Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
ВВЕДЕНИЕ
Автор проекта: Полежайкина Л.А.
Воспитатель МДОУ № 79
На сегодняшний день одной из актуальных тем является тема экологии. 2017 год объявлен годом экологии. Всем известно, в каких сложных экологических и социальных условиях растут наши дети. Оставлять этот факт без внимания, а тем более усугублять недопустимо. Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.
Я считаю, что для наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Учитывая все это, я решила разработать проект «Добро пожаловать в страну Экология».
Проект «Добро пожаловать в страну Экология» – эколого-оздоровительный. В эколого-оздоровительном образовании ребенка большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе.
В результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, практически – деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов |
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования.
Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы
Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека – это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. В этой связи актуальным является ведение эколого-оздоровительной работы.
Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры (физических упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой – воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
Эколого-оздоровительная работа – не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива на длительный период.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА
Научная новизна проекта определяется целесообразностью интеграции двигательной и познавательной деятельности детей для формирования у них физкультурно-экологических знаний на основе общей задачи сохранения и укрепления здоровья:
- разработана система физкультурно-экологической работы в дошкольной образовательной организации, позволяющая объединить усилия сотрудников ДОО и родителей с целью сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной экологической ситуации;
- определен оздоровительный эффект применения методики физкультурно-экологической работы с дошкольниками в современных экологических условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты работы расширяют представления о возможности формирования экологических знаний у дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, позволяющей оптимизировать процесс образования в дошкольной образовательной организации;
- в работе конкретизируются положения интеграции физкультурного (физическое развитие) и экологического образования (познавательное развитие) на основе решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- результаты работы уточняют положения о деятельности инструктора по физической культуре в организации физкультурно-экологической работы в ДОО.
Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования:
- разработаны рекомендации к физкультурным занятиям (играм) экологической направленности;
- определены особенности планирования, организации, содержания занятий (НОД) с целью комплексного решения задач физкультурного и экологического образования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для укрепления здоровья дошкольников, формирования основ ЗОЖ и экологической культуры на основе физкультурно-экологического интегрированного подхода.
Задачи:
- Создавать условия для эколого-оздоровительной работы.
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
- Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания.
- Формировать представление о единстве человека и природы.
- Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.
- Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.
ГИПОТЕЗА
Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможны при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников ДОО и родителей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки | |
Цель: самосовершенствование по данной теме. | |||
| Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. | Сентябрь 2016 г. | |
Цель: реализация проекта в образовательную практику | |||
| Появится устойчивый познавательный интерес к своему здоровью и природе родного края | Октябрь 2016 – май 2017г. | |
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | |||
| Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе. | Май 2017г. |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Заведующий ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.
• Старший воспитатель – координация проекта
• Инструктор по физической культуре – реализация проекта
• Дети дошкольного возраста – участники проекта
• Родители – участие и помощь в реализации проекта
• Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед) – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально - техническое:
- Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Учебно-методическое:
- Детская художественная литература
- Методическая литература
- Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
- Конспекты занятий и бесед.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию экологического сознания и основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, на основе эколого-оздоровительного интегрированного подхода .
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
- Формирование у дошкольников основ экологической культуры и основ валеологического сознания.
- Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
- Овладение детьми элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОО и семье.
На уровне родителей воспитанников:
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ экологической культуры.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм эколого-оздоровительного воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное образовательная организация призвана создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.
Проведенная работа в ходе проекта оказалась эффективной, показала, что в результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группе Тема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»
Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группеТема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков» Цель:Воспитание безопасного п...
Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группе Тема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»
Цель:Воспитание безопасного поведения детей на дорогах посредством художественно-творческой деятельности.Задачи:Образовательные:· Расширять знания детей...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"
Контрольно - учётное занятие....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"
Конспект НОД для старшей группы...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"
Формирование знаний детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развитие музыкальных способностей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитание любови к музык...
Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
laquo;Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».Василий Ал...
Педагогический проект по организации адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению «Добро пожаловать в страну «Детства»
Цель проекта: создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад...