Лекция. Правила составления психологического портрета.
статья по художественной литературе по теме

Лекция. Правила сотавления психологического портрета личности в юридической практике. Предназначена для студентов колледжа специальности "Право социального обеспечения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психологический портрет и техника его составления

Источник: http://www.studfiles.ru/preview/5553067/page:17/

  Действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы непосредственно не регламентируют деятельность по составлению психологических портретов и их использованию в правоохранительной деятельности. Однако юридическая практика все чаще стала пользоваться этим действием в трудных случаях раскрытия и расследования преступлений. За последние 20 лет имелся ряд прецедентов, когда с помощью психологического портрета удавалось раскрыть сложные «висячие» уголовные дела, серийные преступления, получившие широкий резонанс.
  Психологический портрет и его использование не служат доказательствами по делу, но могут успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных. В условиях неочевидности с помощью его можно уточнить круг подозреваемых, сузить его, выдвинуть версии и осуществить проверку тех из них, которые возникают только при использовании психологического портрета.

  Обыск может быть эффективным, когда верно понимаешь психологию обыскиваемого. Разработка версий без составления психологического портрета также чревата неудачами.

  Использование психологического портрета оправдывает себя и при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач профилактики, исполнения наказания, борьбы с террористами и др. Знание технологии разработки психологического портрета может быть использовано и при психологическом анализе личности подсудимого и других лиц в ходе судебного разбирательства, а также элементов субъективной стороны состава преступления. Так, составление психологического портрета жертвы может быть полезным для решения вопроса о виктимности, а также конкретных проблем следствия - поиска лица, совершившего преступление, квалификации его деяния, определения степени вины, дифференциации наказания, принятия профилактических мер. Обобщение психологических портретов жертв серийных преступлений может облегчить розыск и задержание преступника.

  Было бы ошибкой отказываться от разработки и использования психологического портрета, обосновывая это сложностью его составления и недостаточной подготовленностью юриста. Конечно, тут нужны психологические знания, умения и навыки. Опытные сотрудники овладевают ими за долгие годы юридической практики и составляют представление о психологии интересующих их лиц, не называя это психологическим портретом. Но сегодня все работники правоохранительных органов должны усвоить психологические знания и овладеть приемами составления психологического портрета, воплощающими богатый практический опыт и результаты научных разработок.

  Прием профессионально заинтересованного составления психологического портрета. Составление психологического портрета - не простое описание, содержащее некоторые психологические характеристики. Психологический портрет составлен профессионально, если он отвечает целям и решаемой юристом задаче. Это не только общий и криминальный интерес, но всегда и прагматичный - для розыска, для раскрытия и расследования преступления и т. д. Этой цели подчиняется и решение вопроса о том, что изучать, в каком объеме, как.

  Правило избирательности при составлении психологического портрета ориентирует на предварительное уточнение и выбор психологических характеристик лица, представляющего профессиональный интерес для юриста.
  Правило достаточности исходит из того, что перечень психологических особенностей личности практически беспределен. В русском языке имеется около 27 000 слов, обозначающих разные оттенки только одного понятия характера. Поэтому сразу надо исходить из некоторого минимума и тех возможностей, которыми реально располагает рядовой работник правоохранительного органа. Вместе с тем этот минимум оправдает надежды, если он будет достаточен для целевой оценки психологии изучаемого лица, т. е. нужна минимальная достаточность. Так, личность совершившего преступление обладает особенностями психического склада, выступающими внутренними предпосылками антиобщественного поведения. Они неодинаковы у лиц, совершивших различные преступления, и это следует учесть при составлении психологического портрета, пытаться понять эти особенности. Кроме того, изучение личности во многом определяется ее правовым положением: как свидетеля, объекта профилактики, субъекта преступного деяния, посткриминального поведения, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, отбывающего наказание и др. Каждому случаю соответствуют свои задачи психологического изучения и особенности составления психологического портрета.
  
Прием структуризации психологического портрета. В сознании сохраняется вопрос: что же конкретно изучать, чтобы это было и избирательно, и достаточно, и целостно? Алгоритм составления портрета задается приемом структуризации.
  Правило ориентации на общую структуру личности рекомендует при определении структурных компонентов составляемого психологического портрета исходить из теории личности в психологии.

  В исследованиях известного отечественного психолога А. А. Бодалева установлен, в частности, факт восприятия человека человеком на основе всегда имеющейся, но не осознаваемой индивидуальной «теории личности». Подросток, взрослый, старик, мужчина, женщина, психолог, инженер, педагог и др. после контакта с одними и теми же людьми будут давать разные психологические портреты, но у каждого он будет неким типичным набором качеств.

