительности, смекалки.

Руководство: Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5, и т.д.) – дети выполняют задание.

Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

_______________________

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» с.204-205.

Строим ответ

(с 7 лет)

Цель:  Способствовать: развитию коммуникативных навыков, развития сообразительности и смекалки.

Руководство: Вариант игры «Строим цифры». Ведущий усложняет задание: «пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например, 5+2, вы строите 7; 8-3, вы строите 5.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.80.

Передай мячик

(с 4 лет)

Цель: формирование уверенности в себе, помочь детям чувствовать себя свободно и раскованно, внести эмоциональное оживление в группу.

Руководство: Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросить мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает. Замечание:  Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.87.

Доброе животное

(с 4 лет)

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Руководство: Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит тихим голосом: «Мы одно большое доброе животное!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». «Вдох! Все делают шаг вперед, выдох – все делают шаг назад, вдох – 2 шага вперед, выдох 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.» «Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.77.

Рукавички

(с 5 лет)

Цель: способствовать: развитию коммуникативных навыков, формированию уверенности в себе; научить детей работать в парах.

Руководство: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству участников игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают, свою «пару», отходят в уголок и с помощью 3-х карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Ведущий обращает внимание на то, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71-72.

Комплименты

(с 4 лет)

 

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что каждый ребенок принимаем и ценим другими людьми.

Руководство: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне было очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу; упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:

  1. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите комплимент сами.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.81.

Ворона

!(с 4 лет)

Цель: способствовать формированию уверенности в себе, развитие быстроты реакции, внесение эмоционального оживления в группе.

Руководство: Ведущий стоит в центре круга и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше.

Ощипывает она свои крылышки

Спрятала,

Спрятала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

Затем:

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.81.

Зеркало

(с 5 лет)

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.

Материал: зеркало.

Руководство: Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.

 

______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.88.

Комплименты

(с 4 лет)

 

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что каждый ребенок принимаем и ценим другими людьми.

Руководство: Игра начинается со слов: «Мне нравиться в тебе…»

Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым (дети помладше говорят комплименты по очереди в кругу). Тот, к кому обращен комплимент не забывает поблагодарить говорящего: «Спасибо, мне было очень приятно!» Необходимо, чтобы комплименты были разными. После упражнения – обсуждение – что чувствовали участники, что они неожиданного узнали о себе, понравилось ли им говорить комплименты.

_______________________

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей» с.204-205.

Дотронься до…

!(с 5 лет)

 

Цель: способствовать формированию уверенности в себе, развитие быстроты реакции.

Руководство: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

_

_____________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.76.

 

Найди друга

!(с 5 лет)

 

Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, научить детей адаптироваться к окружающему миру

Руководство: упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71.

Ветер дует на..»

!(с 5 лет)

 

Цель: Способствовать развитию коммуникативных навыков, формированию уверенности в себе, внесение эмоционального напряжения в группе.

Руководство: со словами «ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующие:

- «Ветер дует на того у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку.

- «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71.

Тень

!(с 5 лет)

 

Цель: формирование у детей уверенности в себе, снятие двигательной расторможенности, способствовать умению четко повторять движения и жесты другого.

Руководство: Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.82.

Дракон

!(с 5 лет)

 

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, научить детей быть уверенными в себе, способствовать объединению участников в группе.

Руководство: Играющие становятся в линию держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронутся до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в 2-х ролях.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.73.

Портрет

(с 5 лет)

 

Цель: научить детей помогать самим себе – познакомить с методами саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.

Руководство: Ребенок садиться напротив взрослого. Взрослый – художник, все остальные – краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и др. «Сейчас я буду рисовать портрет.» Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо. Какую форму рисовать? – такую? Больше, меньше» Ребенок отвечает. Какие будут глазки – большие, маленькие», при этом он обводит контур глаз. «Какого они цвета будет?» - ребенок называет. Если есть такая краска, то художник прикасается к ней своей кистью (к участнику выбравшему этот цвет) и переносит на лицо ребенку. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце любуются портретом, говорят, как он хорош.

Замечание:  нежелание ребенком «сохранить» свое лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, и хочет измениться.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.125.

Путаница

Цель: помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять как неприятно быть вне ее.

Руководство: 5-6 детей встают в круг и вытянув вперед руки сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После того все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только дин ребенок. Образуется путаница. Задача детей распутаться, не отпуская рук. Хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.

Вариант: выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, не разжимая рук.

______________________

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» с.31.

Поварята

!(с 4 лет)

 

Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков, помочь детям раскрыться. Почувствовать себя свободно и раскованно.

Руководство: Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, капуста, морковь, лук, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий , прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге игра проджолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедениье.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.75.

Есть или нет

!(с 5 лет)

 

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, открытому выражению эмоций, снятие эмоциональных зажимов, развитие быстроты реакции.

Руководство: Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание – если они согласны с утверждением, то поднимают рукивверх и кричат «да», если не согласны, то опускают руки и кричат «Нет».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.82.

На что похоже настроение?

!(с 5 лет)

 

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, учить детей передавать свое настроение в виде образов.

Руководство: Участники игры по очереди говорят на какое время года, природное явление, погоду, похоже их сегодняшнее настроение.

Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»

Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение – грустное, смешное, веселое, злое и т.д.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.78.

Клубочек

!(с 4 лет)

 

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, объединению участников в группе, стремлению больше узнать друг о друге, формированию уверенности в себе.

Руководство: Дети садятся вв круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, , задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Например, «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?» и т.д. Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, , а затем задает свой следующему игроку. В конце клубочек возвращают ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

Замечание:  Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять передает ребенку.

_______________________

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.69-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!Ежедневно, так или иначе, наши дети сталкиваются с различными эмоциями, при этом они достаточно тонко чувствуют эмоциональное состояние других людей, но объяснить,что происходит с ни...

Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста

В консультации раскрыты вопросы эмоционального воспитания детей дошкольного возраста...

Картотека игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Картотека игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Картотека игр по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста"

Дидактические игры1. «Кто что носит?». Цель. Учить на­ходить отличия во внешнем облике маль­чиков и девочек. Материал.  Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, выре­занны...

Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста.

Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста.                                          ...

Доклад "Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста"

Доклад "Театрализованная деятельность, как средство эстетического и эмоционального воспитания детей дошкольного возраста"...