Развитие общения детей с неродным русским языком в рамках социоигровой технологии.
статья на тему

Богуславец Ирина Александровна

Статья опубликована в научном журнале, в рамках защиты дссертации.

В статье рассматривается проблема общения детей дошкольного возраста с неродным русским языком. Для  успешной социализации детей, предложено использовать приемы социоигровой технологии, которая предполагает развитие ребенка дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_07.01.16.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие общения детей с неродным русским языком в рамках социоигровой технологии.

Communication development of children with native Russian language within the framework of the socioplay technology.

Богуславец Ирина Александровна

Аспирант

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Педагогический факультет

Шадринского государственного педагогического института,

г. Шадринск

Аннотация: В статье рассматривается проблема общения детей дошкольного возраста с неродным русским языком. Для  успешной социализации детей, предложено использовать приемы социоигровой технологии, которая предполагает развитие ребенка дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками.

Abstract: the article deals with the problem of communication of preschool children with native Russian language. For successful socialization of children, suggested that receptions socioplay technology, which involves the development of a child of preschool age in the game communicating with peers.

 Ключевые слова: дошкольный возраст, социоигровая технология, межнациональное общение.

Keywords: preschool age, socioplay technology, interethnic communication.

            В современное время вопросы педагогического взаимодействия определяют сущность образовательного процесса. Востребованность знаний и технологий организации оптимальной согласованности субъектов образования обусловлена   анализом сложившейся ситуации в образовании, когда накоплен большой объем педагогических знаний.

           Триада «педагог – ребенок - родитель» Лежит в основе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Это базис в определении целей образования, конструировании содержания и педагогических технологий, достижении и оценке результатов образования (обучения, воспитания и развития). В системе дошкольного образования данная концепция находит свое отражение в корректировке подходов к организации воспитательно- образовательного процесса не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми. [1]

              По мнению  отечественных ученых    М.И. Лисиной, Н.В. Проняевой, Л.Л. Лашковой,  и др., одним з показателей успешного развития – способность к коммуникации человека с человеком. Коммуникация – это для ребенка не только умение говорить, разговаривать друг с другом. Это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которым не обидишь сверстника, взрослого, знание правил этикета, которые делают взаимоотношения приятными.

           Однако, в условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования, очень важно принять меры по усвоению ребенком нравственных общечеловеческих ценностей.

    Социоигровая технология, авторами которой являются отечественные педагоги – новаторы Е.Е. Шулешко, В. М. Букатов, А.П. Ершова,  предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология, по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, дает положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы. [3]

       В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Социоигровой подход предполагает использование игр разной направленности. Игры, согласно данному подходу (технологии), подбираются для конкретных детей, с которыми ведется взаимодействие в настоящий момент.

        В связи с этим, актуальной становится проблема социализации личности в условиях поликультурной образовательной среды, возрастает значимость ее многонациональной составляющей, проблем ее этнической и гражданской идентичности, толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.

        По мнению  Е.Ю. Протасовой, трудность социализации в данный период, состоит в налаживании отношений с ближайшим социумом, то есть со сверстниками. Особую трудность в общении со сверстниками испытывают дети, ранее не посещавшие детский сад и для которых русский язык не является родным. [4]

     «Вопрос о детском многоязычии не является сейчас только вопросом о чистоте родного языка ребенка, в зависимости от влияния второго языка…» - писал Л.С. Выготский.

        Эмигрировав из страны, многие отказываются передавать ребенку свой родной язык, потому что считают, что он не имеет хождения в иных условиях, в то время как его можно было бы «конвертировать».

         Иногда , подчеркивает Н.М. Родина,  дети забывают язык выученный в дошкольном возрасте, если оказываются в иноязычном окружении. Однако, сам факт того, что когда-то ребенок овладел одним из видов человеческой речи – все равно каким языком – позволяет ему перейти на другой язык и выучить его в совершенстве.  Если в дошкольном возрасте язык предан ущербно, не полностью, либо имела место социальная депривация т.е. не были сформированы связи с окружением, то от такого может не произойти полноценное овладение навыками социальной коммуникации. [4]

      Как правило, педагоги мало знают об особенностях становления речи при двуязычии, думают, что перемещение ребенка в ситуацию, когда употребляется второй язык, автоматически заставляет его переходить на общение на втором языке. Собственный опыт подсказывает взрослым, что детям языки даются легче.

         Ученые доказывают, что чем младше ребенок, тем в принципе у него больше шансов для совершенного овладения вторым языком, но только в том случае, когда обучение правильно организовано.  

        Социоигровая технология позволяет педагогу организовать жизнь детей дошкольного возраста с неродным русским языком в детском саду, в максимальном эмоциональном и физическом комфорте. Данный подход к обучению ищет способы взаимодействия детей со взрослыми, которые позволяют общаться увлеченно, без утомительного принуждения. На занятии и в ходе режимных моментов используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создает социоигровую атмосферу на занятии. [2]

        Некоторые дети, не вполне владеющие русским языком, и, соответственно, не имеющие навыка общения друг с другом и умения работать согласовано, работая сначала в парах, все равно общаются друг с другом (как вербально, так и невербально). Поэтому элементарное наблюдение за выполнением игрового задания сверстниками из своей микрогруппы не проходит для детей впустую. Педагоги подбирают задания для выполнения, согласно интересам и возможностям данного подбора детей.  Соответственно, сам процесс наблюдения за процессом работы партнеров тоже важен для развития и положительного социального восприятия ребенка. [2]

Дети проще вступают в процесс общения находясь в тесной компании взрослого, нет боязни совершения ошибки, а это благоприятно действует на эмоциональный фон ребенка, способствует скорейшему раскрепощению и социальной адаптации в новой языковой среде.

   

     

   

 Литература:    

     

  1.  Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Букатов  В.М. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей.-М.: Чистые пруды,2006.-32с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «дошкольное образование» Вып. 4 (10)
  3. Пастюк, О. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка: воспитание и обучение: работаем по программе / О. Пастюк, И. Бережная, Ю. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №11 2003. – 35-42 с. 
  4. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальнос- ти «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования»»— М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 253 с. — (Учебное по- собие для вузов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста. Использование приёмов социоигровой технологии в работе с детьми".

В данной статье рассказывается об опыте моей работы  по формированию навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста,путём использования приёмов социоигровой технологии....

Повышение качества образования и воспитания на основе применения инновационных технологий - учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому и русскому языку

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли технологии личност...

Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»

Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...

Статья "Формирование грамматических категорий у детей с неродным русским языком в условиях речевой группы ДОУ"

В статье представлена система работы по формированию связной речи через формирование грамматической категории глагола. Предназначается для воспитателей, учителей-логопедов, студентов педагогических ву...

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ, как основной фактор, влияющий на развитие и повышение культуры владения русским языком

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных программах все существующие основы для изучения русского языка и сохранения культуры русског...

Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.

Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...