Методическое пособие "Чудесные Шашки"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Методическое пособие «Чудесные шашки» возможно применять для кружковой деятельности по игре в шашки, изучению детьми материала по теории и практике, истории шашек, участию в соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие "Чудесные Шашки" | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Золотая рыбка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
«Чудесные шашки»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(программа)
Ачинск, 2015 год
Автор составитель: Блахтина Наталья Георгиевна. « Чудесные шашки » –
Ачинск, 2014 – 22 стр.
Аннотация.
Программа «Чудесные шашки» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений. Предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Содержание:
Введение 5
1 Организация занятий по шашкам 8
2 Основные формы и средства обучения 9
3 Тематический план содержания занятий 10
Используемая литература 19
Приложение 20
Введение:
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому, у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой.
В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.
В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанника.
Задачи
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
- обучение разнообразию игр в шашки : «поддавки», «уголки»
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
- обогащение детской фантазии, восхищение увлекательной игрой.
Физические:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
1 Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок . Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием программы выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
3. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение: осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
5. Принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Занятия в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: 30 мин.- для детей 6-7 лет
Количество часов в месяц - 8 часов, в год 64 часа (при 8 учебных месяцах)
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 8 до 12 человек.
2 Основные формы и средства обучения
1. Практическая игра.
2. Решение задач, комбинаций этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснения;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнения, тренинги, решение шашечных концовок, задач, этюдов ,
соревнования, работа над ошибками.
Ожидаемые результаты работы по программе «Чудесные шашки»
К концу обучения дети должны знать:
● Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.
● Правила хода.
● Правила игр в « уголки», «поддавки».
К концу обучения дети должны уметь:
● Ориентироваться на шашечной доске;
● Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами и без нарушения правил;
● Правильно располагать доску между партнерами;
● Правильно располагать фигуры перед игрой.
● Решать простые шашечные задачи.
3 Тематический план содержания занятий .
Сентябрь | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Подготовка игровой зоны для детей. Знакомство с детьми. Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, создание дружеской атмосферы. | 2 |
История появления шашек. Цель: познакомить с историческими фактами возникновения игры. | 2 |
Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. | 2 |
Знакомство с доской и фигурами Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, научить играм в шашки. | 2 |
Октябрь | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Терминология (фигуры, доска, ход, бой). Цель: научить детей обращаться с фигурами, шахматной доской, научить играм в шашки. | 2 |
Обучение ходам при игре. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Терминология (противоположные стороны, диагонали) . Цель: развитие интеллектуальных способностей. | 2 |
Игра с соперником. Цель: развитие логического мышления, партнерских отношений. | 2 |
Ноябрь | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы. | 2 |
Обучение игре. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Объяснение положения в игре дамок. Цель: продолжать учить игре в шашки. | 2 |
Игра с соперниками. Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. | 2 |
Декабрь | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Задания и задачи, развивающие логическое мышление. Литература: В. Волина «Праздник числа». Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. | 2 |
Игра между соперниками. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Игра между соперниками. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Соревнования по шашкам . Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами. | 2 |
Январь | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Показ и объяснение ходов в игре «поддавки» Цель: научить игре в «поддавки». | 2 |
Продолжение ознакомления с игрой «поддавки». Цель: развитие интеллектуальных способностей. | 2 |
Игра между соперниками. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Игра между соперниками. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Февраль | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. | 2 |
Показ и обучение игре «уголки». Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей. | 2 |
Продолжение обучению игре «уголки». Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей. | 2 |
Продолжение обучению игре «уголки». Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей. | 2 |
Март | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Развивающие игры. Литература: «Игры со спичками» А.Т Улицкий. Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. | 2 |
Повторение правил игры «поддавки». Цель: повторение правил перед соревнованиями. | 2 |
Повторение правил игры «уголки». Цель: :повторение правил перед соревнованиями. | 2 |
Игры между соперниками в «уголки», «поддавки» Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Апрель | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Соревнование. Игра «поддавки».1 тур. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Соревнование. Игра «поддавки» 2 тур. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций. | 2 |
Соревнование. Игра «уголки» 1 тур. Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. | 2 |
Соревнование. Игра «уголки» 2 тур. Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. | 2 |
МАЙ | |
Тема занятия | Кол-во занятий |
Соревнование по шашкам 1 тур. Цель: учить детей пользоваться терминами при игре. | 2 |
Соревнование по шашкам 2 тур. Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | 2 |
Игра в шашки с родителями Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. | 2 |
Игра в шашки с родителями. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. | 2 |
Используемая литература:
- Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- : «Игры со спичками» А.Т Улицкий – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 123 с
- .«Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов. – СПб.: Литера, 1992. – 200 с.
Приложение:
Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца | |
Ход | Бой | |||||||
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми по обучению игре в шашки кружок "Русские шашки"
Программа направлена на обучение детей игре в русские шашки....
.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...
Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Игра в шашки. Горизонталь, вертикаль, игра в Щелчки".
Упражнения на листе бумагиИгра «Щечки»В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 2 штука) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игр...
Методическое пособие "Умные шашки"
Универсальное методическое пособие, которое может быть использовано для реализации любой образовательной области....
Методическая разработка "Игра в шахматы и шашки как средство интеллектуального развития дошкольников"
Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психическ...