Статья "Формирование у старших дошкольников первичных естественно-научных представлений"
статья по окружающему миру по теме

Шерстеникина Анастасия Владимировна

Статья отражает взгляд педагогов - практиков на основы формирования у старших дошкольников первичных естественно-научных представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_est.-nauchn._predstavleniy.odt23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование у старших дошкольников

первичных естественно-научных представлений»

        Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

        На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно–действительного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление.

        Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, на этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления. Но это происходит это только при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, понимают общие для людей экологические проблемы, сознательно к ним относятся и помогают маленькому человеку понять закономерности.

Дошкольников необходимо знакомить детей со значением воды в жизни человека, давать знания о том, что вода, которую употребляют люди, обязательно должна проходить очистку. Необходимо знакомить детей с элементарными способами очистки воды – фильтрацией, закреплять умение детей работать с пооперационной картой. Важно подвести детей к выводу, что безопасно использовать можно только очищенную воду; что воду нужно беречь: не загрязнять. Познавательные занятия с дошкольниками (Приложение 1) стимулируют любознательность, наблюдательность и самостоятельность, формируют умение работать в группе, договариваться.

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Приложение 1

Непрерывная образовательная деятельность по экологии

для детей в подготовительной группе "Волшебница вода"

Цели. 
1.Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды: 
- отсутствие собственной формы; 
- текучесть; 
- пар тоже вода; 
- вода может растворять предметы. 
- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. 
- развивать навыки проведения лабораторных опытов: 
- закрепить умение работать с посудой 
стеклянной и прозрачной. 
- закрепить умение работать с 
незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые 
меры безопасности. 
2.Воспитательные. 
- развивать социальные навыки: 
- умение работать в группе; 
- учитывать мнение партнёра; 
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 
- прививать бережное отношение к воде. 
3.Развивающие: 
- активизировать и обогащать словарь детей 
существительными, прилагательными, глаголами 
по теме занятия.

Предварительная работа 


1.Беседы о воде, её роли в жизни человека. 
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой. 
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода". 
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.. 
5.Чтение художественной литературы. 
6.Наблюдение за водой во время прогулок. 

Материал для занятий
Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы. 
Фильтровальная бумага. 
Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло. 
Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка. 
Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, 
водохранилищ. 
Электрообогреватель или кипятильник.

1 ЧАСТЬ.

Вос - ль: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты 
проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. 
Дети подходят к фонтану и рассматривают его. 
Вос ль: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода). 
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? 
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

2 ЧАСТЬ.

"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".

Вос - ль: Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? 
Дети: Стеклянная. 
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться. 
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить. 
Вос - ль: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. 
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. 
Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. 
Дети: Вода жидкая. 
Вос - ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? 
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую. 
Вос - ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? 
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. 
Вос - ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. 
Самостоятельная работа детей. 
Вос - ль: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? 
Дети: Форму баночки. 
Вос - ль: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? 
Дети: Вода приняла форму этих предметов. 
Вос - ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? 
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. 
Вос - ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". 
Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?". 
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. 
Вос - ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?". 
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

"ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ".

Вос - ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? 
Дети: Когда её нагревают. 
Вос- ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает? 
Дети: Огонь, газ, электронагреватель. 
Вос - ль: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. 
Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. 
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вос - ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? 
Дети: Она кипит, булькает, бурлит. 
Вос - ль: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься? 
Дети: Да, она очень горячая. 
Вос - ль: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая. 
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. 
Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях. 
Вос - ль: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? 
Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.

"ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА".

Вос - ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? 
Высказывания детей.

Вос - ль: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. 
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). 
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". 
Физкультминутка "Рыбки плавали, ныряли".

"ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ".

Вос - ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. 
Слушайте первую загадку: 
Белый камень в воде тает. 
(сахар).

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Вос - ль: Теперь вторая загадка. 
В воде родиться, 
Воды боится. 
(соль).

Убираем салфетку со второго блюдца.

Вос - ль: И, наконец, третья, последняя загадка. 
Желтое, а не солнце, 
Льется, а не вода, 
На сковороде - пенится, 
Брызгается и шипит. 
(масло).

Вос - ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. 
Дети: Потому что они в ней исчезают. 
Вос - ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. 
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых. 
Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? 
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? 
Дети: Сахар растворилась в воде. 
Вос - ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? 
Дети: Соль растворилась в воде. 
Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде. 
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. 
Вос - ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились 
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. 
Вос - ль: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

"ОЧИСТКА ВОДЫ".

Вос - ль: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. 
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? 
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. 
Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? 
Дети: Её нужно очистить от масла. 
Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. 
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. 
Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. 
Самостоятельная работа детей.

Вос - ль: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. 
Идет самостоятельная работа детей. 
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? 
Дети: Вода стала чистой. 
Вос - ль: Куда же делось масло? 
Дети: Все масло осталось на фильтре.

Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

3 ЧАСТЬ.

Вос - ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?" 
ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая). 
После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану. 
Вос - ль: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.

Дети: Вода это жидкость; 
Вода не имеет собственной формы; 
Вода может нагреваться, быть горячей; 
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. 
Воду можно очистить с помощью фильтра.

Вос - ль: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде? 
Говорят она везде! 
Вы в пруду её найдёте, 
И в сыром лесном болоте. 
В луже, в море, в океане 
И в водопроводном кране, 
Как сосулька замерзает, 
В лес туманом заползает, 
На плите у вас кипит, 
Паром чайника шипит. 
Без неё нам не умыться, 
Не наесться, не напиться! 
Смею вам я доложить: 
Без неё нам не прожить! 
Вос - ль: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В представленной методической  разработке отражены:- пояснительная записка, в которой  отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...

Экспериментальный подход к формированию естественно-научных представлений у дошкольников (совместная работа воспитателей МБДОУ №347 “Лесная полянка” Заусайловой С.Л. и Кашиной О.Б.)

Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического...

Кружок "Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами астрономии"

Кружок "Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами астрономии"...

Занятие по формированию естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Необычное в обычном"

Целью является знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ)...

Семинар естественно-научных представлений дошкольников.

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему...

Проектная площадка доу 395 «Формирование у старших дошкольников первичных представлений о культурном наследии России в сфере искусства средствами современных образовательных технологий»

В 2020 году на базе МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара организована работа проектной площадки. Тема проектной площадки :«Формирование у старших дошкольников первичных представл...