Статья "Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений"
статья (старшая группа) на тему
Актуальность темы. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухудшениям функционирования экосистем. Природные нарушения в свою очередь негативно сказываются на условиях существования самих людей. В сложившейся ситуации важнейшей задачей общества является поиск путей преодоления деструктивных процессов в биосфере. По мнению ученых, возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы (Р. Атфилд, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.).
Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой, З.П. Плохий, Н.К. Постниковой, Е.Н. Терентьевой, A.M. Федотовой, И.А. Хайдуровой, Т.В. Христовской, И.А. Шараповой и др. В работах исследователей отношение ребенка к природе определено как сложное личностное образование в совокупности трех компонентов: когнитивного, эмоционального и практического.
Особый ракурс проблемы – развитие интереса детей к миру растений. Мир растений недостаточно динамичный в «пространстве и времени», более разнообразный (по сравнению с животным миром), что усложняет процесс его освоения детьми. Часто дети воспринимают растения не как живое, не проявляют яркого интереса к ним. Однако, именно в процессе освоения природы (и в частности – растительного мира) создаются условия для целостного развития детей (освоение сенсорных эталонов, многообразия отношений, проявления ценностных ориентиров, приобретения первых навыков труда в природе и т.п.). Для решения данной проблемы важно не столько формирование представлений, сколько вызывание интереса к миру растений (как пускового мотива познания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является формирование у дошкольников интереса к тем или иным явлениям. Проблемой изучения феномена «интерес» занимались А.В. Запорожец, Л.А. Гордон, Л. И. Божович, А.К. Дусавицкий, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, П.А. Рудик и др.
А.В. Запорожец определял интерес, как «склонность обращать внимание на определенные объекты, стремление возможно более подробно с ними познакомиться...» (Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. – с. 241). Л.А. Гордон, в свою очередь, указывает, что «интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека» (Гордон Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика № 9, 1939. – с. 10). Анализируя данные мнения, можно сделать вывод, что психологическое понятие «интерес» включает в себя совокупность психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых. Интерес, т.о. является синтетическим психическим процессом (Гордон Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика № 9, 1939. – с. 15).
Психолог П.А. Рудик подчеркивает: «...психологическая структура интересов обязательно содержит в себе три стороны:
а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области;
б) практическую деятельность в этой области;
в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью» (Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. - 136 с.).
Н.Г. Морозова выделяет два вида интереса по степени его устойчивости:
- Эпизодический (временный): возникает как переживание радости познания предмета, явления, способа действия; радость овладения деятельностью, которая вызывает активность ребенка. Здесь привлекательна внешняя сторона деятельности, метод преподнесения знаний.
2. Устойчивый (личностный): развивается как познавательная устремленность ребенка. Данный вид интереса длителен и сопряжен с инициативным поиском знаний (Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.).
Из общего понятия «интерес» исследователями в области педагогики и психологии выделена и изучается проблема познавательного интереса. В работах Л.И. Божович и А.К. Дусавицкого раскрывается сущность познавательного интереса как сложного психического образования и пути его формирования (Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1958. – С. 34).
Л. И. Божович провела исследование, в ходе которого изучала познавательный интерес как ценный мотив деятельности ребенка. Рассмотрены в единстве два ряда отношений: а) «те объективные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами»; б) «собственное отношение ребенка к действительности». Рассматривая познавательные интересы и условия их формирования, автор приходит к выводу, что интерес развивается тогда, когда у ребенка возникает потребность в определенных знаниях и, соответственно, организуется его деятельность (Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1958. – С. 34).
Фундаментальной работой представляется монографическое исследование Г. И. Щукиной по познавательному интересу. Здесь обнаруживается принципиально новый подход к проблеме: познавательный интерес - не только стимул развития деятельности, но и стимул развития личности. Рассматривая познавательный интерес как устойчивую черту личности, автор в то же время подчеркивает очень важную сторону интереса - он выступает как мотив деятельности, в которой аккумулируется опыт положительных переживаний ребенка. В работе дано определение познавательного интереса, наиболее точно выражающее его сущность: «познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных свойств». Г.И. Щукина раскрывает стороны проявления познавательного интереса, составляющие, по мнению автора, единое взаимосвязанное целое:
- Интеллектуальные проявления: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач;
2. Эмоциональные проявления: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха;
3. Проявление воли: инициатива поиска, самостоятельное добывание знаний, выдвижение и постановка задач на пути познания. Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, как элемент познавательной направленности имеет место в любом интересе. Ядром познавательного процесса являются мыслительные процессы (Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М.: Педагогика, 1971. – 352 с).
По мнению Г. И. Щукиной, интерес выступает как избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Интерес нередко заставляет нас действовать в качестве мотива деятельности. Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности. Именно поэтому познавательный интерес рассматривается как мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной (Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Щукиной Г.И. - М.: Просвещение, 1984. – С. 21).
