Дополнительная образовательная программа "Каруселька"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа направлена на приобщение старших дошкольников к русскому народному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Городской округ город Ханты – Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Радуга»
(МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга»)
Принята на педагогическом совете Утверждаю:
от 30.08.2016 г Заведующий МБДОУ
Протокол №1 ___________ Сивкова Л.Н
Приказ №109 от 30.08.2016
Дополнительная
общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Сульманова С.Г.
г. Ханты-Мансийск
2016г.
Содержание
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка……………………………………………………………….....3
- Цели и задачи программы…………………………………………………………….....4
- Содержание программы…………………………………………………………………5
- Планируемые результаты освоения программы………………………………….….14
- Комплекс организационно-педагогических условий………………………………………..15
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Направленность программы
Направленность дополнительной программы «Каруселька» - художественно-эстетическое.
Актуальность программы
Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Каруселька» базируется на современных требованиях модернизации системы образования и составлена с учётом теоретического, практического опыта педагогов в дополнительном образовании. «Великие педагоги прошлого, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие в своей теории и практике широко использовали традиционную культуру воспитания, потому что «каждый народ – великий педагог», - писал профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования Г. Н. Волков. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие взрослого и ребёнка, необходимость слушать и отвечать. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом различные ребёнка виды деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и художественно-эстетическое развитие дошкольников 4-5 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности.
Отличительные особенности программы
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на принципах ФГОС ДО, с учётом авторской программы “Ладушки” И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, и на основе авторской программы С.Г. Сульмановой «Русские забавы». Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение года знакомиться с традиционными русскими праздниками, и соответствующий им устный и музыкальный материал. Особенностью программы является её интегрирование: пение потешек и закличек, народные игры, игра на шумовых инструментах, слушание лучших образцов русской народной музыки, познавательная деятельность.
Адресат программы
Данная программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Количество группы –20 детей. Состав обучающихся – постоянный, возможно с участием детей с ОВЗ.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю (не более 25 минут) во второй половине дня. Количество занятий на освоение программы воспитанниками: 72 занятий в течение 36 недель учебного года с октября по май.
Форма обучения – очная.
Уровень усвоения – общекультурный.
Степень авторства – модифицированная программа.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса по знакомству с русским народным творчеством проводится в форме кружковой работы с детьми среднего дошкольного возраста, являющиеся постоянным составом в течение всего срока обучения.
Режим занятий
-количество занятий в неделю – 2 (не более 25 минут);
-количество занятий в месяц – 8;
-количество занятий в год - 62
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы
Создание условий для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного фольклора.
Задачи программы
Образовательные
- знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
Развивающие
- развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, вокальные навыки.
Воспитательные
- создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа;
- вызывать интерес к культуре русского народа.
1.3.Содержание программы
Программа «Каруселька» имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (пестушки, потешки, заклички).
Раздел 2. «Игровой фольклор» (русские народные игры с элементами народного танца).
Раздел 3. «Игра на детских музыкальных инструментах».
РАЗДЕЛ 1
«Детский музыкальный фольклор»
«Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
«Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
«Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
РАЗДЕЛ 2
«Игровой фольклор»
«Русские народные подвижные игры».
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Передача образа, характера в игре.
«Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ 3
«Игра на детских музыкальных инструментах»
«Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
«Игра в ансамбле».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре других детей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Учебно-тематический план
Месяц | Кол-во занятий | Тема занятий | |||
неделя | НОД | теория | практика | ||
октябрь | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | «Урожайная» |
2 | 1 | ||||
2 | 3 | 0,5 | 0,5 | «Репка» | |
4 | 1 | ||||
3 | 5 | 0,5 | 0,5 | «Теремок» | |
6 | 1 | ||||
4 | 7 | 0,5 | 0,5 | «Капустница» | |
8 | 1 | ||||
ноябрь | 1 | 9 | 0,5 | 0,5 | «Ярмарка» |
10 | 1 | ||||
2 | 11 | 0,5 | 0,5 | «Весёлые ложки» | |
12 | 1 | ||||
3 | 13 | 0,5 | 0,5 | «Бабушкин сундучок» | |
14 | 1 | ||||
4 | 15 | 0,5 | 0,5 | «Рукодельница» | |
16 | 1 | ||||
декабрь | 1 | 17 | 0,5 | 0,5 | «Здравствуй зимушка-зима» |
18 | 1 | ||||
2 | 19 | 0,5 | 0,5 | «Весёлый оркестр» | |
20 | 1 | ||||
3 | 21 | 0,5 | 0,5 | «Зимние забавы» | |
22 | 1 | ||||
4 | 23 | 0,5 | 0,5 | «Новый год у ворот» | |
24 | 1 | ||||
январь | 1 | 25 | 0,5 | 0,5 | «Колядки» |
26 | 1 | ||||
2 | 27 | 0,5 | 0,5 | «Весёлая беседа» | |
28 | 1 | ||||
3 | 29 | 0,5 | 0,5 | «Новогодняя рукавичка» | |
30 | 1 | ||||
февраль | 1 | 31 | 0,5 | 0,5 | «Мы играем-не скучаем» |
32 | 1 | ||||
2 | 33 | 0,5 | 0,5 | «Сказочки-шумелки» | |
34 | 1 | ||||
3 | 35 | 0,5 | 0,5 | «Игры лесных зверей» | |
36 | 1 | ||||
4 | 37 | 0,5 | 0,5 | «Ой, блиночки вы мои» | |
38 | 1 | ||||
март | 1 | 39 | 0,5 | 0,5 | «Зиму провожаем» |
40 | 1 | ||||
2 | 41 | 0,5 | 0,5 | «Грач на шесте-весна на дворе» | |
42 | 1 | ||||
3 | 43 | 0,5 | 0,5 | «Приходи весна -красна» | |
44 | 1 | ||||
4 | 45 | 0,5 | 0,5 | «Заюшкина избушка» | |
46 | 1 | ||||
апрель | 1 | 47 | 0,5 | 0,5 | «Птичьи голоса» |
48 | 1 | ||||
2 | 49 | 0,5 | 0,5 | «Лесные сказочки» | |
50 | 1 | ||||
3 | 51 | 0,5 | 0,5 | «Вербочка» | |
52 | 1 | ||||
4 | 53 | 0,5 | 0,5 | «Весенние заклички» | |
54 | 1 | ||||
май | 1 | 55 | 0,5 | 0,5 | «Колокольчики звенят» |
56 | 1 | ||||
2 | 57 | 0,5 | 0,5 | «В хороводе были мы» | |
58 | 1 | ||||
3 | 59 | 0,5 | 0,5 | «В гостях у сказки» | |
60 | 1 | ||||
4 | 61 | 0,5 | 0,5 | «Во поле берёза стояла» | |
62 | 1 | ||||
Итого | 62 занятия |
Календарно-перспективное планирование
Месяц | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
октябрь | 1 | «Урожайная» | Дать представление об осенних работах земледельца, орудиях труда. Развитие чувства ритма. Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. Учить детей идти за ведущим «змейкой». Разучить танцевальные движения «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). | Игра «Угадай, что в мешочке». Загадки об овощах Игра на развитие чувства ритма «Дятел» Хоровод «Вейся, капустка» Игра-импровизация на ложках Пляска-импровизация с платочком. |
2 | Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно. Развитие координации движения. | Закрепление пестушки и колыбельной. Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Игра «Иголка и нитка» | ||
3 | «Репка» | Обогащать знания детей о природе. Формировать навык согласовывать движения с текстом. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. | Осенние загадки Закрепление осенних закличек. Чтение русской народной сказки «Репка» беседа по содержанию, распределение ролей для инсценирования. | |
4 | Развитие чувства ритма Создать условия для проявления артистических способностей детей. Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Пляска с платочком Инсценирование сказки «Репка». Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах | ||
5 | «Теремок» | Побуждать эмоционально воплощать образы персонажей сказки в театрализации. | Чтение русской народной сказки «Теремок». Беседа по содержанию, распределение ролей для инсценирования. | |
6 | Создать условия для проявления артистических способностей детей. Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки. | Беседа о русском гостеприимстве. Просмотр мультфильма «Как лиса к журавлю в гости ходила» Инсценирование русской народной сказки «Теремок» | ||
7 | «Капустница» | Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями. Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками. Развивать эмоциональный отклик на русские народные колыбельные песни. Знакомить детей с колыбельными песнями, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно | Разучивание пестушек. Слушание колыбельных песен. Разучивание р.н.колыбельной песни Разучивание р.н.п. «Ладушки» Рассказ о капустном дне на Руси. Просмотр видеофильма «Капустница» Игра «Капуста» | |
8 | Развивать ритмичность, координацию рук и ног. Развивать дикцию детей, используя прибаутки. | Ритмическое упражнение «Мы капусту солим» Игра «Капуста» Игра «Паук и мухи» | ||
