Особенности планирования работы воспитателя в современных условиях
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Кошкина Надежда Васильевна

Основой образовательного процесса является планирование. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №1 «РОСИНКА»

Выступление на городском семинаре

«Планирование образовательного процесса в ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО »

Тема выступления: «Особенности планирования работы воспитателя в современных условиях»

Подготовила:

Воспитатель

Кошкина Надежда Васильевна

2017г.

Основой образовательного процесса является планирование. (Слайд 2) План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Существует несколько условий, которые  необходимо соблюдать при планировании: (Слайд 3)

- объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОО;

- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

Планирование тематической недели основывается на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделять задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы. (Слайд 4)

  1. Выбирается тема, рассчитанная на 1 неделю.
  2. Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему.
  3. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях.

Рассмотрим  содержание воспитательно-образовательной работы в течении дня.

Планирование  первой половины дня. (Слайд 5)

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы я провожу индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности: по экологическому воспитанию, математическому, речевому, познавательному развитию, изобразительной деятельности. При планировании индивидуальной работы с детьми я указываю конкретно имена тех детей, с кем буду заниматься.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных,  игр-забав) игр малой подвижности,  дидактические игры. В плане пишу название и цель игры.

         В первой половине дня так же планирую беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В  своих планах я  планирую  беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием иллюстраций.

В плане отражается трудовая деятельность детей. Планируется труд в уголке природы, трудовые поручения в игровых уголках. В утренний отрезок времени я  планирую  и организую свободную игровую  деятельность детей: конструирование из строительного материала, бумаги, бросового и природного материала, альбомы для раскрашивания, лепка, рисование.

В плане   отражается  работа по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Планирование прогулки. (Слайд 6)

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Моя основная задача  состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические игры, труд, наблюдение.

На прогулке  я планирую не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сама играю с детьми. В календарном плане  указываю тематику игры, атрибуты.

В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе: за живой и неживой природой, социальным миром, растениями.  

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, я предусматриваю обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке я  предусматриваю равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна меняться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой была организована познавательно-исследовательская либо познавательно-коммуникативная деятельность, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр, игр-эстафет, трудовой деятельности. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Так же на прогулке возможно планирование индивидуальной работы по  речевому развитию, экологии  различные варианты физических упражнений.

Планирование второй половины дня. (Слайды 7, 8)

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В  планах средней группы отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями я планирую условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных мной, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. 

Так же я  планирую игры со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры), развлечения: кукольный, настольный театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр,   изготовление игрушек-самоделок для своих игр.

Для расширения кругозора детей я планирую чтение художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок,  рассматривание репродукций, картин, иллюстраций.  

Задача педагога — спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

(Слайд 9) Данный способ планирования воспитательно-образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. 

(Слайд 10) Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности календарного планирования работы воспитателя ДОУ в летний период

Лето — самое  особенное  время в  жизни каждого ребёнка. Это время   движения и личных открытий. И только от взрослого зависит  как используют  его  для укрепл...

Консультация для воспитателей «Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне &ndash...

«Особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ в современных условиях»

Аннотация: Статья освещает особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ, приводятся конкретные сведения о составлении программы по разделам....

2022 год . Конференция «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».

laquo;Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ»....

Статья. Планирование и организация работы воспитателя в современном детском саду.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации  из государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», выд...

Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»

Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...

"Особенности взаимодействия инструктора ипо физической культуре и воспитателя в современных условиях ДОУ"

Реализацию процеса невозможно представить без взаимодействия всего педагогического колектива. От активного участия воспитателя,его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культур...