  Юристу же надо действовать компетентно, а поэтому использовать рекомендуемую психологией структуру основных свойств личности:

  1. направленность (целемотивационные качества, система побуждений - целей, мотивов, потребностей, интересов, взглядов на жизнь и пр.);
  2.   характер (морально-психологический облик, социально-психологические ценности, определяющие отношение к жизни, труду, людям, самому себе);
  3.   деловые качества (интеллект, внимательность, память, целеустремленность, настойчивость, упорство, организованность, активность, самостоятельность, самообладание и др.);
  4.  подготовленность (образованность, профессия, опытность, житейский опыт и мудрость);
  5.  темперамент (уравновешенность, скорость реакции, эмоциональность, устойчивость и др.).

  При составлении психологического портрета особого внимания заслуживают первые два свойства, а остальные - по необходимости. На практике порой поступают наоборот либо ограничиваются определением только характерологических особенностей, что не позволяет понять главные особенности внутреннего мира личности, его подлинный психологический облик.

  После ответа на вопрос «что изучать?» уточняется, какие именно качества направленности и характера (морально-психологические) заслуживают изучения, а потом приступают к их содержательному определению.

  Правило юридически значимой типизации рекомендует для уяснения содержательных особенностей качеств и специфики внутреннего мира ориентироваться на типологические особенности лиц, с которыми юристу приходилось иметь дело. Так, определенными психологическими особенностями обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, профессиональным, национальным группам, занимающим известное уголовно-правовое положение (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель и др.), к разным типам личности (например, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Имея дело с новым конкретным лицом и обладая исходными анкетными данными о нем, можно предположить наличие у него некоторых типологических психологических особенностей. Это может быть исходной версией о его психологии, с которой можно начать работу, а в последующем уточнить ее.

  Правило индивидуализации рекомендует, опираясь на исходную версию о типологических особенностях, не ограничиваться ею, а постоянно конкретизировать, постепенно, по мере углубления знакомства с лицом, используя собираемую психологическую информацию. Возможно даже, что, столкнувшись с совсем нетипичной личностью, от исходной версии придется отказаться вообще, но это не надо драматизировать, так как таков распространенный вариант развития событий в любой работе.
  
Правило изучения правовой компетентности и криминального опыта личности выделяет наиболее интересную для юриста часть психологического портрета. Важно понять уровень и особенности правовой психологии изучаемого лица, его отношение к праву, правоохранительным органам, преступности и преступникам, степень знакомства с криминальным миром и культурой, имеемые судимости, их психологические причины и самооценку личности.Так, по результатам капитальных исследований криминальной сущности личности преступников, юридический психолог А. Н. Пастушеня выделил шесть типов психологической готовности субъекта к совершению преступного деяния или поддержания такой готовности при систематическом осуществлении преступной деятельности.
  Первый тип характеризуется тем, что готовность к совершению преступного деяния обусловливается наличием определенной криминальной потребности, предметом которой является не только получаемый результат, но и в значительной мере (а порой в определяющей) сами преступные действия - процесс их совершения. Данная потребность (криминальное влечение) может актуализироваться независимо от внешних условий и побуждать поиск объекта возможностей для совершения преступного посягательства. Такая потребность может также проявляться при стечении обстоятельств, выступающих поводом, случайно возникшей благоприятной возможностью совершения преступных действий. Криминальное влечение нередко приобретает в поведении человека доминирующий характер над иными его стремлениями. Труднопреодолимое влечение такого рода подставляет психическую аномалию, относимую к патологии влечений, которая тем не менее не исключает вменяемости. Совершая преступные деяния по воле криминального влечения, преступник находит в этом неосознаваемую компенсацию чувства неудовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения, испытывает удовольствие, чувство азарта и другие, положительные для него состояния. Криминальное влечение носит индивидуально специфический характер, т. е. имеет индивидуально своеобразное содержание, касающееся вида и способа совершения преступного посягательства, его объекта и приемлемых условий.