ноябрь | 9 | «Ярмарка» | Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами. Дать представление о русской ярмарке. Развитие чувства ритма. Закрепить танцевальные движения «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). | Рассказ о русской ярмарке. Разучивание ярмарочных закличек и потешек. Игра «Карусель» Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах Пляска-импровизация |
10 | Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. Использовать знакомые танцевальные движения свободной пляске. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
11 | «Весёлые ложки» | Развивать навыки ритмичной игры на ложках в оркестре, согласовывать свою игру с другими. Продолжать закреплять приёмы игры на ложках. | Беседа о деревянной ложке. Загадки о ложках Пословицы о ложках Просмотр видеофильма «Приёмы игры на ложках» Игра на развитие чувства ритма «Дятел» | |
12 | Продолжать развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. | Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах | ||
13 | «Бабушкин сундучок» | Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них. | Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах. Пляска с платочком | |
14 | Учить создавать образы игры через пение и движение. | Пляска с платочком Р.н.п. «Ладушки» Игра «Ниточка-иголочка» | ||
15 | «Рукодельница» | Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями. Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок, самовар, прялка, веретено). Дать представление о традиционном русском костюме мужчины и женщины (кокошника, сарафан, рубаха, штаны, лапти, пояс). Развивать эмоциональную отзывчивость на русское песенное творчество. | Рассказ о быте русской семьи, о распределении обязанностей в доме Слушание р.н.п. «В низенькой светёлке» и «Ах, вы сени мои, сени» | |
16 | Рассказ о русском обычае – гостеприимство. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу. | Слушание песни «Ах вы сени» Игра «Клубок» Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах | ||
декабрь | 17 | «Здравствуй зимушка-зима» | Знакомить детей с традициями встречи зимы Обогащать знания детей о природе. | Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима» Ритмическое упражнение «Мы погреемся немножко» |
18 | Знакомить детей с традиционной зимней одеждой (зипун, платок, шапка-ушанка, валенки-самокатки). Закрепить танцевальные движения «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). | Рассказ о традиционном русском зимнем костюме, показ одежды в мини-музее «Русская изба» Пляска –импровизация с платочком | ||
19 | «Весёлый оркестр» | Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. | Рассказ о русских народных инструментах (ложки, гармошка, трещётки, рубель, балалайка, бубен) Загадки о инструментах Просмотр видеофильма | |
20 | Продолжать развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. Развитие чувства ритма | Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах Игра «Дятел» Игра на развитие чувства ритма «Бубен» | ||
21 | «Зимние забавы» | Учить создавать образы игры через пение и движение. Развитие чувства ритма | Игра-импровизация на русских народных шумовых инструментах Игра «Дятел» Игра на развитие чувства ритма «Бубен» | |
22 | Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх. Развитие чувства ритма | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
23 | «Новый год у ворот» | Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх. | Р.н.игра «Мороз и волк» Ритмическое упражнение «Мы погреемся немножко» Пляска-импровизация | |
24 | Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх. | Р.н.игра «Мороз и волк» Ритмическая игра «Бубен» Игра «Зайцы и медведь» | ||
январь | 25 | «Колядки» | Познакомить детей с традициями русского народа – Рождеством. Формировать навык согласовывать движения с текстом. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. | Рассказ о русской традиции колядовать Разучивание колядок |
26 | Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. | Закрепление колядок Игра-импровизация на шумовых инструментах | ||
27 | «Весёлая беседа» | Учить создавать образы игры через пение и движение. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. | Разучивание пестушек и потешек Игра-импровизация на шумовых инструментах | |
28 | Учить создавать образы игры через пение и движение. Формирование правильной артикуляции | Закрепление пестушек и потешек Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
29 | «Новогодняя рукавичка» | Учить создавать образы игры через пение и движение. Развитие чувства ритма | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Игра «Рукавичка» | |
30 | Учить создавать образы игры через пение и движение. | Игра «Рукавичка» Пляска-импровизация с платочком | ||
февраль | 31 | «Мы играем – не скучаем» | Учить создавать образы игры через пение и движение. | Р.н.игра «Мороз и волк» Ритмическая игра «Бубен» Игра «Зайцы и медведь» |
