Статья: Формирование внимания старших дошкольников
статья на тему
В повседневной жизни развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-исследовательская деятельность. Руководящая роль взрослого при этом заключается в целенаправленном привлечении внимания ребенка к тем способам и операциям, с помощью которых он может достигнуть поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Формирование внимания старших дошкольников
В повседневной жизни развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-исследовательская деятельность. Руководящая роль взрослого при этом заключается в целенаправленном привлечении внимания ребенка к тем способам и операциям, с помощью которых он может достигнуть поставленной цели. Отечественный психолог А.В. Запорожец, анализируя, как формируются у детей дошкольного возраста двигательные навыки, постоянно подчеркивал необходимость специальной фиксации внимания ребенка на отдельных вспомогательных и промежуточных этапах овладения навыками. В процессе такой работы ребенок познает возможности своего внимания, выучивается использовать его адекватно поставленной задаче.
Очень рано у детей проявляется и предвосхищающее внимание. С ним хорошо знакомы фотографы, которые обещают ребенку «птичку» из фотоаппарата в ответ на замершую в ожидании интересную позу ребенка и широко распахнутые глаза, предвосхищение ребенка, как правило, неожиданно, оно эмоционально окрашено. Это готовность услышать. Увидеть, узнать что-то интересное. Лишь постепенно на ее основе формируется прогностическое внимание, прямо сопряженное с четким представлением о конечном результате.
Ф.Р. Дунаевский отмечает, что общая характеристика, данная Павловым И. А. ориентировочному рефлексу животных как рефлексу «Что такое?», остается правильной и для детей, но теперь этот рефлекс может быть также охарактеризован как «что с этим можно сделать?». Наряду с общими для животных и детей чертами ориентировочного рефлекса (например, его учащение при повторении раздражений) автор указывает на специфику ориентировочного рефлекса у детей. Так, если объект деятельности ребенка более или менее сложный, то ребенок может вновь и вновь к нему возвращаться, находить в нем новые отношения, новые возможности действия.
Добрынин Н.Р. утверждает, что успешность в обучении знаниям, умениям, навыкам зависит от внимания ребенка. «Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивую и ситуативную значимость; сосредоточение психики. Предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности».
На протяжении дошкольного детства у ребенка возрастает устойчивость внимания.
Так, Бейрль, выясняя максимальную продолжительность игр у детей разного возраста, получил данные, показывающие, что устойчивость внимания в дошкольном возрасте возрастает значительно интенсивнее, чем в преддошкольном возрасте.
Возраст детей | Средняя продолжительность деятельности | Средняя продолжительность отвлеченности (мин) |
4,4 – 5,5 лет | 51 мин 04 сек | 6 мин 04 сек |
5,5 – 6,5 лет | 62 мин 08 сек | 1 мин 06 сек |
Исследования Н.А. Агелосовой также говорят о значительном возрастании устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста. Проведенные ею эксперименты показывают, что устойчивость внимания — сосредоточенное рассматривание картинок — возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.
Исследования Т.В. Петуховой показали, что старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (дети раскладывали обрывки цветной бумаги в коробке, руководствуясь их цветом), но и гораздо меньше при этом отвлекаются на посторонние объекты, чем младшие дошкольники.
В дошкольном возрасте наряду с ростом устойчивости внимания увеличивается и ее объем. Это имеет место и в непроизвольном, и в произвольном внимании.
Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста и других воздействий привлекает внимание ребенка к тем или другим сторонам действительности, В дальнейшем сам ребенок учится пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего последнее приобретает опосредованный произвольный характер.
Наблюдения за дошкольниками показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, отличающиеся повышенной тщательностью при выполнении заданий. Этих детей характеризует особая аккуратность и вдумчивость» но они хронически отстают в деятельности.
Наряду с такими детьми есть и другая категория: дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком качестве. Если у первых доминирует установка на точность, у вторых — на скорость работы. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в деятельности многих других, но опыт показывает, что у них очень большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним — дефицитом внимания.
Таким образом, внимание и темп оказываются связанными сложной связью. При относительно низком индивидуальном темпе и плохо развитом внимании постоянная тренировка внимания может несколько стабилизировать индивидуальный темп, В свою очередь, хорошо развитое внимание выступает как условие превращения индивидуального темпа в источник повышения успешности деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".
В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...
Статья "Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений"
Актуальность темы. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к с...
Статья «Формирование у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта»
Создание условий для формирования у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта....
Статья "Формирование у старших дошкольников первичных естественно-научных представлений"
Статья отражает взгляд педагогов - практиков на основы формирования у старших дошкольников первичных естественно-научных представлений....
Статья: Формирование внимания старших дошкольников
Статья о формированиии внимания старших дошкольников...
Статья: Формирование внимания старших дошкольников
В повседневной жизни развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-и...