  Второй тип криминогенности личности преступника выражается в субъективно непротиворечивом принятии преступного способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения проблемной ситуации как наиболее предпочтительного по сравнению с правомерным или наряду с использованием правомерного. Криминогенная потенция личности выражается в том, что индивид уже изначально привержен преступному способу действий, для него не стоит вопрос принципиального выбора. Такая изначальная приемлемость преступного способа удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации) определяется преобладающим положительным отношением к нему, его освоенностью, привычностью использования, уверенностью в «благоприятном» результате, в собственных способностях совершать преступные деяния.
  Третий тип криминогенности личности заключается в том, что субъект принимает преступный способ удовлетворения определенной потребности лишь при исключительно благоприятных условиях, которые представляют не только достаточную возможность получения личностно ценного результата преступным способом, но и максимальную безопасность. В обычных условиях для индивида не возникает проблемы выбора способа удовлетворения некоторой потребности, поскольку для него более приемлемым является правомерный способ. Принятие преступной цели и способа носит характер отклика на представившуюся исключительно благоприятную возможность ее реализации.
  Четвертый тип криминогенной потенции личности преступника проявляется в вынужденном, внутренне противоречивом принятии преступного способа действий. Это происходит, например, когда субъект считает, что правомерным способом удовлетворить потребность (разрешить проблемную ситуацию) невозможно и в то же время невозможно оставить эту потребность без удовлетворения. Криминогенная потенция личности, проявляющаяся в данном случае, выражает приемлемость преступного способа действий лишь в связи с вынуждающими обстоятельствами, субъективно безвыходным положением. При этом преступник испытывает противоречивое отношение к преступному деянию, считает его рискованным, однако в сложившейся ситуации допустимым.
  Пятый тип криминогенности личности характеризуется наличием склонности к импульсивному совершению противозаконных действий, проявляемой в форме реакции на некоторые обстоятельства, ситуации. Эта импульсивная реакция может выражаться во вспышке агрессивности и причинении телесных повреждений потерпевшему в конфликтной ситуации или в ответ на оскорбительное высказывание потерпевшего либо может проявляться, например, в совершении карманной кражи, когда преступник внезапно увидел благоприятную для этого возможность. Такая реакция может проявляться как на фоне относительно нормального нервно-психического состояния субъекта, так и при повышенном нервно-психическом возбуждении (аффекте, стрессе), и при измененном функциональном состоянии в результате употребления алкоголя, наркотических и иных одурманивающих веществ. Она может также проявляться как эскалация опасности насильственных действий преступника в процессе обострения конфликта с потерпевшим или при усилении ответных действий потерпевшего. Психологические предпосылки такого поведения выражаются в наличии криминальных поведенческих установок и стереотипов.

  Шестой психологический тип личности преступника проявляется в принятии преступной цели-способа под решающим влиянием внешнего криминогенного воздействия иных лиц либо в результате его конформного поведения в группе, обусловленного готовностью идентифицировать с ней свое поведение. В данном типе налицо отсутствие антикриминальной устойчивости личности. Это выражается в неразвитой способности к самоопределению в группе, подверженности влиянию других лиц при отсутствии решимости воспротивиться совершению противозаконных действии, несмотря на отрицательное отношение к ним.

  Правило оценки актуальной психологии личности. Для юриста представляет интерес не только то, какие устойчивые психологические особенности - качества, потребности, установки и пр. - присущи данному лицу, но и какова его психология в данный момент: его цель при контакте с юристом, позиция, занимаемая им, линия, которую он проводит, мотивы, коими он в данный момент руководствуется. В этом тоже проявляются его качества, но не однозначно. Многое зависит от ситуации. Известно, например, что задержанный, подследственный, обвиняемый, подсудимый, осужденный - это люди со значительно измененной психологией, не совпадающей с той, какая была у них до криминального события. Очевидно, что и психологический портрет большинства лиц, с которыми юрист имеет дело, не полон, если не изучить и не оценить его актуальные, т. е. реально существующие в момент контакта, особенности психологии.
  Прием использования всех источников информации для составления психологического портрета. Существенный вопрос - откуда черпать информацию для составления психологического портрета? Хотя у обычного сотрудника нет никаких психодиагностических устройств, он обладает возможностями для сбора вполне приемлемой для определенного диапазона действий и решений психологической информации. Портрет чаще всего нужен сразу, как можно скорее, чтобы хоть на что-то опереться, решая задачу в связи с лицом, которое юрист часто видит впервые.
  Правило оценки по делам, поступкам и их результатам. Психологи традиционно придают значение продуктам деятельности человека, которые воплощают, запечатлевают, несут в своих свойствах и признаках печать способностей человека, его знаний, навыков, умений и др. Не случайно все созданное на Земле многими поколениями людей и воплощенное в орудиях и средствах труда, технике, культуре называют чувственно-представшей перед нами историей развития психологии современного человека. По одному поступку, который послужил поводом для встречи конкретного гражданина с юристом, сразу всего не скажешь, но этот поступок дает основание сделать первые предположения о мотивах, отношении к праву, воле, самообладании гражданина и сопоставить их с информацией, полученной из иных источников. Это, кстати, уместно делать при заполнении анкетной части различных протоколов и выходить за рамки содержащихся в них стандартных позиций обращением к гражданину с вопросами по поводу совершенного правонарушения.
  В юридических делах продуктами деятельности лиц, представляющих криминальный интерес, выступают их письма, сочинения, поделки, придуманные приспособления, продукты труда, действий и поведения, достигнутые в жизни и работе результаты. По всем и каждому из этих продуктов можно что-то сказать о психологии человека, его мотивах, интересах, способностях, опыте, профессионализме, уме, волевых качествах, способностях и др.

