«Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития»
материал на тему
Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.С его введением изменился подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками. Основной целью стало: создание условий не только для коррекции и развития речи как средства общения и познания, но и становления разных видов деятельности, а также позитивной социализации и личностного развития ребёнка.
Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение интерактивных форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 3 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
«Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития»
Выступление на методическом объединении воспитателей логопедических групп
Воспитатель: Пьянзина Елена Владимировна
Рузаевка, 2017 г.
Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.С его введением изменился подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками. Основной целью стало: создание условий не только для коррекции и развития речи как средства общения и познания, но и становления разных видов деятельности, а также позитивной социализации и личностного развития ребёнка.
Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение интерактивных форм работы.
Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (напр. компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - «действие».
Т.о., интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. (В.А.Межериков).
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. В комплексном преодолении общего недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без информационных компьютерных технологий. Они прочно входят во все сферы нашей жизни.
Практика работы с дошкольниками с ОНР показывает: чтобы помочь им успешно справляться с проблемами речевого недоразвития и повысить их познавательную активность, необходимо избегать монотонности, будничности, серости, бедности информации, сообщаемой в процессе занятий. Важным здесь является процесс создания положительной мотивации. Такими возможностями обладает электронная интерактивная доска, которая является важнейшим компонентом современных информационных технологий и соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на компьютере. В зависимости от типа доски запись на интерактивной доске ведется специальным электронным маркером, бутафорским маркером или пальцем.
Информационные компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать как учитель-логопед, так и воспитатель логопедической группы. Поэтому, их использование в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией в настоящее время особо актуально. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Интерактивная доска обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Её возможности позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные.
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей. Это значит, что лучше всего запоминается материал, который можно увидеть, услышать, потрогать и когда сам человек что-то воспроизводит (пишет, рисует, чертит), применяет на практике.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной и насыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов и сказок. Дети с удовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, и даже дети с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь в нее всех детей. Они становятся более внимательными и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность и усиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает в себя функции всех выше перечисленных технических средств.
Основные принципы в работе с использованием информационных компьютерных технологий:
- принцип доступности;
- принцип системности;
- принцип наглядности,
- принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений;
- принцип дифференцированного подхода к обучению детей, в зависимости от структуры дефекта;
- принцип комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ОНР.
В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно — моторных координаций («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний» и т. п.). Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное речь и моторика. При использовании интерактивной доски в работе воспитателя выделены следующие преимущества:
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т. д.);
- Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;
- Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности;
- Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;
- Повышает качество обучения и работоспособности.
Использование доски дает уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи.
Работая с интерактивной доской, мы имеем возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном занятии, которых нет ни в каком другом источнике.
При тематическом планировании, для обогащения и активизации словаря, можно использовать прием интерактивных путешествий: «В осенний лес», «Прогулка по городу», «Ферма», «Магазин». Работая по развитию связной речи используется готовый картинный материал, а также предлагается ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки. Детям очень нравится самостоятельно работать на доске.
При работе по формированию грамматических категорий используются интерактивные игры – презентации типа: «Назови ласково», «Один – много», «Где спрятался щенок?», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?».
Особое внимание уделяется подготовке детей к школе, для этого удобны в применении интерактивные пособия по обучению грамоте, где дети разгадывают ребусы, кроссворды; играют в звуковое домино; подбирают схемы к словам, предложениям; расселяют звуки в звуковые домики; расшифровывают слова. Детям очень нравятся игры – упражнения: «Проведи дорожку», лабиринты, «Найди ошибку», которые развивают зрительно-прослеживающею функцию глаза и графомоторные навыки.
Для коррекции звукопроизношения с целью автоматизации поставленных звуков, используются следующие игры: «Проведи по дорожке». Если автоматизируется звук «Р», предлагаем ребенку: «проведи машинку по дороге, заводи мотор и поехали!». Машина двигается по экрану, а ребенок рычит. Для звука «Ш»: змея ползет; для звука «З»: комарик летит с цветочка на цветочек и т.д. В игре «Веселый поезд» дети рассаживают пассажиров с автоматизируемым звуком.
Результаты мониторинга подтверждают – применение интерактивной доски в коррекционно-логопедической работе помогает значительно повысить уровень мотивации. Образовательная деятельность становится интересной, насыщенной и занимательной, так как материал содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки. При работе с интерактивной доской у дошкольников задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.
Интерактивная доска является неоспоримым помощником для педагогов, т.к. отпадает необходимость изготовления, применения и хранения громоздких пособий.
Таким образом, использование информационных компьютерных в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет воспитателям логопедических групп не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.
Список используемых источников
- Баранова Ю.П. Использование интерактивной доски на уроке /Ю. П. Баранова. – М. – 2012. – С.80.
- Богатырева Ю.И. Информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.И. Богатырева – М.Сфера, – 2004. – С.82.
- Галишникова Е. М. Использованиеинтерактивнойдоски в процессе обучения детей дошкольного возраста /Е.М. Галишникова. – М. – 2011. – С.30.
- Горвиц Ю. М. Новые информационныетехнологиивдошкольномобразовании // Обруч. 1998. № 6. с.1
- Калаш И. В. / Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании /И. В. Калаш. – М.Сфера, –2011. – С.68.
- Филичева Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Т.Б. Филичева Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250.
- Шебаршева А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 127-129.
- Реализация основных концептуальных положений ФГОС в практической работе по развитию речи дошкольников. Э. Любомирская. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 / 2016 г.
- Инновационные методы работы по повышению степени значимости отношения ребёнка к педагогу. Фоминых Е.Н. Журнал «Логопед» № 3/ 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"
Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития.
Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
Методическая разработка Интерактивная доска, как универсальное средство развития личности ребенка.
Интерактивные игры формируют познавательный интерес дошкольников, развивают основные психические процессы: речь; внимание; мышление, творчество; память; воображение....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...