32 | Побуждать чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске. | Игра «Зайцы и медведь» Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
33 | «Сказочки шумелки» | Развитие инструментального музицирования. Развитие чувства ритма, творческого воображения | Озвучивание сказок и стихотворение о зиме | |
34 | Развитие инструментального музицирования. Развитие чувства ритма, творческого воображения | Озвучивание сказок и стихотворение о зиме | ||
35 | «Игры лесных зверей» | Учить создавать образы игры через пение и движение. Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх. | Игра «Зайцы и медведь» Игра «Лиса и зайцы» Игра «Волк и зайцы» | |
36 | Продолжать закреплять полученные коммуникативные навыки в играх. | Игра «Волк и зайцы» Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
37 | «Ой, блиночки вы мои» | Познакомить детей с традициями русского народа – Масленица, масленичная неделя. | Беседа о празднике «Масленица». Просмотр мультфильма «Масленица» | |
38 | Формировать навык согласовывать движения с текст. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. Учить детей передавать весёлый характер песни. Добиваться в пении чёткой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание. | Слушание р.н.п. «Выходила наша Масленица». Разучивание р.н.п. «Блины» | ||
март | 39 | «Зиму провожаем» | Формировать навык согласовывать движения с текстом. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. | Разучивание весенних закличек. Игра «Сковорода» Слушание р.н.п. «Вот уж зимушка проходит» |
40 | Продолжать формировать навык согласовывать движения с текстом. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. | Закрепление весенних закличек. Игра «Сковорода» | ||
41 | «Грач на шесте-весна на дворе» | Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах. Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках. | Игра «Горшок» Игра в «Ворона». Пляска импровизация. | |
42 | Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах. Обогащать представления детей о птицах. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Игра в «Ворона». Игра «Птицы, собирайтесь в стаю» | ||
43 | «Приходи весна-красна» | Обогащать знания детей о природе. Развивать дикцию детей, используя заклички. | Закрепление весенних закличек Игра «Горшок» Р.н. игра «Метелица» | |
44 | Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Р.н. игра «Метелица» | ||
45 | «Заюшкина избушка» | Побуждать эмоционально воплощать образы героев сказки в театрализации. | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Беседа по содержанию сказки, распределение ролей | |
46 | Создать условия для проявления артистических способностей детей. Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки. | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» Р.н. игра «Ручейки» | ||
апрель | 47 | «Птичьи голоса» | Обогащать знания детей о птицах. Развивать координацию в пространстве | Беседа о перелётных и зимующих птицах Слушание птичьих голосов Р.н. игра «Ручейки» |
48 | Обогащать знания детей о птицах. Развивать координацию в пространстве. Развитие чувства ритма | Игра «Узнай, чей голос» Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
49 | «Лесные сказочки» | Обогащать знания детей о природе. Побуждать эмоционально воплощать образы персонажей сказки в театрализации. | Загадки о лесных зверях Игра-пляска «Заинька, выходи» Чтение р.н. сказки «Курочка Ряба» | |
50 | Учить создавать образы игры через пение и движение. Побуждать эмоционально воплощать образы персонажей сказки в театрализации. | Закрепление игра-пляска «Заинька, выходи» Инсценирование р.н. сказки «Курочка Ряба» | ||
51 | «Вербочка» | Дать начальные знания о празднике «Пасха». Обогащать знания детей о природе. | Рассказ о Вербном воскресенье. Просмотр видеофильма «Вербочка» | |
52 | Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Катание яиц | ||
53 | «Весенние заклички» | Формировать навык согласовывать движения с текстом. Формировать навык петь выразительно, хорошо проговаривая текст. | Разучивание закличек Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | |
54 | Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. | Закрепление закличек Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Р.н. игра «Солнышко» | ||
май | 55 | «Колокольчики звенят» | Дать представления о колокольном звоне, как традиции Пасхального праздника | Разучивание пасхальных приговорок. Слушание колокольных звонов разных областей |
56 | Продолжать развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. | ||
57 | «В хороводе были мы» | Развивать игровое взаимодействие детей. Создать атмосферу радости от общения взрослых и детей. | Разучивание игры «Пчёлы», «Ручеёк» Игра «Жмурки с колокольчиком» | |
58 | Развивать ритмичность, координацию рук и ног. Побуждать чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Игра «Ручеёк». Игра «Пчёлы». | ||