  Правило учета мнений других о данном лице. Это правило указывает на возможность и необходимость сопоставить свою информацию с информацией, имеющейся о нем у других людей. Нередко появление гражданина в служебном кабинете юриста упреждается знакомством, например, с рапортом сотрудника милиции, чьим-то заявлением, звонком, информирующим сотрудника и как-то подготавливающим его. Такая информация может быть весьма субъективной и даже ошибочной. Иногда высказывания разных людей способствуют тому, что облик изучаемого раздваивается и даже умножается.

  Достоверность получаемой о личности психологической информации повышается при применении метода, именуемого в психологической науке методом обобщения независимых характеристик. Выясняется мнение о лице не одного человека, а нескольких, и оценивается усредненное мнение, которое будет достовернее мнения одного. Нередко мнения не совпадают, а порой бывают противоположными, но и это важно, так как показывает, что человек не прост, не однопланов, учет этих мнений позволяет лучше понять его. Чтобы складывающееся у юриста представление о человеке было точнее, хорошо интегрировать информацию не в уме, а путем составления таблички.
  В левой вертикальной колонке ее пишется сверху вниз перечень свойств и качеств, интересующих юриста (см. описанные выше приемы), а в горизонтальной верхней - фамилии дающих характеристики. Помещенные в таблице высказывания и оценки позволят сделать обоснованный интегрированный вывод. Нередко он срывает маски, которые многие люди «надевают на себя» или пытаются надеть на них другие, заинтересованные в их оговоре, или, напротив, защите.

  Правило психологической оценки документов, характеризующих интересующее лицо: характеристик, анкетных документов, материалов личного и уголовного дела и др. - одно из первых, которое можно использовать часто еще до личной встречи. В ряде случаев могут быть использованы материалы оперативного и криминалистического учета, в которых представлены психологические данные:

  • лиц и групп, которые могут совершить или совершали преступления;

  • лиц и групп, в отношении которых совершено и может быть совершено преступление;

  • лиц и групп, располагающих данными об источниках информации

  • лиц и групп, которые могут оказать влияние на первые три категории.
  Пока документы таковы, что они многое сказать не могут. Информация, содержащаяся в них, - лишь тень человека. Суть его индивидуальной психологии, как показывает практика, не видна из-за обилия штампованных выражений и бедности словарного запаса, используемого для ее описания. Бывает, что документы вообще не объективны, а пристрастны. Можно лишь положиться на социально-демографические данные о возрасте, образовании, национальности, биографии, семейном положении, профессии, характере и качестве работы, имеющихся судимостях и др. Знакомясь с ними, за текстом нужно стараться увидеть человека. Полученную информацию присоединить к обобщенному комплексу мнений, о котором говорилось выше.

  Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку. Информативны записные книжки, кошельки, записки, хранящиеся в карманах, украшения, предметы одежды. Изучать их можно при выполнении санкционированных следственных, оперативно-розыскных действий, рассматривая и оценивая, например, украшения на руках, шее или одежде, либо, попросив гражданина, показать нужное. Рассматривая их, стараться узнать его вкусы, интересы, потребности, определить аккуратность, культурность, круг знакомств, претензии, групповую принадлежность, отношения к криминальным символам и многое др.
  Психологически информативна обстановка квартиры, домашние условия, порядок, гардероб, стол, портфель или сумочка, дневник, письма, календарь с записями, библиотека, инструменты, предметы увлечения и коллекционирования, аудиовидеотехника, наборы записей и кассет, журналы в др. Вещи всегда более искренни, чем их владельцы.

  Правило биографическое. Психология человека всегда есть продукт прошлого, переживаемого настоящего и даже предвосхищаемого будущего. Кто-то упрощенно, но верно сказал, что каждый человек на 1/3 - то, что дала ему природа, на 1/3 - то, что сделали с ним люди и условия, в которых он рос и жил, на 1/3 - то, что он сделал из себя сам. Психология человека на любом году его жизни - это в значительной степени продукт его онтологического (прижизненного) развития в прожитые годы. Наиболее существенные качества человека - жизнью «написанная в нем» его биография, интегральный результат всей совокупности условий, образа жизни, собственной активности. Поэтому, получив нужную биографическую информацию, можно с большой долей достоверности предположить наличие у него определенных личностных особенностей. Та биографическая информация, которая обычно содержится в личном деле человека, малопригодна для психологического познания его. Нужную информацию получают из познавательной беседы - основы биографического метода, используемого психологами. Из беседы трудно выяснить, каковы природные предпосылки психологии человека, но можно понять две последние совокупности сформировавших его факторов. Таковых всегда множество. Но все их можно объединить в две группы: собственная активность и окружающие условия.

  Есть универсальный закон природы: все, что активно, то и развивается. Чтобы развить бицепс руки, надо поднимать этой рукой гирю, чтобы сделать мускулистой шею, надо приводить в движение и нагружать регулярно ее мышцы, чтобы укреплять сердце, надо умеренно, но систематически и достаточно длительно нагружать его бегом, быстрой ходьбой. Но если поднимать гирю только правой рукой и никогда - левой, то будет развиваться только правый бицепс, а левый останется дряблым. Это относится и к уровню психики. Чтобы развить память, надо тренироваться в запоминании информации (уроков, стихотворений, текстов, цифр, изображений и пр.); чтобы стать смелым, надо проявлять смелость, преодолевать страх; чтобы стать умным, надо решать все более трудные умственные задачи. Механизм этот можно представить себе так: «веществу природы» человек противостоит как «сила природы». Для того чтобы присвоить вещество природы, пригодное для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову, пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти. Закономерная связь психического развития и активности личности выражена в одном из ведущих принципов психологии - принципе единства психики и деятельности.
  Деятельность - активность, направлена на достижение поставленной цели, получение удовлетворяющего личность результата. Для психологического развития важны не внешние признаки деятельности, а психологические, внутренние. Два студента, например, просидели рядом, обучаясь в одном вузе, бывая на одних и тех же лекциях, выполняя одни и те же задания. Один учился упорно, добросовестно, внимательно и с интересом слушал и записывал лекции, читал и конспектировал литературу, вечерами трудился над выполнением заданий и подготовкой к зачетам, все время пытался докопаться до истины и глубокого понимания предмета, старался все ценное запомнить. Второй поступал иначе: на лекциях читал художественную литературу, свободное время отдавал развлечениям, все время думал, как получить хорошие оценки, ничего не делая для этого и обманывая преподавателей, сдавал зачеты по шпаргалкам и подсказкам. Оба в итоге получили дипломы и психологически развивались как личности, но далеко не одинаково. У первого развивались профессиональное мышление, внимание, память, трудолюбие, добросовестность и т. п., а у второго - лень, лживость, хитрость, поверхностный взгляд на жизнь, нетребовательность к себе, несамокритичность и др. Каждый создал себя сам. Наивно надеяться, что у второго на работе вдруг появятся профессионализм, ум, добросовестность и другие влияющие на успех дела качества. Каждый пойдет той дорогой, которую он протоптал ранее.

  Условия жизни в семье, во время учебы, труда, в свободное время сильно сказываются на психологическом развитии и возникновении определенных качеств и иных психологических особенностей человека. Во-первых, они во многом определяют сами возможности той или иной активности. Часто случается, что подросток хотел бы научиться играть на рояле, заниматься теннисом, поступить по окончанию школы в определенный вуз и т. д., что послужило бы фактором его определенного развития. Но бывает, что у него нет рояля, там где он живет, нет теннисных кортов, нет того вуза, в который он хочет поступить, нет средств, чтобы учиться в платном вузе и в другом городе и пр.

