Статья. Планирование и организация работы воспитателя в современном детском саду.
статья

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации  из государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», выделено несколько направлений развития дошкольного образования и одним из таких направлений, является его стандартизация.

Существует несколько условий, которые  необходимо соблюдать при планировании: 

- объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно -образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОО;

- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 года № 544н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог», который регламентирует деятельность и профессиональные компетенции, должностные обязанности, умения и навыки воспитателя.   

Мы должны уметь проектировать и реализовывать образовательный процесс и уметь проектировать и реализовывать образовательную программу. При этом функция организация и функция планирования входят в функцию проектирования. Кроме понятия педагогическая деятельность, существует понятие образовательная деятельность, и мы очень часто ими пользуемся. Планирование зависит от тех нормативных документов, которые сейчас существуют. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 предоставлено определение, что представляет собой образовательная деятельность. «Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ».

Существует модель образовательного процесса. Где брать материал для планирования? Для этого существует стадия конструирования.

Конструирование образовательных программ, проектов и планов работы. Конструирование, как стадия проектирования, предполагает учет образовательной программы. Что же в ней должно быть?

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.9, ст.2 дано определение образовательной программе. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

П.6, ст.12 Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. У нас не предусмотрены формы аттестации для детей дошкольного образования, так как они не предусмотрены по закону, но мы говорим о непедагогической диагностике, которая может проводиться и проводится в детском саду. Без нее мы никак не можем обойтись, для того, чтобы мы могли скорректировать образовательную деятельность и построить какие-то индивидуальные маршруты работы с детьми. Об это также написано в ФГОС. Оценочные материалы должны быть. Существуют разные варианты, вы должны выбрать тот, который отражает результаты вашей работы. Это относится к компетенции образовательной организации.

 

Необходимо рассмотреть, что такое педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность, процесс создания проекта и программы внедрения в практику образования. Включает следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности и ее результат. Стадии проектирования: концептуальная стадия; стадия моделирования, стадия конструирования, стадия технологической подготовки, стадия реализации, стадия рефлексии.  

Следующим этапом проектирования, является стадия технологической подготовки. Стадия технологической подготовки, это как раз та стадия, на которой пишутся планы, пишутся конспекты занятий, если они нужны для других форм работы, которые у нас существуют. Это могут быть подготовка дидактических материалов и подготовка демонстрационных материалов. Это все технологическая подготовка перед тем, как реализовывать ту, или иную программу. На стадии технологической подготовки мы и пишем план. Каким образом мы можем подойти к планированию деятельности в детском саду, как написать план? Подходов к планированию очень много. Есть общие понятия, что такое план, что такое планирование и какие планы работы воспитателя могут быть.

План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц) и календарным (на неделю, каждый день).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей по планированию воспитательно-образовательной работы в возрастных группах детского сада

Рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию утреннего отрезка времени, прогулки и второй половины дня....

Эссе на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

                                           Эссе  на тему:"Современный вос...

Эссе на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

      Эссе  на тему:"Современный воспитатель в современном детском саду"Шахмаметьева Лилия РашидовнаГБДОУ №37 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург    ...

Статья на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

Статья  на тему:"Современный воспитатель в современном детском саду"Шахмаметьева Лилия РашидовнаГБДОУ №37 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург          ...

Статья""Современный воспитатель в современном детском саду"

Современный детский сад - это  второй дом  для  детей, где проводит больше всего времени....

Статья на тему: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".

В статье говорится о том, что главное в работе педагога, на современном этапе - это правильное общение воспитателя с ребенком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а знвчит ...