59 | «Во поле берёза стояла» | Обогащать знания детей о природе. Закрепление ранее изученного. | Знакомство с Русским праздником Троица Слушание песни «Во поле берёза стояла» Слушание закличек | |
60 | Развивать координацию рук и ног в хороводе, учить выполнять движения хоровода. Закрепить слова заклички. Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. | Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах. Хоровод «Во поле берёза стояла» (круговой и змейка, стенка на стенку) Разучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!» | ||
61 | «В гостях у сказки» | Подготовительная работа к совместному развлечению с родителями | Распределение ролей, повторение ранее изученного репертуара | |
62 | Создать условия для проявления артистических способностей детей. Создать атмосферу радости от общения взрослых и детей. | Развлечение с родителями в мини-музее «Русская изба» |
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- ребёнок имеет представление о русских народных праздниках;
- ребёнок использует в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки);
- ребёнок уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне;
- ребёнок знает название русских народных шумовых инструментов (треугольник, бубен, балалайка, рубель, колотушка) и различать их по звучанию.
- ребёнок ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идёт за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук.
- Комплекс организационно-педагогических условий
Годовой календарный график
№ | Временной отрезок | Начало | Окончание | Длительность |
1 | Учебный год | 01.10.2016 | 31.05.2017 | 31 неделя |
2 | 1 учебный период | 01.10.2016 | 27.12.2016 | 12 недель |
3 | Зимние каникулы, праздничные дни в течение года | 28.12.2016 | 10.01.2017 | 3 недели |
4 | 2 учебный период | 11.01.2017 | 31.05.2017 | 19 недель |
5 | Летний оздоровительный период | 01.06.2017 | 31.08.2017 | 12 недель |
Итого учебных недель | 31 неделя |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение | Информационное обеспечение | Кадровое обеспечение |
Музыкальный зал или мини-музей «Русская изба»: скамейки, стулья для каждого ребёнка, магнитофон. | Видеоуроки, фотографии, интернет-источники. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Оборудование: - дидактические игры по русскому игровому фольклору; - наглядные пособия (альбомы русских народных инструментов, иллюстрации); - предметы домашнего обихода из мини-музея; - комплект русских народных инструментов; - атрибуты для игр. |
Формы аттестации (результат)
- Развлечение с родителями «В гостях у сказки»;
- Видео и фотоматериалы;
Оценочные материалы (методика обследования уровня развития умений и навыков детей)
Диагностическое обследование составлено на основе материалов образовательной программы И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Ладушки».
Критерии уровней развития детей
3 балла - ребёнок выполняет задания без помощи взрослого.
2 балла - выполняет частично с помощью взрослого.
1 балл – ребёнок не может выполнить задания и помощь взрослого не принимает.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения данной программы и влияние её на художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Диагностика проводится 2 раза в год: сентябрь, май. Диагностика детей проводится в форме наблюдения.
№3№ | ФИО ребёнка | 1.Слушание | 2.Игра на русских народных инструментах | 3.Музыкально- ритмические движения | 4.Пение потешек и закличек |
Слушает музыкальные произведение до конца, и узнаёт. | Умеет играть на русских народных музыкальных инструментах: трещётке, треугольнике, рубеле, ложках, бубне. Исполнять произведения в ансамбле. | Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера. Может самостоятельно придумывать движения. | Имеет навык выразительного исполнения потешек и закличек, поёт самостоятельно и коллективно | ||
Методические материалы
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм.
Формы организации занятия – игра, занятие интегрированного типа.
Формы организации образовательного процесса – групповая.
Педагогическая технология – технология развивающего обучения, технология игровой деятельности.
Дидактические материалы: картотека русских народных игра, потешек, закличек, фонотека русских народных колыбельных песен.
Список использованных источников и литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Дополнительная литература
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей), Санкт-Петербург 2000. – 220 стр.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - Москва: Просвещение, 1988.
3. Каплунова И. «Ансамбль ложкарей», Невская нота, Санкт-Петербург 2015. – 64 стр.
4. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - Москва, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...