  Во-вторых, как говорят, родителей не выбирают, а их влияние на развитие ребенка очень велико. Есть в психологической науке исследования, в которых делается вывод, что в первые три года детства происходит 50% наиболее значимых изменений в психике, из всех, которые бывают у человека за всю его жизнь. Это и есть возраст, ко - гда влияние родителей приоритетно. Они влияют на ребенка всем образом своей жизни, особенностями личности, образованностью, моралью, взаимоотношениями, отношением к нему, разговорами - всем, влияют даже когда не хотят, не понимают.
      В-третьих, подросток, юноша, взрослый попадают (и выбирают сами, порой необдуманно, случайно, безвольно) в круг сверстников, коллег, друзей, знакомых, втягиваясь одновременно в присущий им круг интересов, ценностей, норм, разговоров, действий, которые активизируют соответствующие мысли, интересы, эмоции, отношения, поощряют одни и запрещают другие проявления их.

  В-четвертых, условия во многом и продукт собственной активности. Например, хорошо относящегося к учебе и преуспевающего школьника, студента всячески хвалят и поощряют, плохого - ругают и упрекают повсюду. Первый живет в обстановке психологического комфорта, второй - в тягостных психологических условиях, побуждающих его искать круг людей, которые скажут ему: «Чего они к тебе придираются!? Ты - мировой парень, иди к нам».

  Все описанное, выявленное и оцененное по периодам жизни данного лица, составляет содержание биографического метода-беседы, при умелом применении позволяющего с большой достоверностью предвидеть особенности психологии данного лица и внести вклад в составление его психологического портрета. Надо расспрашивать его именно о тех особенностях (условиях и активности) его прошлой жизни, которые могли формировать его направленность, ценностные ориентации, черты морально-психологического облика, познавательные, волевые и деловые качества. Обращается внимание не столько на хронологию жизни, сколько именно на формирующие психологию обстоятельства: какой была атмосфера в семье? каковы взаимоотношения родителей? за что они его поощряли и наказывали? чего требовали? как учился? чем интересовался? что нравилось и не нравилось и почему? чем увлекался? чего старался добиться? какой результат считал самым важным и почему? что считает неудачей? с кем дружил? что это были за люди? что в них нравилось? как проводили досуг, почему так? какие книги любил и что в них нравилось? Спрашивая, слушая ответы, нужно стараться понять внутренний мир человека.

  Правило определения жизненной и правовой позиции. Оно реализуется путем познавательной беседы, продолжает изучение в ходе беседы, но переводит его на современность. Эта беседа может быть продолжением биографической, а может быть вкраплена в нее. Что нравится и не нравится в современной жизни общества и почему? Что бы изменил данный человек, если бы имел власть? Как оценивает работу правоохранительных органов, почему? Что нравится или не нравится в телепередачах? Что интересует в газетах? Чем занимается в свободное время? Как помогает родителям? С кем чаще всего общается и что в них нравится? Какое положение хотел бы занять в обществе и почему? Что хочет получить, чтобы сказать: «Я счастлив»? Как этого добиться, что мешает? и пр.

  Жизнь человека, представляющего интерес, скажем, подозреваемого, должна быть изучена досконально, как говорят, «от и до». Надо узнать все его достоинства и слабости, привычки и интересы, где, что и как он ест и пьет, как и каким маршрутом ездит на работу, с кем находится в ссоре, с кем дружит и что делает, когда встречается с друзьями. Бывает полезным сказать: «Будьте откровенны. Лучше, чтобы я Вас понял. Это в Ваших же интересах».

  Правило рефлексии. Это правило при составлении психологического портрета предполагает мысленную постановку себя на место изучаемого лица и проверку с этой позиции, как то, что узнал юрист, согласуется с уже имеющейся информацией, со складывающимся целостным представлением о его психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста.

  В данной статье раскрываются психологические особенности 5 - 6 леток и даются рекомендации родителям для правильного развития детей....

" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"

             Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также  обоснование актуальности...

Буклет для родителей "Психологический портрет идеального первоклассника"

Памятка для родителей о готовности ребенка к школе - это педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная готовность.(по книге Е.В.Шитовой Практические рекомендац...

Психологический портрет ребенка 4 лет

Информация об особенностях воспитания , развития и обучения ребенка 4 лет...

Памятка для родителей «Психологический портрет идеального первоклассника»

Памятка предназначена для воспитателей и родителей детей подготовительной группы....

Психологический портрет будущего первоклассника.

Для того, чтобы эффективно подготовить ребенка к первому классу школы, необходимо понимать, что значит готовность к школе и четко представлять себе какой он, ребенок готовый к школе.Прежде всего, разб...

Чек-лист для составления сенсорного портрета ребенка

Опросник для работы с родителями ребенка, который поможет понять, как работают сенсорные системы данного ребенка в общем...