Своеобразие познавательного интереса у детей дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. По мере своего развития познавательный интерес становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливого ума. Характерными чертами познавательных интересов являются такие, как: предметная направленность, глубина, устойчивость, действенность (Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989. – С.150-164, Сирбиладзе П.Г. Интересы дошкольников. Автореф. канд. дисс. - Тбилиси, 1966, Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1975).
В своих исследованиях Е.Ф. Рыбалко свидетельствует о том, что «интересы дошкольников - есть форма проявления активности и самостоятельности детей» (Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей дошкольного возраста. - Л.: Наука, 1959).
Следует учитывать, что интересы не являются врожденными. Таким образом, интерес, активизируя мышление, чувство, волю, становится сильнейшим мотивом, побуждающим личность к действиям. Сама же деятельность становится источником развития интереса. Предпосылки развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связываются целым рядом ученых с преобладанием определенных форм активности и положительного состояния, возникающих из потребности во внешних впечатлениях (Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1958. – С. 34, Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. - Т. 3. – С. 5-328, Кистяковская М. Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. – М., 1970. – С. 224), и из потребности в общении и деятельности (Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1975).
По данным многих исследователей возникновение детских вопросов является одной из важных предпосылок развития познавательных интересов. Они порождаются всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение, т.е. новым и неизвестным. Е.А. Аркин отмечал, что «вопросы ребенка служат своеобразным выражением умственного голода, первыми искрами самостоятельной живой мысли ребенка (Аркин Е.А. Ребёнок в школьные годы. - М.: Просвещение, 1968. – С. 30-45).
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. К.М. Романова выделяет ряд особенностей детских вопросов:
1) вопросы детей возникают в процессе практической деятельности самого ребенка, так как она усиливает активность.
2) Вопросы возникают не только в связи с конкретным восприятием предметов, но и в процессе сравнения впечатлений с прежним опытом (Романова К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. – О., 1961).
Известно, что на протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются по форме и содержанию. Анализ вопросов детей старшего дошкольного возраста показывает, что они направлены на выявление связей между предметами и явлениями действительности, упорядочивание и систематизацию своих представлений. Влияние познавательного интереса на развитие личности ребенка определяется его качественными особенностями: широтой и устойчивостью. Широкие интересы побуждают ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний и видах деятельности. Усвоение знаний происходит в контексте деятельности (Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда //Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С. 79).
Как показывают исследования Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, А. А. Люблинской, возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его познания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете. С одной стороны, интерес, как желание узнать что-то глубже, полнее, точнее, возникает, когда ребенок уже что-то знает. Если детям ничего не известно о египетских иероглифах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не возникнет. С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, им становится неинтересно его слушать. Они ничего нового не узнают и быстро отвлекаются. Рассказ будет интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но существенная сторона знакомого объекта: либо происхождение предмета, либо назначение орудия, т. е. что-то новое даже в том, что ребенку известно (Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Щукиной Г.И. - М.: Просвещение, 1984. – С. 21, Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с., Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.).
Исследования А. В. Запорожца показали, что познавательная активность детей побуждает взрослого разъяснять и показывать существующие в жизни зависимости между явлениями. Так дети учатся обобщать, переходить к категориальным и осмысленным понятиям, освобождаясь от связи теми житейскими условиями, в которых дана конкретная задача. Это способствует развитию логического мышления (Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. – с. 241).
Одним из ведущих средств, способствующих развитию познавательного интереса, по мнению Л.М. Маневцовой, является элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Л.М. Маневцова подчеркивает, что систематическая организация данной деятельности ведет к обогащению развития познавательных потребностей детей, их активному включению, появлению у них большого количества вопросов, к самостоятельной постановке и решению их детьми (Маневцова Л.М. Использование элементарной поисковой деятельности для развития познавательных способностей //Формирование познавательной активности у старших дошкольников – У., 1985. – 116 с.).
Таким образом, анализ теоретической литературы позволяет утверждать, что познавательный интерес у детей не является врожденным и не развивается самостоятельно. Развитие интереса детей определяется характером деятельности, в которую вовлечен ребенок. В связи с тем, что семья является первой ступенью в становлении личности ребенка, она будет играть значимую роль в развитии детских интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений Н.М.Павловой. в формировании познаваельного интереса старших дошкольников к растениям.
Сейча, в нашем беспокойное время, одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед обществом, является проблема экологического воспитания. Для сохранения благополучия экологического климата и приод...
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.
Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...
Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.
Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....
Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.Преимущество экскурсий...
Интерес старших дошкольников к растениям через книги.
Сейчас, в наше беспокойное время, одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед обществом, является проблема экологического воспитания. Для сохранения благополучия экологического климата ...
Картотека дидактических игр,направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений"
Картотека дидактических игр , направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений....